Черекское ущелье… Одно из самых глубоких ущелий Кавказа, в стене которого более 130 лет назад была вырублена автомобильная дорога. Эта старая дорога вдоль вертикального обрыва – наверное, самая опасная достопримечательность Черекского ущелья. Подходить к краю страшно, уж очень далеко . Говорят, при съемке фильма «Война» (режиссер А. Балабанов) здесь скинули в пропасть Land Rover.
Сейчас через ущелье ведет тоннель, и автомобилистам больше нет нужды ехать по узкой дороге над обрывом. Теперь сюда организованы экскурсии, прогуливаются пешеходы и удивляются: «ну как? Как можно было тут ехать на машине?». А ведь до 1883 года дорога представляла узкую тропу, где едва можно было разойтись на лошадях.
Строительство дороги началось в 1883 году, а 18 июня 1893 года состоялась торжественная сдача в эксплуатацию колесной дороги в присутствии начальников Терской области и Нальчикского округа. Дорога связала поселок Кашхатау с селением Чегет-Эль, то есть по ней можно было добраться из Балкарского общества по Черекскому ущелью на равнину. Прокладка ее продолжалась почти десятилетие, на строительстве были задействованы сотни местных жителей, объем проделанной работы (вручную!) поражает воображение даже сегодня.
Перед въездом в тоннель новой дороги установлен памятный камень(координаты в заголовке) от благодарных потомков строителям Балкарской общественной колесной дороги в честь 125-летия со дня ее открытия
История
Вторая половина XIX – начало XX вв. были отмечены важным событием, разомкнувшим изолированный образ жизни горцев – строительство колесных дорог. Закрытые в труднодоступных ущельях балкарцы остро нуждались в удобном колесном сообщении с плоскостью.
В 1861 году Исмаилом Урусбиевым была предпринята первая попытка построить колесную дорогу по Баксанскому ущелью. В своем донесении он писал: «Кроме разработанной дороги я успел поставить новый мост через реку Баксан, и горцы, до сих пор не понимавшие выгоды этой дороги, теперь сплошь запаслись к весне арбами, чтобы бросить навсегда свои вьюки»
Взялись за строительства дороги в 1880 году жители Хуламского и Безенгиевского обществ, пробив ее в очень труднодоступных местах. Строительство дороги от местности Чирфы до местности Тах-та для жителей вышеуказанных обществ обошлось в 19 тысяч рублей, 380 баранов «ищегрик» и пятьсот мер ячменя и кукурузы.
Много усилий вложили в строительство дороги жители Балкарского общества. Начав строительство в 1883 году, они на протяжении 10 лет прокладывали этот путь. Дорога была построена по правую сторону течения реки Черека начиная от поселка Тюбел-Чегем около дома Джилкибаевых и до поляны под названием «Бабугент». Кроме суммы в 40 тысяч рублей серебром жители Балкарского общества обязаны были по требованию подрядчика давать еще четыре рабочих силы с каждого двора, то есть две тысячи человек на один рабочий день, партиями, при разработке части дороги от речки Шинань-кол до дома Джилкибаевых, но только не во время полевых работ. Рабочие эти должны были быть на своих харчах. Кроме того, Балкарское общество обязано было дать подрядчику четыреста девяносто три пуда пороху для разрыва скал.
Вложив огромный труд, затратив сумму в 40 тысяч рублей, сотни пудов пороха и приплатив также большое количество скота, Балкарским обществом была проложена в 1893 году колесная дорога по Черекскому ущелью.
Следуя примеру Балкарского общества, жители Чегемского ущелья также провели с гор на плоскость колесный путь за счет своих средств.
Прокладка колесного пути сквозь неприступные скалы из Балкарского, Чегемского, Баксанского, Хуламского и Безенгиевского обществ на плоскость явились настоящим подвигом балкарского народа, вызвавшим восторг и удивление, как русского, так и соседних народов.
Автор целого ряда документальных работ по истории балкарского народа периода второй половины XIX и XX веков Борис Темукуев написал книгу « Балкарская общественная колесная дорога», в 2008 году выпущенную издательством М. и В. Котляровых в Нальчике. Интересный, объемный труд можно почитать: http://b-temukuev.ru/work/balkarskaya-obshchestvennaya-kolesnaya-doroga.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: