Одним из символов битвы за Сталинград стали выпускавшиеся там же Т-34. Последние такие танки, выпущенные Сталинградским тракторным заводом, шли из цехов сразу в бой, при этом их экипажи комплектовались заводскими рабочими. Менее заметными участниками битвы, перебившей хребет немецкому блицкригу, стали Т-60, выпускавшиеся на окраине города — в посёлке Красноармейске. На находившемся там заводе № 264 танки выпускались немногим больше полугода. Тем не менее по массовости выпуска танков Т-60 эта «внеплановая» площадка стала второй после Горьковского автомобильного завода им. Молотова. В 1931 году в жизни посёлка Красноармейска (до 1920 года — бывшая немецкая колония Сарепта) произошло два знаковых события. Во-первых, посёлок был присоединён к Сталинграду, а во-вторых, там началось строительство верфи. Красноармейская верфь специализировалась на гражданских судах, но к концу 30-х годов появились планы её загрузки и военными заказами. В 1940 году её преобразовали в завод № 264 Наркомата судостроительной промышленности. Новым направлением для предприятия стала постройка бронекатеров проекта 1124, известных также как «речные танки». Впрочем, деятельность завода оказалась связанной и с настоящими, «сухопутными» танками. Когда на СТЗ осваивали производство средних танков Т-34, возможности Красноармейской судоверфи было решено использовать в корпусном производстве для этой машины. После начала Великой Отечественной войны корпусное производство для Т-34 стало одним из основных направлений работы завода № 264. В сентябре 1941 года он был переподчинён Наркомату танковой промышленности. Бронекатера при этом продолжали сходить со стапелей. В конце сентября с предприятием произошли ещё большие метаморфозы в плане производственной деятельности. 17 числа началась эвакуация Харьковского тракторного завода, который в тот момент производил бронетракторы ХТЗ-16 и разворачивал выпуск малых танков Т-60. Часть заводских эшелонов немцы смогли перехватить, часть оказалась на Алтае в городе Рубцовске, где был организован Алтайский тракторный завод. Остальное оборудование и рабочие ХТЗ оказались в Сталинграде. Прибывшие из Харькова эшелоны стали разгружать в недостроенные корпуса, в которых ещё не было отопления, складских и бытовых помещений. Октябрь и ноябрь ушли на организацию производственного процесса. Вместе с производством в Красноармейске оказалось и конструкторское бюро ХТЗ. Можно сказать, что на территории одного завода теперь находились два предприятия. Некоторое время даже на заводской документации по Т-60, который было решено выпускать в пригороде Сталинграда, красовались штампы ХТЗ. Главным конструктором образованного на заводе № 264 ОКБ стал инженер Фролов. 9 ноября вышло постановление ГКО № 876сс «О восстановлении танковых заводов, эвакуированных из Харькова, Москвы и Ленинграда». Согласно этому документу, установка оборудования на заводе № 264 должна была закончиться к 1 декабря. При этом в ноябре планировалась поставка первых тридцати Т-60, а уже в декабре — 150. С 15 января 1942 года планировался выпуск 10 танков ежедневно. К декабрю, несмотря на ряд проблем, подготовка к производству Т-60 в основном была закончена, но за ноябрь ни одного танка завод № 264 так и не выпустил. Главной причиной срыва планов стало то, что первые три двигателя прибыли на завод лишь 29 ноября. Тому, что в качестве места сборки была выбрана судоверфь, удивляться не следует. Ещё первые советские танки строились в 1920 году на мощностях судоверфи «Красное Сормово», а в 1941 году там же был организован завод № 112. В мировой практике примеров использования судостроительных предприятий для выпуска танков предостаточно. Другое дело, каким именно образом на заводе было поставлено корпусное производство. Как ни парадоксально это прозвучит, завод № 264, обеспечивавший СТЗ корпусами и башнями для Т-34, корпусное производство Т-60 у себя не организовал. Смежником завода № 264 по линии корпусов и башен для Т-60 оказался металлургический завод «Красный Октябрь». Расстояние между двумя предприятиями составляло больше 35 километров, и выглядит подобное решение с точки зрения логистики довольно странно. К началу производства Т-60 на заводе № 264 находилось 37 комплектов корпусов и башен. Кроме того, имелось 13 корпусов производства Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции, не имевших башен. Эти корпуса, изготовленные с толщиной брони 20 мм, были экранированы силами завода № 264. По плану, с завода «Красный Октябрь» за декабрь должно было поступить 100 корпусов и башен, по факту же получили лишь 7 комплектов. Из этого количества один корпус «Красного Октября» оказался забракован, а остальные пришлось доделывать своими силами. Не менее серьёзные проблемы имелись и с поставками деталей с СТЗ. За декабрь оттуда было получено всего 39 радиаторов и 91 бензобак, имелись большие задержки по тракам и другим деталям. Кроме того, на заводе № 264 часть деталей из-за неготовности производства пришлось выпускать с использованием различных обходных способов. Несмотря на все сложности, 8 декабря завод своим ходом покинуло первые пять Т-60, ушедших в 21-й и 22-й запасные учебные танковые полки. Всего же за декабрь 1941 года в Красноармейске успели сдать 45 машин. Завод № 264 стал вторым после Горьковского автозавода предприятием, запустившим столь нужный армии малый танк в крупную серию. Освоение Т-60 шло довольно тяжело, в основном по вине смежников. В январе 1942 года вместо 240 танков удалось сдать всего 101. Корпуса, поступавшие с «Красного Октября», нередко приходилось дорабатывать на месте. Больше того, за январь вместо 200 корпусов завод получил лишь 92 штуки. Подводил и СТЗ, выступавший смежником по ряду важных агрегатов, включая бензобаки и радиаторы. Проблема поставок деталей со стороны СТЗ стояла настолько остро, что приходилось идти на крайние меры и выпускать танки без некоторых узлов. Например, из январского выпуска как минимум 11 машин было сдано без масляных радиаторов. Отсутствие у завода № 264 отапливаемого помещения привело к тому, что танки вместо легко смываемой белой краски на основе казеина, мела и извести красили белой нитрокраской. Для обеспечения завода № 264 дефицитными узлами пришлось привлекать другие предприятия. Завод № 469 НКАП им. Громова (г. Горький), который изготавливал радиаторы для заводов № 37 и ГАЗ, в середине февраля получил расширенный заказ. Проблемы со смежниками продолжали преследовать завод и позднее. В феврале вместо 200 запланированных танков их сдали 67 штук, в марте ожидалось уже 250 Т-60, а в реальности было сдано 80. И виноват был не завод № 264: вместо 200 корпусов «Красный Октябрь» за первую половину февраля сдал 61, а в общей сложности было получено всего 159 корпусов. Но самой большой проблемой стал «моторный голод». Фактически количество сданных заводом № 264 танков равнялось количеству имевшихся моторов. Благодаря решению большей части проблем, предприятие в Красноармейске смогло перевыполнить план: вместо 250 танков за апрель было сдано 255. В мае 1942 года на заводе № 264 было построено 275 танков Т-60, что соответствовало заданию. Подобные объёмы заводу давались с большим трудом. Из-за недостатка радиаторов 102 танка выпустили с оборотными радиаторами. Кроме того, двигатели с ГАЗ им. Молотова поступали неравномерно, из-за чего завод № 264 пять дней вообще простаивал. Никуда не делись и проблемы с обрезинкой и поставками траков. Несмотря на перебои с поставками радиаторов, в июне завод при задании в 300 танков построил 311 машин. Увеличившиеся объёмы выпуска вселяли уверенность в том, что установленный постановлением ГКО № 1880сс от 5 июня на июль 1942 года план в 325 танков, будет выполнен. Увы, к этому времени Т-60 уже окончательно устарел. 3 июля вышло постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70». Согласно ему завод № 264 с 5 июля прекращал выпуск Т-60, сконцентрировавшись на выпуске корпусов и башен для Т-34. Решение было абсолютно верным: к тому моменту уже вовсю шел выпуск Т-70, а СТЗ корпуса «тридцатьчетвёрок» были нужны как воздух. Тем не менее заводу № 264 удалось в июле сдать ещё 51 танк Т-60. Из-за несвоевременного поступления двигателей с ГАЗ и траков с СТЗ доукомплектование последних Т-60 закончилась 26 июля. Большинство танков июльского выпуска было отправлено на комплектование частей Сталинградского и Воронежского фронтов. Часть башен Т-60 из задела была использована в качестве неподвижных огневых точек. Несмотря на все трудности, завод № 264 оказался на втором месте по числу выпущенных Т-60: всего в Красноармейске было построено 1174 таких танка. После битвы за Сталинград завод № 264, меньше пострадавший от бомбёжек, был преобразован в ремзавод № 264. Помимо восстановления советских танков, предприятие занималось и ремонтом трофейной бронетехники. В 1944 году завод изготавливал рубки для САУ ИСУ-152, а также находился в кооперации по производству танка Т-44. А позже он вернулся к основной своей деятельности — судостроению. А несколько лет назад предприятию, ныне носящему название ОАО «Волгоградский судостроительный завод», пришлось вспомнить славное танковое прошлое. 30 апреля 2011 года со дна реки Доброй Суровикинского района Волгоградской области был поднят Т-60, подбитый зимой 1942 года в ходе боёв за Сталинград. По ряду признаков машина явно идентифицируется как произведённая на заводе № 264. Решение о дальнейшей судьбе танка принималось несколько месяцев. Наконец 8 августа её отправили туда, где построили. На судостроительном заводе танк полностью отреставрировали, и ныне он принимает участие в памятных мероприятиях, посвящённых боям за Сталинград.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: