Сообщение об ошибке в тексте тайника


Люберцы. Аэродром [MV/24383]

Самолёты на Люберецком аэродроме. Фото из интернета
Самолёты на Люберецком аэродроме. Фото из интернета
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Москва и Московская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Люберцы, Москва
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Поделиться тайником
МиГ-29
МиГ-29
Новое здание института
Новое здание института
Ангар, оставшийся от аэродрома. Из-за забора видна только крыша
Ангар, оставшийся от аэродрома. Из-за забора видна только крыша
Самый старый жилой дом военного городка
Самый старый жилой дом военного городка
Автор: Зажигалочка
Опубликован: 02.02.2020
(отредактирован 02.02.2020)

Описание окружающей местности

 С Люберцами я только знакомлюсь, понемногу открывая для себя этот подмосковный город. И он не перестаёт меня удивлять. Увидев на карте Люберец названия “Гарнизон”, “Городок А”, “Городок Б”, заинтересовалась, откуда они? И вот что узнала…

 В 30-х годах прошлого века, когда отечественная авиация набирала силы, на окраине Люберец появляется аэродром. Осенью 1932 г. в Люберцы на самолетах Р-1, Р-5, И-3 прибыли эскадрильи из состава 10-й и 11-й авиационных бригад, базировавшихся соответственно в Москве на Центральном аэродроме и в Брянске. На основе этих эскадрилий для противовоздушной обороны Москвы была сформирована 57-я истребительная авиабригада, вскоре перевооруженная на истребители И-5, а затем освоившая и более новые И-15 и И-16. Личный состав бригады, поначалу разместившийся в землянках, начал строить жилые дома, ангары для самолётов осваивать аэродром. Вскоре тут вырос военный городок. Для каждой эскадрильи был построен самолетный ангар и домики штаба эскадрильи,  помещения для ремонтных мастерских и классов для занятий.

 Из города можно было видеть взлетавшие и заходившие на посадку самолеты, но происходившие там события оставались неизвестными даже для жителей города, так как аэродром был военным.

  Так что же происходило в лётном гарнизоне? Был ежедневный напряжённый труд. Лётчики осваивали новую, более совершенную технику, оттачивали своё мастерство. Люберецкая авиабригада надолго стала и кузницей истребительных авиачастей и летных кадров для ВВС. Отсюда они направлялись в районы с напряженной военно-политической обстановкой, где зачастую участвовали в боевых действиях. Лётчики этой авиабригады воевали в Испании, Финляндии, Китае, на Халхин-Голе…

   Одними из первых в ВВС РККА 34-й и 16-й авиаполки, входившие в состав Люберецкой авиабригады, в марте 1941 года переучились на истребители МиГ-3 и приняли на них участие в первомайском параде. Летчики называли эти полки “парадными” и “придворными” за близость к Москве и постоянное участие в парадах над Красной площадью и в Тушино, и ещё за то, что в них направлялись в основном заслуженные летчики. Или с громкими фамилиям. В 16-ом истребительном авиационном полку служили родственники известных людей и видных государственных деятелей страны: сын героя Гражданской войны В.И. Чапаева - Аркадий, сын полярного летчика Героя Советского Союза М.С. Бабушкина - Михаил, младшие братья знаменитых летчиков-истребителей, дважды Героев Советского Союза Г.П. Кравченко - Иван, и С.П. Супруна - Александр. Из школы летчиков в 1940 году в полк прибыл лейтенант Василий Сталин, а в 1941 году - лейтенанты Степан Микоян и Тимур Фрунзе.

 Для укрепления ПВО Москвы в августе 1940 году на базе 57-й авиабригады была сформирована 24-я истребительная авиадивизия, а в июне 1941 г. на ее основе - 6-й истребительный авиакорпус. Управления и штабы авиабригады и авиадивизии размещались в Люберцах на улице Кирова. На Люберецком аэродроме оставались 34-й и 16-й истребительный авиаполк, а остальные 9 авиаполков корпуса базировались на других подмосковных аэродромах.

 В начале войны 34-й авиаполк перебазировался во Внуково и на Люберецком аэродроме остался 16-й полк. Его летчики вели патрулирование и перехват самолетов противника, рвущихся к нашей столице. При отражении октябрьского наступления на Москву полк нанес 172 штурмовых удара по войскам противника, мостам и переправам, а в ходе контрнаступления прикрывал наступающие части Красной Армии. За время войны летчики полка сбили 83 самолета противника, значительная часть, которых на счету трёх Иванов: И.Ф. Голубина, И.Н. Заболотного и И.П. Шумилова, ставших в марте 1942 г. Героями Советского Союза. В конце 1941 г. для отражения немецкого наступления на Москву и поддержки контрнаступления Красной Армии командование перебрасывает в Люберцы 438-й истребительный и 299-й штурмовой авиаполки.

  Так продолжалось все военные годы. Из разных городов в Люберцы прибывали отряды истребителей, штурмовиков, десантников, стрелков… Здесь они переформировывались, получали новую технику и отправлялись воевать на Украинский, Белорусский, Воронежский, Прибалтийский и другие фронты.

В память об этом улицах и домах подмосковных Люберец установлены памятные знаки и мемориальные доски.
   В июле 1943 г. в Люберцах создается Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной Армии. В её состав входили две учебные эскадрильи на Як-9 и две - на Ла-5. Была и специальная эскадрилья на немецких самолетах Bf- 109, Fw-190, Не-111, Ju-87, Ju-88 и Ju-52. Инструкторы школы - опытные летчики-истребители - обучали слушателей тактике и приемам воздушного боя. В школе проводились конференции по обмену опытом воздушных боев, в которых участвовали лучшие летчики-истребители и военачальники. В их числе трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза А.В. Ворожейкин, И.С. Полбин, С.И. Руденко и Е.Я. Савицкий, Герой Советского Союза М.М. Громов. Каждые два месяца тут же, на Люберецком аэродроме выпускники получали новенькие истребители и улетали на фронт. Всего в школе получили подготовку 589 летчиков фронтовой авиации и 43 из них стали Героями Советского Союза.
 Закончилась война, отгремели салюты Великой Победы. Страна становилась на мирные рельсы. В 1947 году в Люберцы из Павшино перебазировалась Центральная научно-экспериментальная база по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (ЦНЭБ). В 1957 году она преобразовалась в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) ВВС. Сотрудники института принимали участие в расследовании летных происшествий и авиакатастроф, выясняли причины отказа техники, осуществляли расшифровку записей бортовых самописцев - “черных ящиков”. За более чем полувековую историю института здесь разбирались последствия самых тяжелых и таинственных летных катастроф и аварий. Говорят, что до недавнего времени тут находились обломки самолета, на котором разбились Юрий Гагарин и Владимир Серёгин.

  С начала 30-х годов в течение почти полувека всего в 15 километрах к юго-востоку от центра Москвы жил и работал Люберецкий аэродром. Если привязываться к карте современной Москвы, то аэродромное поле шириной около 1,5 км со взлётно-посадочной полосой, покрытой металлическими полосами, простиралось почти от Московской кольцевой автомобильной дороги на 2 км между Рязанским и Новорязанским шоссе. До 1995 года аэродром эксплуатировали Московский вертолётный завод им. М.Л.Миля (вертолёты Ми) и Ухтомский вертолётный завод им. Н.И.Камова. Здесь находились их лётно-испытательные комплексы и проводились лётные испытания вертолётной техники.
  В настоящее время почти вся территория бывшего аэродрома застроена и через нее по улицам Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова проходит граница между Москвой и Люберцами. Со стороны Москвы на этой территории вырос микрорайон Жулебино. На люберецкой стороне стоят многоэтажные корпуса гарнизона (Городок Б), среди которых сохранился самолетный ангар, в котором сейчас находится склад.

  Но, пожалуй, самая интересная страница истории Люберецкого аэродрома была написана в самом начале его существования. Тут был построен опытный подземный аэродром. В официальных источниках можно найти информацию о двух подземных аэродромах, а вернее - о подземных ангарах в шведском Гётеборге и в бывшей Югославии. Но наш, Дюберецкий, появился раньше, в 1936 году. И он был первым!

 В 1933 году строятся и испытываются временные деревянные укрытия, а в 1936 появляются постоянные подземные ангары с цементным полом и железобетонными стенами и потолками, похожие на тоннели недавно открытого метро. Как выглядел подземный аэродром снаружи и что было внутри, можно узнать из воспоминаний ветерана ВВС Самуила Крылова, который, будучи молодым курсантом, присутствовал в качестве фотокорреспондента при осмотре опытного аэродрома высшим комсоставом РККА:

http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1992-09--num10

К сожалению, этот аэродром просуществовал недолго. Всего через несколько лет подземные ангары были заброшены и больше подобные объекты в Советском Союзе не появились.

 Что же осталось от гарнизона? Немногое… Один из шести ангаров, старые дома, где жили лётчики, ныне заброшенное здание столовой, медсанчасть, институт, памятные знаки и названия на карте.

А ещё особый дух этих мест, нечто неуловимое, заставляющее забыть, что на дворе давно уже 21 век, невольно возвращающее во времена далёкого детства, когда мы гордились своей сильной страной...

 Более подробно с историей Люберецкого аэродрома можно здесь:

http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2011_03/p2.php

По мотивам этих материалов было создано данное описание






 




Описание тайника



Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Natiс (18.02.2020 01:02:49)
Интересно было узнать о люберецком аэродроме. Сейчас и представить себе сложно, что здесь когда-то было аэродромное поле - огромные многоэтажные дома выросли, как грибы после дождя. И новая станция метро совсем близко.

Почти все значения достаточно однозначны, за исключением последнего шага - Аллея Славы. Какие звёзды там надо считать? Если не считать маленькие, те, что звезда в звезде, то всё равно насчитать можно достаточно много других - в частности, на самолётах, которые там изображены на стендах. Хорошо, что это последняя буква, и только она и может быть на конце слова.

На авторский вопрос о связи слова с аэродромом ответила развёрнуто, снабдив ответ ссылками на соответствующие источники.
Спасибо автору!
mmm1863 (10.02.2020 19:07:28)
Много интересной информации. И маршрут тайника понравился.
Слово сложилось, связь нашлась.
Зачет от автора получен. Спасибо за тайник!
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.