Сообщение об ошибке в тексте тайника


Ансамбль Воскресенского собора [VI/24261]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ивановская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Шуя
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
Нашли: 1
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: какырка
Опубликован: 09.01.2020
Создан: 02.01.2020
(отредактирован 14.01.2020)

Описание окружающей местности

Посвящение: Этим тайником (четвертым) я завершу серию, посвященную Святителю Митрофану Воронежскому в Ивановской области: от рождения святого до освящения престола в его честь.

 Ансамбль Воскресенского собора — архитектурная доминанта Шуи, исторический центр города. Расположен на левобережье реки Тезы в старой части города, соборная колокольня замыкает перспективу бывшей Ковровской улицы. Кроме главного собора (1798) в ансамбль входит малый Никольский собор (1756) и отдельно стоящая колокольня (1832). Колокольне посвящен тайник «Цепочка Шуя. Шпиль до небес».  Комплекс зданий Воскресенского собора признан памятником федерального значения. В связи с образованием Шуйской епархии Воскресенский собор получил статус кафедрального.

В малом Никольском соборе в 1833 г. на средства купца Корнилова был устроен и освящен придел в честь святителя Митрофана Воронежского — первый престол в России в честь прославленного в 1832 г. русского архипастыря. Инициатором освящения явился соборный протоиерей Алексий Никитский, который был уроженцем села Антилохово Ковровского уезда, в котором родился и святитель Митрофан.

История Воскресенского собора

Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 г. в писцовых книгах Афанасия Векова. В описи города Шуи Воскресенская церковь описывается «деревянной и весьма бедной», с одним приделом св. Николая Чудотворца.

Церковь становится знаменитой в связи с обретением в ней Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери во время морового поветрия, постигшего всю центральную Московию в 1654–1655 гг. Свирепствующая эпидемия унесла жизни 560 человек, почти половину жителей Шуи. Обетная икона была написана по просьбе прихожан Воскресенской церкви шуйским иконописцем Герасимом Иконниковым, который писал список cо Смоленского образа Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

Икона была создана за несколько дней, и уже при написании образа случились чудесные явления. Иконописец вдруг обнаружил, что изменилась первоначальная прорись иконы, так что правая ножка Младенца оказалась приподнятой, и Он левой рукой закрывает ее пяту; при исправлении «ошибки» Герасимом это начертание вновь чудесно повторилось (по «Сказанию» так случилось трижды), и иконописец сохранил его на иконе. При торжественном внесении образа крестным ходом в Воскресенскую церковь от иконы изошел видимый всеми неземной свет. Став свидетелями знамения, жители города начали сугубо каяться, умножили свои молитвы, и через некоторое время по молитвам Богородицы моровая язва в Шуе чудесно прекратилась. Шуяне прославили Небесную Заступницу, оказавшую милость через новонаписанную икону.

Обильные чудеса и исцеления от новоявленной Смоленской иконы, наименованной впоследствии «Шуйской», стали происходить с 1666 г., через 11 лет после ее обретения. В некоторые праздничные дни в Воскресенской церкви случалось более десяти чудесных исцелений от образа; всего же было зафиксировано 108 случаев исцелений. В 1667 г. специальная патриаршая комиссия после освидетельствования чудес от Шуйской иконы признала ее чудотворной.

Примерно в 1690 г. на месте деревянной Воскресенской была возведена каменная пятиглавая церковь. В том же году церковь была переименована в соборную (по другим источникам это случилось в 1667 г.). У северной стороны собора в 1709 г. была выстроена небольшая зимняя Никольская церковь. Случившийся в 1710 г. пожар уничтожил оба храма. Выстроенный заново собор просуществовал недолго и был по ветхости разобран. В 1739 г. был издан указ о возобновлении строительства двух храмов. В 1756 г. на небольшой террасе на месте прежней была выстроена невысокая одноглавая церковь в честь святителя Николая Чудотворца (впоследствии она также называлась собором). Возведение Воскресенского собора долго откладывалось и было начато усердием горожан лишь в 1792 г., строительство продолжалось несколько лет. 19 сентября 1798 г. происходила церемония освящения Воскресенского собора, чин совершал епископ Владимирский и Суздальский Виктор. При сохранении прежнего названия собора главный его престол был освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

После строительства конца XVIII в. храм приобрел архитектурный облик, сохранившийся в основном до настоящего времени. Это яркий памятник раннего классицизма, отличающийся монументальностью, строгостью форм; высота собора — 34,8 м. Первоначально основной объем собора составлял увенчанный пятиглавием четверик, к которому примыкала пониженная трапезная.

В 1722 г. Воскресенский собор посетил император Петр I, направлявшийся в Персидский поход. Сохранилось предание, что государь исцелился от некоего недуга у Шуйской иконы и хотел взять образ с собой, но жители Шуи упросили его оставить святыню у них (сведения о посещении Шуи Петром I спорны). Среди царственных особ собор посещали также царица Елизавета Петровна (в 1729 г.) и император Александр II, в бытность им наследником престола (в 1837 г.).

Воскресенский собор был богато украшен на средства, главным образом, шуйского купечества. В память об избавлении Шуи от холеры была изготовлена драгоценная праздничная риза для чтимого образа (оценивалась по тем временам в 40 тыс. рублей). По описанию краеведа В. Борисова «св. иконы в храме все без исключения греческого письма, многие из них обложены сребропозлащенными ризами и окладами». В описи святынь отмечается Тихвинская иконы Богоматери (1738), известная под именем «Воеводской». Стены и столпы главной части собора были расписаны в академическом стиле в конце XIX в.

В 1912–13 гг. на средства старосты П.Х. Пухова и шуйского фабриканта М.А. Павлова Воскресенский собор подвергся значительной реконструкции и расширению. Переустройство было вызвано вследствие «неотложной нужды по причине тесноты и духоты». Несмотря на возражения со стороны многих архитекторов, рекомендовавших сохранить прежнюю архитектуру собора «в стиле Казакова», проект перестройки был, тем не менее, осуществлен по проекту архитектора И.Е. Бондаренко. С западной стороны к собору была пристроена вытянутая трапезная, которая завершалась двусветной папертью-притвором с тремя главами, где разместились высокие хоры. Справа и слева новой трапезной были устроены два придела в честь Воскресения Христова и Успения Божией Матери (освящены, соответственно, в 1914 и 1916 гг.) Реконструкция в целом сохранила стиль раннего классицизма и добавила храму монументальности.
Прежде к собору были приписаны две каменные часовни Шуи: расположенная на соборной площади Смоленская часовня (сер. XIX в., перестроена в 1876 г.) и часовня св. Александра Невского (1896 г.) — у городского рынка. Обе часовни не сохранились.

К архитектурному ансамблю Воскресенского собора принадлежали также каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая, две каменные часовни и колокольня. Никольская церковь выстроена с северной стороны в нескольких метрах от главного храма. Время основания этой церкви неизвестно, несомненно только то, что в начале XVIII столетия храм уже стоял, о чем упоминается в описи города, составленной воеводой Яковом Сытиным. Храм этот был теплым, и до 1867 года в нем совершалась служба в зимнее время. После того, как в главном соборном храме были установлены духовые печи, в Никольском храме сделали библиотеку и ризницу. Слева в нем был придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Убранство храма, как сообщает церковный историк, ничем особенным не отличалось. Когда в городе квартировались войска, полковой священник совершал в Никольском храме службы для своего полка.

Соборная колокольня

В 1810 г. в 20 саженях к югу от Воскресенского собора было начато возведение соборной колокольни, которая строилась в течение 22 лет. Это уникальное сооружение русского зодчества, замечательный памятник эпохи классицизма XIX в. Но ей посвящен самостоятельный тайник https://geocaching.su/?pn=101&cid=3522, поэтому немного расскажу лишь о колоколах.

На третьем ее ярусе колокольни была установлена звонница с двенадцатью колоколами общим весом 2333 пуда. Главный колокол был гордостью шуян. Он был седьмым в России по тяжести и весил 1270 пудов, то есть более двадцати тонн. Для сравнения: Царь-колокол, отлитый в 1734 году, весил 12 327 пудов; в Троице-Сергиевой Лавре были колокола 4000 пудов и 1860 пудов, а в разрушенном после революции храме Христа Спасителя в Москве вес колокола составлял 1654 пуда.

Благая мысль об устройстве колокола зародилась у почетного шуйского гражданина, фабриканта-миллионера Михаила Александровича Павлова, бывшего старосты Воскресенского собора. Причиной послужили события, произошедшие с царской семьей 17 октября 1888 года. В этот день царский поезд Александра III возвращался из Ливадии в Санкт-Петербург и потерпел крушение недалеко от Харькова. Чудесным образом вся царская семья с государем-императором Александром III осталась цела. Спаслись его супруга, государыня-императрица Мария Федоровна, наследник престола цесаревич Николай Александрович, Великие князья Георгий и Михаил Александровичи и Великие княжны Ольга и Ксения Александровны.

Как только весть разнеслась по всей России, тотчас отовсюду понеслись к престолу царя сердечные выражения народной любви. Двери всех храмов были открыты, служились молебны. В память этого события возводились новые храмы и часовни. Не желала отставать в этом отношении от других городов и Шуя. В память чудесного события при соборе была устроена церковно-приходская школа и отлит новый большой колокол. Колокол имел одну особенность. На внешней стороне было рельефное изображение святых покровителей царской семьи: святого благоверного князя Александра Невского, святой равноапостольной Марии Магдалины, святителя Николая, святого великомученика Георгия, святого князя Михаила Тверского, преподобной Ксении, святой равноапостольной княгини Ольги и, конечно же, образ Шуйско-Смоленской Божией Матери. Вверху, кругом колокола, было вычеканено: «КТО БОГЪ ВЕЛИЙ, ЯКО БОГЪ НАШЪ, ТЫ ЕСИ БОГЪ, ТВОРЯЙ ЧУДЕСА», а внизу сделана надпись: «Сооружен к Воскресенскому собору гор. Шуи по благословению Высокопреосвященнаго Феогноста, архиепископа Владимиро-Суздальского, усердием ктитора Михаила Павлова, прихожан и некоторых других шуйских граждан в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александpa III с Августейшим Его Семейством 17 октября 1888 года. Отлит он в лето от Рождества Христова 1890-е в 30 день месяца сентября при державе Благочестивейшего Государя Императора и Самодержца Всероссийского Александра III Александровича. В роды родов да возвещает глас сего колокола о той великой милости, которая явлена была Господом отечеству нашему в 17 день, октября 1888 года. г. Москва. Завод Финляндского. Весу 1270 пудов».

Колокольный завод обязался не только отлить колокол и доставить его в Шую, но и установить его на колокольню. С этой целью колокол в Шую сопровождал командированный заводом специалист. Колокол был привезен в город в крещенские морозы. Было высказано сомнение, выдержит ли Большой мост его вес, и колокол решили переправить через Тезу по льду. На середине реки он затонул. Это было 4 января 1891 года. Нашелся человек, который нырнул в воду, продел в «уши» колокола канат, и его таким образом удалось вытащить. После всех злоключений 8 января 1891 года колокол был подвезен к соборной колокольне и стоял здесь, покрытый тесовым навесом, до тех пор, пока на колокольне шли подготовительные работы: устанавливались новые крепкие балки, менялись старые полы, переделывались лестницы.

В день поднятия колокола, 19 мая, площадь настолько плотно была заполнена народом, что для наблюдения за порядком вызвали конную полицию. Собралось до 20 000 человек. Для специалиста — руководителя подъемом колокола — была установлена на площади деревянная вышка, с которой подавались команды. Подъем колокола осуществлялся посредством нескольких канатов, продетых через блоки ярусом выше и протянутых в разные стороны Соборной площади. К канатам были привязаны многочисленные веревочные ответвления. Другими канатами народ оттягивал колокол, не давая ему касаться колокольни.

Перед подъемом был отслужен торжественный молебен. Колокол спокойно и быстро начал подниматься, через три минуты он был уже у третьего яруса и вскоре введен внутрь колокольни. Вся работа по подъему колокола продолжалась полтора часа, после чего стали пробовать звон. В четыре часа вечера шуйские граждане услышали благозвучный звон нового колокола к вечерне. Старые люди вспоминают, что звон колокола было слышно за тридцать верст.

Колокола на соборной звоннице звонили до 1930-го г., после чего звон в Шуе был запрещен. В 1933 году был сброшен шуйский колокол. При падении колокол задел один из выступов, издав как бы прощальный звук. Приземлившись, колокол углубился в землю на полметра, от него отломился кусок. Чтобы сохранить память об этом, верующие христиане впоследствии залили образовавшееся от падения колокола углубление раствором. Большой колокол разбивал кувалдой рабочий водопровода Караулов. После того, как сбросили главный колокол на мостовую, стали сбрасывать балки и другие колокола. Собравшиеся люди пятились назад в страхе, когда с большой высоты летел очередной колокол. С прощальным гулом разбивались колокола о мостовую, а погибая, ранили осколками людей. Один из очевидцев вспоминал, что в тот день шел дождь, он сидел на отливе окна только еще строившейся гостиницы, но от хлынувшего ливня ушел под проездную арку ворот. Этим он и спасся, так как один из осколков пролетел в это окно и пробил противоположную стену.  Два старинных колокола были сохранены, сегодня они вновь повешены на ярусе для звона и участвуют в трезвоне малых колоколов.

В  те же годы были попытки снять и крест с колокольни. Двое из рабочих вызвались сделать это, но, добравшись до середины шпиля, оба сошли с ума. Первый «смельчак» несколько дней провисел на середине шпиля, размахивая руками и страшно крича до тех пор, пока его с большим трудом не сняли. Больше желающих расправиться с крестом на находилось, и все эти годы он осенял город.

«Шуйское дело» 1922 года

Воскресенский собор оказался в центре исторических событий Советской России в связи с Декретом «Об изъятии церковных ценностей». В 1922 г. У Воскресенского собора произошли столкновения, давшие начало известному судебному процессу «Шуйское дело», после которого наступили масштабные гонения на Церковь.

В 1921 г. вследствие небывалой засухи, а также жестокой политики продразверстки в отношении крестьянства начался страшный голод в Поволжье. Голодало около 20 миллионов человек. Патриарх Тихон обратился с призывом к российской пастве и благословил сбор средств в пользу страдавшим от голода. Церковным комитетом помощи голодающим было собрано большое количество материальных средств, в том числе, были пожертвованы драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употребления.

Однако советские власти решили использовать наступивший голод для борьбы с Церковью. В начале 1922 г. под предлогом сбора средств для голодающих издается Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», согласно которому должны были изыматься все без исключения драгоценные церковные предметы. Патриархом Тихоном было издано воззвание к пастве, в котором указывалось, что Церковь не может одобрить изъятие из храмов богослужебных предметов, это является святотатством и нарушением церковных канонов.

В Шуе комиссия по изъятию церковных ценностей была создана 3 марта. Настоятель Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров сообщил, что он сам отдать имеющие богослужебное употребление церковные предметы не может, но и оказывать сопротивления комиссии не намерен. Протестующие прихожане в течение нескольких дней преграждали вход в собор комиссии по изъятию ценностей, которая намеревалась произвести опись находящихся в храме драгоценных предметов. 15 марта 1922 г. у Воскресенского собора собралась большая толпа народа, и при очередной попытке членов комиссии войти в сопровождении охраны у стен собора возникли беспорядки. Конной милиции и прибывшему затем вооруженному отряду красноармейцев было оказано сопротивление. Люди отбивался кольями и поленьями, начали раздаваться возгласы: «Все равно умирать — умрем за Божию Матерь!». После ударившего с колокольни набата по защищавшим собор прихожанам была открыта пулеметная стрельба сначала поверх голов, потом по самой толпе и по звонившим. Среди защитников храма пострадало 22 человека, четверо были убиты. Насильственное изъятие основных ценностей из собора совершилось в тот же день; кроме многочисленных иконных риз был содран с престола серебряный оклад, снята драгоценная праздничная риза с чудотворной Шуйской иконы.
На события в Шуе была незамедлительная реакция со стороны большевистского правительства в Москве. Уже на следующий день Ленин пишет в Политбюро свое секретное письмо, в котором призывает жестоко расправиться с сопротивлением «церковников». Из текста письма становятся очевидными истинные, циничные причины начавшейся кампании по изъятию церковных ценностей. «Я прихожу к безусловному выводу, — пишет Ленин в своем письме, — что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

По начатому уголовному делу были арестованы настоятель шуйского Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров, несколько других шуйских священников; всего по окончании следствия в Шуе к суду были привлечены девятнадцать человек. В Иваново-Вознесенске был проведен показательный суд над «зачинщиками» беспорядков, свидетели путались в показаниях, обвиняемые виновными себя не признали. По решению суда, утвержденному затем в Политбюро, были приговорены к расстрелу священники Павел Светозаров и Иоанн Рождественский из Крестовоздвиженского храма в Палехе, а также мирянин Петр Языков. Остальные участники процесса были осуждены на разные сроки тюремного заключения. Смертный приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 г.

После «Шуйского дела», приковавшего внимание всей России, начались масштабные репрессии духовенства по всей стране, уже санкционированные советской властью. Активное сопротивление изъятию ценностей проводились и в других городах России: производились массовые аресты в Москве, Петрограде, Смоленске, Орле, других городах. В стране начались небывалые в истории гонения на Православную Церковь.

На Соборе 2000 г. пострадавшие во время шуйских событий 1922 г. были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских: расстрелянные после суда священники Павел Светозаров и Иоанн Рождественский, Петр Языков, убитые у стен собора — Николай Малков, Сергей Мефодиев, Авксентий Калашников, Анастасия Шилова.

В воспоминание о тех трагических событиях 17 октября 2007 г. на площади у соборной колокольни был торжественно открыт памятник павшим за веру в годину гонений на Церковь (скульптор А.И. Рукавишников).

Собор и колокольня в советские годы

В Воскресенском соборе совершались богослужения вплоть до конца 1930-х гг.
20 апреля 1936 г. Воскресенский собор был отдан обновленцам. Официально он был закрыт постановлением Ивановского облисполкома 2 октября 1937 г., но фактически богослужения в нем прекратились в сентябре 1939 г. Тогда же из собора загадочно исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы, ее местонахождение до настоящего времени неизвестно.

В советское время в помещении собора находились склады. В Никольском храме размещалась мебельная мастерская, а в Митрофаниевском приделе до 1999 г. — Шуйский городской архив. В 1960-х гг. все восемь куполов собора были сняты, и более десяти лет собор стоял «обезглавленным». В 1967 г. в Обществе охраны памятников старины был поднят вопрос о восстановлении глав. Дважды, в 1951 и 1969 гг. приступали к реставрации колокольни — главной достопримечательности Шуи, долгое время шуйская звонница простояла в лесах, но в обновленном виде находилась непродолжительное время. В начале 1990-х на колокольне была заменена кровля.

Возрождение Воскресенского собора

На Пасху 1991 г. Воскресенский собор был вновь передан Русской Православной Церкви, в нем возобновились богослужения. В октябре 1991 г. собор был приписан к Николо-Шартомскому монастырю, получив статус монастырского подворья.

20 августа 1993 г. во время визита в Ивановскую епархию Воскресенский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своем приветственном слове к собравшимся в соборе он, в частности, сказал: «Революционные десятилетия не прошли бесследно для Шуи: проводились изъятия церковных ценностей, репрессии священнослужителей и мирян, закрытие церквей. Храм Воскресения Христова возрождается сегодня к жизни, в нем совершаются богослужения, открыта приходская школа. Многие горожане принимают живое участие в возрождении церковной жизни. Дай Бог вам завершить это святое дело. Пока мы восстанавливаем свои святыни, не погибнет Русская земля».

В разоренном соборе начались длительные восстановительные работы: была произведена как внутренняя, так и внешняя реставрация, восстановлен пятиярусный иконостас, расписанный палехскими иконописцами, реставрирована настенная живопись, в храме появилось много старинных и новонаписанных икон. Среди древних икон в соборе почитается список Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, написанный в начале XIX в. Вокруг комплекса храмов была отстроена кованая металлическая ограда. Неоднократно реставрировалась колокольня: производился косметический ремонт кладки, в 2000-х гг. ее стены дважды красили, причем, один раз при помощи альпинистов.

5 января 2002 г. на шуйскую колокольню был поднят новый большой колокол весом 4,5 т, отлитый в литейной мастерской Николо-Шартомского монастыря; это самый большой колокол на храмовых звонницах Ивановской области.

10 августа 2005 г., в день празднования Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери в Шуе прошел первый большой Крестный ход в честь чудотворной иконы, собравший около 10 тыс. человек. Традиция большого крестного хода в Шуе стала ежегодной, в день празднования чтимой иконы собирается множество богомольцев со всей Ивановской области, паломников из других мест.

В 2013–15 гг. по федеральной программе была проведена генеральная реставрация комплекса храмов Воскресенского собора. Были заново оштукатурены фасады собора, заменены элементы декора, позолочены главы, установлены новые фигурные кресты. У малого Никольского собора была сделана обширная отмостка, завершена его наружная реставрация. В марте 2015 г. была расписаны стены трапезной части собора. На колокольне были заменены несущие конструкции шпиля, находившиеся долгое время в аварийном состоянии, была произведена обработка каменной кладки по всей площади колокольни, отделана лепнина. Был снят и реставрирован крест, заменена кровля шпиля и купольной части звонницы. Подобная масштабная реставрация не проводилась с момента постройки колокольни.

После образования Шуйской епархии Воскресенскому собору был присвоен статус кафедрального (указ Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/193 от 04.04.2013).

В настоящее время в шуйском Воскресенском соборе совершаются основные архиерейские богослужения, проводятся официальные епархиальные мероприятия.

http://www.shuya-eparhia.ru/o-blagochinijah/kafedralnyj-sobor-voskresenija-hristova-g-shuja/

http://www.family-history.ru/temples/temples_44.html

Описание тайника



Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Вера (13.01.2020 21:25:20)
Очень интересный собор. Спасибо автору.
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.