Сообщение об ошибке в тексте тайника


Главная библиотека страны [MV/22837]

Главный вход
Главный вход
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Москва и Московская обл.
Арбат р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
г. Москва, ЦАО, р-н Арбат
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
Нашли: 3
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Вид на Кремль
Вид на Кремль
Дом Пашкова
Дом Пашкова
Источники знаний
Источники знаний
Тишина должна быть в библиотеке!
Тишина должна быть в библиотеке!
Автор: DenSol
Создан: 20.04.2019
(отредактирован 21.04.2019)
Компаньоны: pupanoid

Описание окружающей местности

«Тишина должна быть в библиотеке»

(КВН, Утомлённые солнцем, Сочи)

«А я вот в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала»

(к/ф «Москва слезам не верит»)

 

Здание Российской государственной библиотеки, бывшей имени Ленина, хорошо знакомо всем, многие даже знают, что главная библиотека страны занимает не просто одно сталинское здание у одноимённого метро, а что это и Дом Пашкова, и огромный 19-этажный корпус.

Как главная библиотека выглядит изнутри, как работает и чем живёт Вы сможете узнать, посетив экскурсию в святая святых библиотеки – книгохранилище, каталог и читальные залы.

Фонд Российской государственной библиотеки берет свое начало с коллекции графа, дипломата, канцлера, председателя Государственного совета Николая Румянцева (1754-1826), в составе которой было более 28 тысяч книг, 710 рукописей, более 1000 карт.

Собрание относилось к частному музею графа, созданному им в Санкт-Петербурге. Граф Николай Петрович Румянцев мечтал о музее, рассказывающем об истории, искусстве, самобытности и природе России. Он собирал исторические книги и рукописи, составлял летописи древних русских городов, издавал памятники древнерусской письменности, изучал обычаи и обряды народов России.

23 ноября 1831 года Музей, расположенный в особняке Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге, открылся для посетителей. Положение гласило:

«Каждый понедельник с 10 часов утра до 3-х часов пополудни, Музей открыт для всех читающих осматривать оный. В прочие дни, кроме воскресных и праздничных, допускаются те посетители, кои намерены заниматься чтением и выписками...».

Николай Петрович предельно четко сформулировал свои помыслы в одном из писем к выдающемуся русскому мореплавателю и географу Ивану Федоровичу Крузенштерну: «Станем служить всеобщему просвещению, Вы своими пространными познаниями, а я горячим усердием среди такой эпохи, в которой бесстыдно проповедуют, что просвещение к благу народному не служит».

После смерти Николая Румянцева его брат обратился к императору Николаю I с просьбой принять в дар и передать в ведение правительства музей и библиотеку с рукописной и книжной коллекциями. Указом императора музей стал именоваться Румянцевским.

Однако состояние Румянцевского музея оставляло желать лучшего, коллекции почти не пополнялись, и директор Императорской публичной библиотеки Модест Андреевич Корф подготовил записку о возможности перевода Музея в Москву в надежде, что его коллекции будут там более востребованы.

Петербургский период истории Румянцевского музея и его библиотеки завершился в 1861 году, когда было принято решение о переводе музея в Москву. Библиотеку разместили в красивейшем здании Москвы - Доме Пашкова, построенном русским зодчим Василием Баженовым рядом с Кремлём в конце XVIII века.

Это здание принадлежит библиотеке до сих пор. В нем расположен отдел рукописей, где хранится 600 тысяч письменных и графических памятников, самые древние из которых датируются VII веком. Там же находится отдел нотно-музыкальных изданий, звукозаписей и картографический отдел.

Официально датой основания Российской государственной библиотеки считается 1 июля (19 июня по старому стилю) 1862 года, когда указом императора Александра II был утвержден штат, бюджет библиотеки, а также было узаконено получение библиотекой одного обязательного экземпляра всей издаваемой в России печатной продукции. Данное правило действует по сей день. Поэтому в библиотеке можно найти не только высокоинтеллектуальную литературу, но и современные детективы, и периодику.

Помимо обязательных поступлений фонд библиотеки пополнялся за счет дарений и пожертвований. Так, переданная в дар библиотеке коллекция книг министра народного просвещения Авраама Норова насчитывала 16 тысяч книг. В состав этой коллекции вошли издания греческих и римских писателей, сочинения Макиавелли, единственная в своем роде коллекция прижизненных изданий произведений Джордано Бруно с автографом на одной из книг, русские научные монографии первой половины XIX века. Это собрание до сих пор является одним из самых ценных в составе фонда библиотеки. Сотни коллекций, отдельных книг, рукописей поступили в библиотеку от дарителей, среди которых — купец и издатель Козьма Солдатенков, библиофил и музыковед Владимир Одоевский, сын Александра Пушкина Александр Александрович, дочь Льва Толстого Софья и многие другие.

Одним из главных дарителей был император Александр II. От него поступило много книг и большое собрание гравюр из Эрмитажа, более двухсот живописных полотен и другие раритеты. Самым крупным даром стала знаменитая картина художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» и этюды к ней, специально для Румянцевского музея приобретённые у наследников.

Специально и только для одной данной картины в 1915 году была построена новая картинная галерея с Ивановским залом, названным по имени художника, создавшего ценнейшее полотно в коллекции музея. Галерея была устроена таким образом, чтобы посетители могли охватить взглядом «Явление Христа народу» — картину размером 5,4 × 7,5 м. С 1925 года картина экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.

Почти столетие — с конца 20-х годов XIX века до начала 20-х годов ХХ века (в петербургский и московский периоды) — библиотека функционировала, находясь в составе музейного комплекса, который сохранял неизменным имя Румянцевского музея в своих официальных названиях. Это же имя неофициально носила и библиотека. Библиотека Московского публичного и Румянцевского музеев стала подлинным центром культуры. В ее читальных залах создавались художественные произведения, ученые труды. Читателями библиотеки были писатели Лев Толстой, Александр Островский, Антон Чехов, Владимир Короленко.

В 1918 году, в связи с переносом столицы в Москву, Румянцевская библиотека стала главной библиотекой страны. В 1921 году на нее были возложены функции государственного книгохранилища, и с этого же года она начала планомерно комплектоваться иностранной литературой, начал развиваться международный книгообмен.

24 января 1924 года библиотеке — первой из учреждений культуры — было присвоено имя В.И. Ленина; 6 февраля 1925 года библиотека была преобразована в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ) и получила статус национальной библиотеки Союза ССР.

Примечательно, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов библиотека была единственной действующей научной библиотекой, не эвакуированной из Москвы, за исключением наиболее ценной части фонда.

Нынешний комплекс зданий начали строить в 1929 году, а закончили только к концу 1950-х.

Конкурс на постройку здания библиотеки был объявлен в 1927 году, в результате чего на рассмотрение было взято 14 работ, 5 из которых даже отметили специальными государственными премиями, а к реализации одобрили известный нам проект Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха.

Новое здание с несколькими корпусами вплотную прилегало к старому — Дому Пашкова, так библиотека получала в распоряжение целый квартал площадью около 50 тысяч квадратных метров.

В здании собирались разместить не только читальные залы, хранилища, аудитории и кабинеты сотрудников, но и отделения почты и телеграфа, справочное бюро и даже аптеку. Корпуса собирались открыть к 15-й годовщине революции, но строительство шло медленно — не хватало денег, а позже планам помешала и Великая Отечественная война. Хотя библиотека продолжала обслуживать читателей, строительство приостановили.

Хранилище книг решили сделать скромным и отодвинуть подальше от Красной площади, чтобы высокое здание не отвлекало внимание от главной архитектурной доминанты — Кремля. Задумка архитекторов удалась, и книгохранилище, несмотря на его нехарактерную для центра Москвы этажность, действительно мало кто замечает.

Здание хранилища – это огромная 19-ярусная постройка по Староваганьковскому переулку. Девять пятиметровых этажей разделены на два яруса высотой по 2,5 метра, чтобы сотрудники могли доставать книги с верхней полки стеллажей даже без использования стремянки. Раньше перекрытия ярусов представляли собой легкие решетчатые мостики, но со временем их заменили стационарными, а чердак стал полноценным 19-м ярусом хранилища. При проектировании учитывалось, чтобы женщине было комфортно работать, при этом не отнимая пространства у книг. Сложно представить, но это здание полностью заполнено книгами.

Интересно, что все окна, с внешней стороны тонированные черным, изнутри остеклены стеклоблоками Фальконье, часто встречающимися в дореволюционных домах, а в наше время ставшие внезапно модным элементом интерьерного дизайна. Фальконье здесь были использованы потому, что они не пропускают прямые солнечные лучи, не полезные для книг, давая при этом достаточно естественного рассеянного света в помещение.

Книг только в данном здании ни много, ни мало 29 миллионов единиц хранения. И среди всех них нужно ориентироваться, своевременно находить и доставлять читателю. В настоящее время книга доставляется читателю до 28 минут с момента передачи требования сотруднику читального зала.

В 60-е в книгохранилище появилась пневмопочта. По желобам пневмопочты сотрудники до сих пор отправляют записки с читательскими запросами, используются даже те же самые контейнеры, которые здесь называют просто пулями — из-за громкого звука, сопровождающего их прибытие. Сотрудник читального зала забирает требования читателей раз в полчаса, затем посредством пневмопочты отправляет их по отделам библиотеки.

Для отправки книг читателю работает другая система – конвейер. По небольшим рельсам ездят вагонетки, которые могут перевозить груз весом до десяти килограммов.

До 2015 года для доставки книг использовались два конвейера – горизонтальный и вертикальный.

С 2015 года здесь функционирует швейцарская система Телелифт. По рельсам длиной 11 км «вагончики» перемещаются в любой плоскости не переворачиваясь.

С последних этажей хранилища открывается прекраснейший вид на Кремль, но выходить на пожарную лестницу и, тем более, на крышу без согласования ФСО нельзя, всё же Кремль рядом.

В отличие от аскетичного книгохранилища, главный корпус библиотеки украсили колоннами, скульптурами и бронзовыми барельефами. Несмотря на господствовавший в 20-е годы конструктивизм, авторам проекта удалось отстоять внешний вид здания, и на крыше установили 22 цементные статуи — рабочих, студентов, представителей интеллигенции и женщин, символизирующих драму, поэзию и балет. На фасаде, выходящем на Моховую улицу, появились бюсты поэтов и писателей, а на стороне Воздвиженки — учёных.

Одно из самых узнаваемых помещений библиотеки — читальный зал № 3.

В нем оборудовано 464 рабочих места, которые можно считать предшественниками сегодняшних офисных ячеек. Читатели были отделены друг от друга стеллажами-перегородками, создающими ощущение личного пространства, а на каждом столе стояла зеленая лампа, так как считалось, что именно этот цвет помогает сосредоточиться.

На стене читального зала до сих пор висит панно, которое сейчас называется «Дружба народов», но изначально оно носило название «Строители коммунизма». В 2018 году легендарный читальный зал реставрировали, и панно размером 77 квадратных метров, с небольшую трехкомнатную квартиру, так и не смогли снять со стены, реставраторам пришлось работать с ним прямо в зале.

В читальном зале два памятника — Ленину и графу Румянцеву, а на стенах 16 гипсовых бюстов. Правый фланг называют революционным, там установлены бюсты Маркса, Энгельса, Крупской, Добролюбова, Некрасова, Белинского, Герцена и Чернышевского. На левом фланге собраны бюсты поэтов и писателей: Горького, Маяковского, Пушкина, Ломоносова, Шевченко, Чехова, Льва и Алексея Толстых.

На писательском фланге не хватает Достоевского, так как в СССР произведения писателя долгое время были запрещены. Справедливость восстановили только после распада Советского Союза: в 1997 году перед зданием библиотеки появился памятник Достоевскому работы скульптора Рукавишникова. Правда, понравился он далеко не всем — в народе монумент получил прозвище «памятник русскому геморрою» из-за задумчивого выражения лица и напряженной позы писателя, сидящего на скамье.

Многим читальный зал № 3 знаком прежде всего по фильму «Москва слезам не верит». 

В настоящее время Российская государственная библиотека входит в число крупнейших публичных библиотек мира.

Общий объем фонда превышает 47 миллионов единиц хранения. Центральный основной фонд (универсальное собрание книг, журналов, продолжающихся изданий, документов для служебного пользования) включает более 29 миллионов единиц хранения. Помимо основного книжного фонда, в фондах РГБ имеются специализированные собрания в Доме Пашкова (картографические, нотные и особо ценные издания) и в Химках (отдел диссертаций и газет).

Общая длина книжных полок РГБ составляет около 275 километров.

