Коми православная берет начало со времен святителя Стефана Пермского, который в 1383 году создал первую пермскую епархию в Усть-Выми. Образование епархии для Коми края по сути обозначало присоединение к Московской Руси. Усть-Вымь стала административным и религиозным центром огромного края и центром проведения московской политики на северо-востоке.
К началу 17 века Коми край имел 31 приход, 54 церкви и 7 часовен. Монастыри в Коми не получили распространения, за исключением двух погостов, которые основал святитель Стефан Великопермский в Вотче и Усть – Выми. На судьбу православной Коми повлиял церковный раскол в 17 столетии. Идеологов старообрядчества ссылали в Коми край. Старообрядцы появились сначала в Печоре, постепенно обосновываясь по всему краю Коми. К концу 19 века они составили серьезную оппозицию русской православной церкви.
С развитием церковной архитектуры изменялись строения храмов и церквей края Коми, деревянные постройки заменялись на каменные. Земля Коми просвящалась духовно, и красивейшие церковные строения украшали селения и города. Так, к 1916 году в Коми насчитывалось 84 каменных и 93 деревянных храмов и более 200 часовен.
Приход к власти большевиков коренным образом изменил жизнь церковных организаций. Русская Православная церковь была в оппозиции к советской власти, идеологией которой стал атеизм. Декрет об отделении церкви от государства, школы от церкви (в 1918 году) вызвал протест православных общин, в том числе Коми края, т.к. лишал церковь собственности и прав юридического лица. В 1918 – 1920 гг. прокатилась первая волна террора против церкви и священнослужителей.
Новый удар был нанесен в 1922 году. Закрывались монастырские храмы, а насельников выселяли и арестовывали. Уже в 1920-х гг. автономная область Коми стала местом ссылки духовенства. Так, в 1927 году по данным ОГПУ в Коми отбывали срок 7 епископов и 57 священников. В 1930-е гг. число их резко возросло. В лагерях Коми АССР погибли тысячи священников различных вероисповеданий.
В 1930-е гг. в Коми АССР начались массовые репрессии как против православных, так и против старообрядцев. К 1941 году в Коми было закрыто 112 православных храмов и не осталось ни одного прихода. Более 50 храмов были полностью разрушены. В остальных же устроили детские сады, клубы или склады.
Мученики и исповедники на земле Коми
Игумен Троицко – Стефановского Ульяновского мужского монастыря Амвросий (Морозов)
Ульяновские монахи стали первыми, кто пострадал за православную веру, на зырянской земле. Настоятель монастыря игумен Амвросий (Морозов) после возвращения из концлагеря переехал на жительство в г. Усть – Сысольск (Сыктывкар), где до конца 1930 года служил в качестве приходского священника в одной городской церкви. В 1930 году отец Амвросий был арестован по обвинению в сокрытии валюты, а вернее, нескольких серебряных монет. Суд приговорил его к трехгодичной ссылке в Северный край, в состав которого, собственно, и входила Коми АССР. После своего освобождения в 1933 году отец Амвросий служил в Свято – Казанском храме деревни Кочпон за городом Сыктывкар.
Следующий арест последовал 4 августа 1937 года по доносу о том, что о. Амвросий устраивает сборища церковников и ведет активную антисоветскую деятельность. Допросы, длившиеся до 19 августа в Сыктывкарской тюрьме НКВД, не дали никаких результатов. Но показаний двух «свидетелей» было достаточно, чтобы дело перешло на рассмотрение тройки НКВД (внесудебный орган уголовного преследования, действовавший в СССР в 1935—1938 годах на уровне края или области). 19 августа Морозов Амвросий Фадеевич, 1873 года рождения, бывший игумен, дважды судимый, обвиненный по статье 58 п.10 ч.1 УК РСФСР, был приговорен к расстрелу. Через два дня, 21 августа 1937 года 64-летний отец Амвросий сподобился принять мученическую кончину и был расстрелян в пригороде Сыктывкара.
Иеромонах Троицко – Стефановского Ульяновского мужского монастыря Платон (Колегов)
В период гражданской войны исполнял обязанности настоятеля Ульяновского монастыря. После освобождения из заключения в 1925 году поселился в с. Часово Сыктывдинского района, где вплоть до 1937 года служил приходским священником в местной церкви. В 1937 г. отец Платон был снова арестован НКВД и отправлен в Сыктывкарскую тюрьму. Одновременно с ним арестовывают священника Александра Ильича Тюрнина по обвинению в контрреволюционной деятельности. Уже через месяц у них выбили частичное признание в несуществующих преступлениях. 15 августа 1937 года по приговору тройки НКВД отца Платона и отца Александра расстреляли. Иеромонаху Платону было 72 года, а иерею Александру – 64.
Иеромонах Троицко – Стефановского Ульяновского мужского монастыря Мелетий (Федюнев) и монах Виталий (Туркин)
Оба монаха проживали в с. Кужба, что в 20 км от монастыря. В сентябре 1937 года они были арестованы органами НКВД по обвинению в контрреволюционной деятельности и ведением антиколхозной пропаганды. После 19 дней ареста им был вынесен приговор: Федюнева Мелетия Михайловича расстрелять, дело сдать в архив. Туркина Виталия Ивановича заключить в исправительный лагерь на 10 лет. Через два дня иеромонах Мелетий был расстрелян, а монах Виталий скончался в лагере Ухтапечлаг через два месяца.
Иеромонах Троицко – Стефановского Ульяновского мужского монастыря Иоаникий (Латкин)
С 1925 года исполнял обязанности приходского священника в с. Корткерос Сыктывдинского района. В 1937 году был арестован за то, что однажды на рыбалке сказал предположение о том, что «колхозы, вероятно, скоро развалятся и что советская власть на грабеже крестьян далеко не уедет», а также припомнили его идею сбора подписей за открытие храма. Тройке НКВД вполне хватило этого, чтобы вынести приговор 78-летнему священнику и заключить его в исправительный лагерь сроком на 10 лет.
Священномученик Герман (Ряшенцев) епископ Вязниковский
Уроженец Тамбова, рожденный в купеческой семье (10.11.19883 г.), владыка Герасим посвятил свою жизнь служению Богу и людям. Во время гонений на Церковь епископ Герман был пять раз арестован. Первый арест произошел 19 февраля 1921 г. Его заключили в Бутырскую тюрьму вместе с другими епископами и духовенством за «затмение умов простого народа».
22 апреля 1922 года епископ Герман был освобожден под подписку о невыезде, но в июле того же года его арестовали в его московской квартире и сослали в ссылку в г. Туркуль Каракалпакии. 14 января 1928 года епископ получает разрешение на въезд в Москву и 26 июня получает назначение на епископство в Вязники. На Вязниковской кафедре он прослужил только 4 месяца. 14 декабря 1928 года епископа Германа арестовывают в Вязниках и ссылают в Соловки. Там он заболевает тифом, а после сменяет 12 мест назначений. 15 января 1933 года в день памяти Серафима Саровского епископу Герману предлагают уехать в Арзамас. Он воспринял это как подарок от преподобного и принимает предложение, прекрасно понимая, что в Москву его не пустят.
В начале марта 1934 года епископа снова арестовывают по обвинению «за поднятие авторитета религии и сплочение духовенства Арзамаской епископии». Его вместе с епископом Серапионом и еще десятью обвиняемыми ссылают в северный край. В мае 1934 года владыка Герман приезжает в село Кочпон Сыктывкара, где служит регентом в Казанском храме до последнего своего ареста по доносу. В Кочпоне владыка Герман знакомится с епископом Павлом (Флоренским). В 1936 году многие ссыльные уехали по домам, так как закончился срок ссылки. Епископ Герман также планировал, что будет делать после ссылки. Но 24 февраля 1937 года его арестовывают в пятый и последний раз по обвинению в контрреволюционной деятельности. Была изъята вся переписка владыки с его духовными детьми. Его благословение на «тайный постриг» верующей жительницы Великого Устюга вызвало особое подозрение у большевиков.
24 мая был готов обвинительный приговор, а 13 сентября 1937 года тройка при УНКВД Коми АССР вынесла смертельный приговор. 15 сентября епископ Герман вместе с союзниками были расстреляны в Сыктывкаре. На месте расстрела узников ныне расположен аэропорт.
Преподобномученица монахиня Елизавета (Ярыгина)
Родилась в крестьянской семье в 1879 году в с. Сафроново Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область, Ленский район). В 1918 году была пострижена в монахини в Кылтовском Крестновоздвиженском женском монастыре, где была послушницей. После закрытия монастыря служила псаломщицей в Сретенской церкви села Выльгорт Сыктывдинского района Коми АССР. 4 августа 1937 года матушка Елизавета была арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении слухов о скором конце советской власти. Тройка при УНКВД Коми АССР приговорила монахиню к расстрелу и 12 сентября 1937 года матушка Елизавета была расстреляна в пригороде Сыктывкара.
Прославление новомучеников и исповедников Российских на земле Коми просиявших
На 54 заседании Синодальной комиссии по канонизации святых Московской Патриархии, которое состоялось 1 октября 2001 года, рассматривались материалы, присланные Епископом Сыктывкарским и Воркутинским. К канонизации в лике новомученников и исповедников Российских было представлено 45 подвижников. Члены Комиссии не нашли препятствий для общецерковного прославления в лике новомученников и исповедников Российских:
1.Епископа Вязниковского Германа (Ряшенцева) (10.01. 1876 – 15.09.1937)Регент Свято-Казанского храма с. Кочпон, по делу «Священная дружина»
2.Священника Стефана (Ермолина) (22.05.1891 – 15.09.1937)Крестовоздвиженской церкви с. Тентюково, по делу «Священная дружина»
3.Священника Палладия (Попова) (1879 – 23.09.1937)Сретенской церкви с. Гам Ижемского района
4.Священника Иоанна (Попова) (20.06.1865 – 23.09.1937)Иоанно – Предтеченской церкви с. Керчомья Усть – Куломского района
5.Иеромонаха Платона (Колегова) (1865 – 15.08.1937)Настоятеля Троице-Стефановского Ульяновского монастыря с. Часово Сыктывдинского р-на
6.Иеромонаха Мелентия (Федюнева) (1871 – 23.09.1937)Казначея Троице-Стефановского Ульяновского монастыря с. Кужба Уст-Коломского р-на
7.Священника Иоанна (Павловского) (28.01.1876 – 18.09.1937)Богородничей церкви с. Мошьюга Ижемского р-на
с. Галово Ижемского р-на
8.Священника Николая (Шумкова) (04.11.1886 – 21.08.1937)Вознесенской церкви с.Ыб Сыктыдвинского р-на
9.Священника Григория (Бронникова) (27.01.1876 – 31.08.1937)Богоявленской церкви с. Селиб Удорского р-на
10.Священника Николая (Доброумова) (24.12.1876 – 25.08.1937)Вознесенской церкви с. Дон Усть-Куломского р-на
11.Священника Всеволода (Потеминского) (30.03.1870 – 19.09. 1937)Николаевской церкви с. Семуково Усть – Вымского р-на
12.Священника Димитрия (Спасского) (21.01.1877 – 19.09. 1937)Спасской церкви с. Усть – Нем Усть – Куломского р-на
13.Монахини Елизаветы (Ярыгиной) (1879 – 12.09.1937)Крестовоздвиженского монастыря с Кылтово Княжпогостского р-на
14.Мирянина Ефима (Кочева) (1867 – 18.09.1937)старосты Сретенской церкви с. Выльгорт Сыктывдинского р-на.
Собор новомучеников и исповедников Российских состоялся 6 октября 2001 года, где все представленные выше подвижники были прославлены.
Храм - памятник
Храм – памятник Новомучеников и Исповедников Российских был возведен на протяжении 8 лет в период с 1990 по 2012 года. Строили на пожертвования прихожан, средства местных жителей, обычных горожан и местных предпринимателей. Возведение храма проводилось под руководством профессионалов из Екатеринбурга.
В Ухте в то время на месте нынешнего храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в земле Коми просиявших был заброшенный остов фундамента. И все грустно проходили мимо этого долгостроя. Казалось, никакие силы не помогут довершить начатое. Но с приходом отца Вадима в Ухте вновь заговорили о строительстве храма. Начали ухтинцы с малого, по инициативе прихожан стали проводить крестные ходы вокруг будущего храма. 17 июля 2008 года в Ухте впервые прошел крестный ход вокруг города в честь царственных страстотерпцев, и традиция эта продолжается до сих пор.
Обращение к горожанам и градообразующим предприятиям, представителям власти возымели действие, и строительство потихоньку сдвинулось с мертвой точки. Простые горожане сдавали по 10000 рублей на благое дело. К строительству подключились крупные компании «Газпром трансгаз Ухта», «Транснефть-Север» и другие предприятия города. Приход ежегодно отчитывался о потраченных средствах.
21 октября 2015 года епископ Сыктывкарский и Воркутинский (ныне архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский) Питирим освятил в Ухте главный престол и сам храм Новомучеников и исповедников Российских, в земле Коми просиявших. Этого события в Ухте ждали 18 лет. Собор украшен иконой Новомучеников - это список с иконы, которую писали лучшие православные иконописцы. Икона – мироточащая. Местные жители это связывают с тем, что Собор построен на месте первых захоронений в Ухте.
Рядом с каменным храмом расположена деревянная на каменном подклете Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая заложена первоначально как часовня Новомучеников и Исповедников Российских в земле Коми просиявших. Строительство финансировалось Газпромом, но из - за смены руководства было приостановлено, строительные работы по возведению церкви постоянно переносились и откладывались. Первый камень, где будет строиться церковь, заложили в 1995 году, однако построили церковь ближе к 2002 году. В марте 2004 года переосвящена в Покровскую, а 6 июня 2004г. освящена как церковь Покрова. Местные бизнесмены возводили колокола для данной церкви, а также привозили дорогую утварь и иконы. При Церкви Покрова Пресвятой Богородицы работает воскресная школа, библиотека.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: