Бологое-Полоцкая ж.д. Станция Куженкино [MS/22148]

Осень... Пора паровозов
Осень... Пора паровозов
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Техноген
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Тверская обл.
Бологовский р-н
Ближайший нас.пункт
Куженкино
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Рейтинг
4.88Нашли: 13
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Внимание, поезд отправляется!
Внимание, поезд отправляется!
Вокзал Куженкино
Вокзал Куженкино
Керосиновый погреб
Керосиновый погреб
Без подписи
Без подписи
Автор: -nz-
Создан: 13.10.2018
Опубликован: 14.10.2018
(отредактирован: 14.10.2018)

Описание окружающей местности

Построить железную дорогу от города Бологое до Полоцка (с продлением в сторону западной Белоруссии и Польши) Российскому правительству предложили... французы.

В 1901 году на совещании штабов Французской и Российской армий было предложено усилить железнодорожную сеть западной части России для переброски частей из восточной части страны на запад для отражения нападения «вероятного противника» (кто этот противник – стороны заранее уже знали, хотя до первой мировой войны оставалось еще более десяти лет). Поскольку у Российского правительства денег на постройку еще одной железнодорожной линии не было (в это же время строилась транссибирская магистраль), то Франция согласилась выделить России займ на 200 миллионов рублей для постройки железной дороги Бологое-Осташков-Полоцк и продление ее в сторону польского Седлеца.

После обсуждения у императора Николая II и выделения денег, 5.02.1902 было утверждено направление линии и начались проектные и строительные работы.

Работы были разбиты по пяти участкам: от Бологого до Осташкова, от Осташкова до Торопца, от Торопца до Великих Лук, от Великих Лук до Невеля и от Невеля до Полоцка.

Французы настаивали на пуске линии весной 1906 года, но (по старой русской традиции) сдачу задержали, и временное коммерческое движение было все таки пущено только к июню 1906 года.

Как дорогу магистральную, дорогу проектировали на века. Все мосты через реки и речушки, коими изобиловала местность, проектировались сразу стальными. Все вокзалы и станционные помещения были выдержаны в едином стиле, причем станции II и III классов (это станции – Бологое II (ныне – Бологое-Полоцкое), Осташков, Торопец, Великие Луки. Невель, Полоцк) были построены сразу из кирпича, а линейные станции IV класса линейные – из дерева.

На каждой станции был керосиновый погреб, будки стрелочников, казармы, вся необходимая инфраструктура.

Во линии осуществлялось и пассажирское движение: из Бологого до Полоцка ходило два поезда с вагонами I-IV классов.

Путь от начала до конца ветки составлял около 16 часов, а от Бологого до Великих лук – около 11 часов (сейчас, спустя сто лет, единственный пригородный поезд проходит этот путь за 10 часов – за сто лет скорости на этой дороге не увеличились).

На станциях была телефонная и телеграфная связь, почтовые отделения, на станциях II и III классов – рестораны. Вобщем, железная дорога принесла цивилизацию в этот захолустный дикий край Российской империи.

В мирное время размеры движения поездов были невелики: две пары пассажирских и семь пар товарных поездов в сутки от Бологого до Великих Лук. Но во время первой мировой войны благодаря тому, что на дороге были с самого начала предусмотрены запасные разъезды, пропускная способность дороги увеличивалась почти втрое.

Во время Великой отечественной войны железная дорога оказалась в прифронтовой зоне.

Большая часть железной дороги оказалась на оккупированных территориях, но участок Бологое Осташков оставался под контрлоем Советской армии.

Именно на нем сохранилось максимально количество построек начала XX века.

В послевоенные годы были восстановлены вокзалы в Осташкове, Торопце, Великих Луках. Основной трафик на Бологое-Полоцкой обеспечивали транзитные наливные поезда, шедшие к нефтяному порту в Вентспилсе. Это и предопределило будущее угасание движения на линии после разделения СССР. Долгое время в Осташкове сохранялось паровозное депо, и был шанс переориентировать историческую железную дорогу на туристическую деятельность. Об этом кто только не писал! Буквально каждая статья о Бологое-Полоцкой пронизана мыслью «эх, а вот бы паровозные туры сюда, да на Селигер потом!». Но, увы, лишь раз-два в год сюда заезжают составы под тягой паровозов, да и то лишь как обкатка этих машин, а не с туристическими поездами. И стоят в лесной чащобе заколоченными старинные деревянные вокзалы, о которых толком никто и не знает. Отменены поезда Москва – Осташков и Санкт-Петербург – Осташков… остался лишь пригородный поезд из Бологого в Великие Луки.

Впрочем, наконец-то эти мысли получили реализацию: в 2017 году дороге был придан музейный статус: памятника инженерно-технической мысли начала XX века, а с 29.09.2018 по субботам от Бологого до Осташкова ходит пригородный поезд под настоящим паровозом марки Су, таким, какие использовались на этой ветке в 20-30-х годах XX века!

По пути этот поезд делает тридцатиминутную остановку на станции Куженкино, где сохранился наиболее полно исторический комплекс станционных зданий начала XX века. Для желающих здесь предусмотрена небольшая экскурсия по станции (кстати, абсолютно бесплатная!), после чего пассажиры садятся обратно в поезд и продолжают свое четырехчасовое увлекательное путешествие к истокам Волги!

Станция Куженкино – станция IV класса на 21-ой версте (22-ой км.) Бологово-Полоцкой железной дороги).

На станции имеется здание вокзала с багажным отделением и залами ожидания для пассажиров, две казармы и полуказарму для железнодорожных служащих, два дома на одну и две квартиры, клуб, керосиновый склад, водонапорную башню, сторожку на переезде и две будки для стрелочников, а также вспомогательные постройки - два сарая (багажный и дровяной) и импровизированную электростанцию времен войны, сделанную из вагонов.

/Есть выдержки из источников раз, два/

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

jamget (09.01.2022 18:35:08)
После отличного отдыха в Твери в гостевом доме "Теремок" (рекомендую), решили до дома проехать по М10, и завернули в Куженкино. Осмотрели композиции станции, очень понравилось! Хорошо, что есть такие увлечённые люди, которые сохраняют нашу историю. С вирт вопросом получился небольшой облом: все двери на вокзале были закрыты, экскурсия по причине праздника не проводилась,
Пришлось добывать "языка"....., словом инфа добыта, зачёт получен, а тема эта записана в мою память крупными буквами: обязательно проехать на паровозе! Автору спасибо.
Rahmulik (21.08.2021 14:17:27)
Место посещено ранее по пути в Санкт Петербург, но по причине долгого восторгания истоиической достопримечательностью про тайник забыли. Зачет получен с помощью игрока Lark, за что ему огромное спасибо! При следущей удобной возможности обязательно доберемся до контейнера.
Sergafan (15.06.2021 22:26:45)
Kesha&Ko (15.06.2021 00:52:54)
Missing (17.04.2021 21:10:51)
Мистер Джи (27.08.2020 17:25:40)
persile (06.08.2020 21:58:52)
Lucy.Geo (12.05.2020 08:26:35)
Pazamn (25.01.2020 22:38:52)
Romeo (23.07.2019 12:38:52)
ilance (10.06.2019 14:10:17)
Serg&El (18.05.2019 18:27:45)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.