К услугам посетителей библиотеки — 36 читальных залов, в том числе таких известных, как читальные залы №№ 1, 2 и 3, а также – зал электронных ресурсов, интернет-зал, читальный зал новых поступлений отечественных, иностранных книг, продолжающихся изданий и микроформ, лаунж-зона текущих периодических изданий, читальный зал Центра правовой и деловой информации отдела официальных и нормативных изданий, читальный зал отдела изоизданий, читальный зал редких книг, читальный зал отдела рукописей (Румянцевский зал), читальный зал отдела картографических изданий, читальные залы отдела нотных изданий и звукозаписей и т.д.

Одновременно в библиотеке могут заниматься 2 277 человек.

Однако, прогресс не проходит мимо даже столь фундаментального учреждения. Так, с 1 января 2017 года в Российскую государственную библиотеку начали поступать в электронном виде обязательные экземпляры всех печатных изданий, выходящих в нашей стране. На портале РГБ создана система приёма, обработки, хранения и учёта обязательных электронных экземпляров.

Интересный факт.

В 1974 году в Государственной библиотеке имени Ленина был установлен порядок записи в читальные залы, ограничивающий приток читателей. Записаться в библиотеку мог только научный работник или специалист с высшим образованием, либо имеющий ходатайство с работы. В 1993 году данное ограничение было отменено, теперь ходатайства с места работы, предъявляемые при записи в библиотеку, стали не нужны, расширилась запись студентов. То есть в настоящее время библиотеку может посещать любой, кому уже исполнилось 14 лет. Достаточно лишь в подъезде № 2 оформить читательский билет.

Много интересного о библиотеке можно узнать от самих сотрудников. Интервью Виктории Некрасовой, главного библиотекаря отдела хранения основных фондов:

«Я пришла сюда работать еще в то время, когда наш отдел назывался отделом специального хранения, или просто спецхраном. Сюда попадало все, что не получало одобрения цензуры. Начался отдел с книги Аркадия Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Ленин прочитал ее и оценил по достоинству — это высококлассная и высокохудожественная сатира. Она могла подорвать авторитет советской власти, и потому давать людям читать эту книгу просто нельзя, но при этом нельзя и уничтожить такое замечательное произведение. Тогда Ленин подписал указ о создании Главного управления по делам литературы и издательств, то есть органа цензуры.

 У каждого цензора была своя номерная печать, которую он проставлял на издании. Одна печать означала, что книга или газета отправляется в отдел специального хранения, а две — в особое отделение внутри этого отдела, своего рода спецхран в спецхране. Эта часть нашего фонда раньше была отделена сеткой, на которой висел замок. Ключ от него был только у одной-единственной сотрудницы. Ей нельзя было выходить замуж, рожать детей, ездить отдыхать, даже болеть. Я еще застала последние пять лет спецхрана и помню эту женщину. Мне казалось, что она даже спит в одежде и обуви. Она жила на Филевской ветке метро, в десяти минутах езды от библиотеки. Даже когда она уходила в отпуск, ее могли вызвать для того, чтобы открыть хранилище и что-то выдать. По звонку она приезжала буквально через 15 минут.

Сейчас мы не всегда можем понять, почему цензорам не понравилось то или иное издание. Причиной мог быть автор произведения, страна, в которой оно было издано, или даже хозяин библиотеки, из которой книга попадала к цензору. Предисловия к некоторым изданиям писали люди, объявленные врагами народа, такие книги цензоры даже не читали, а сразу помечали своей печатью. Иногда под обложкой, не вызывающей никаких подозрений, скрывались тексты, которые считались антисоветчиной. С виду это сборник поэм Твардовского, «Ревизор» Гоголя или блокнот красноармейца, а внутри агитационные материалы против власти. Были в спецхране и вполне безобидные книги, но они были конфискованы на таможне и тоже попадали сюда. Здесь же оказывались журналы и книги про запрещенные в СССР карате и рок-музыку, а также про британскую королевскую семью, так как считалось, что это пропаганда буржуазного образа жизни.

Цензоры были очень образованными людьми, они знали по несколько языков. Каждую книгу они не просто просматривали, а внимательно вчитывались в текст. Например, в одну из книг на немецком языке была вложена записка от цензора: «Книга содержит глубоко клеветнический материал в отношении Советского Союза и подлежит безусловному изъятию из общего хранения». Дальше были пометки, на каких страницах искать ту самую клевету, и, как оказалось, цензору не понравилось то, что там рассказывалось про морозы. В книге было написано, что температура в январе в Тобольске — минус 19 градусов, а в Верхоянске — минус 51.

У нас в отделе всегда было такое количество работы, что мы даже не задумывались, с какой частью истории страны мы здесь соприкасаемся. Все думают, что в библиотеке ты только сидишь и книжки читаешь. Но на самом деле за 32 года здесь я на рабочем месте прочла лишь три книжки.

Мы всегда были библиотекой в библиотеке и жили на своих ярусах — девятом и десятом. Мы были закрыты, к нам никто не мог прийти. У нас нет окон, и я даже не могла себе представить, что они есть в других помещениях. Сейчас никаких решеток уже нет, и к нам свободно заходят сотрудники библиотеки. Но даже бывший спецхран — это особый отдел. Сегодня ни на одном другом ярусе хранения нет каталогов, они остались только у нас. Мы умеем с ними работать — пополнять, давать описание изданиям, шифровать, расставлять.

В 1992 году отдел специального хранения прекратил свое существование именно в виде закрытого хранилища. На его базе были созданы два новых подразделения — отдел литературы русского зарубежья, который занимается всеми волнами эмиграции, и отдел литературы для служебного пользования, так называемой грифованной литературы.

Мы по-прежнему пользуемся пневмопочтой. По ней нам приходят (хотя правильнее сказать «прилетают») требования — заявки, оставленные читателями. Диспетчер забирает требования из читального зала раз в полчаса, потом отправляет их нам. Если пришло всего одно требование, то я быстро найду и отправлю книгу по телелифту на нужный ярус. А если таких требований будет 40, то придется искать книги на двух ярусах. Так что читателю никто не скажет, через сколько он получит то, что запросил, через 15 минут или через час».

 

Узнать, как устроена главная библиотека изнутри можно только с экскурсией. Экскурсии организовываются самой библиотекой и только по предварительной записи - http://leninkatour.ru/ekskursii/.

Телефон экскурсионного бюро РГБ: +7 (495) 609-95-90, +7 (903) 173-24-96.

Звонки принимаются со вторника по пятницу с 13:00 до 18:00.

Стоимость экскурсии по главному зданию библиотеки: взрослые – 900 рублей, школьники — 700 рублей, пенсионеры и студенты — 400 рублей, дети из многодетных семей — бесплатно.

График работы библиотеки:

Понедельник — суббота с 09:00 до 20:00. Воскресенье — выходной.

Последний понедельник месяца — санитарный день.

Приём заказов на издания из основного хранения:

На текущий день: понедельник — пятница с 09:00 до 18:15, суббота с 9:00 до 17:15.

Предварительный заказ: понедельник — суббота с 09:00 до 19:45.

Также, имея читательский билет, заказ издания можно сделать посредством электронного каталога - http://aleph.rsl.ru.

Список использованной литературы:

1. Как выглядит главная библиотека страны изнутри

2. Российская государственная библиотека

3. История РГБ

4. Я работаю в Российской государственной библиотеке

5. Министр имперского значения

 

Учитывая, что данный тайник предполагает знакомство с внутренним устройством библиотеки, я не возражаю, если кто-то сделает тайник по внешнему, либо использует его в пошаговом тайнике.

Описание тайника


Реклама


Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

mmm1863 (11.08.2019 18:00:45)
В прошлую субботу побывала на экскурсии. Безусловно, экскурсия очень познавательная. Узнать про все нюансы технического оснащения библиотеки интересно, но самое большое впечатления произвели старинные книги.
3-й зал так и закрыт. Но понять какая буква в принципе не сложно.
Автозачет получен. Автору спасибо за тайник.
Aleslav (11.05.2019 18:47:47)
В библиотеке были сегодня. Экскурсия очень понравилась. 2 часа пролетели очень быстро. Ответы на вопросы находятся легко и не мешают слушать экскурсию. Проблема только с последним вопросом. Сейчас в этот зал по жалобами посетителей библиотеки экскурсантов не водят, но это не помешало разгадать кодовое слово. Зачёт автоматом. Автору спасибо.
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.