Своеобразие и неповторимость Ростова заключается, в том числе, и в том, что в нем мирно, по-добрососедски, взаимно обогащая друг друга, уживаются представители самых разных нацинальностей и конфессий. Одной из самых крупных и значимых национально-культурных общин была и остается еврейская община, которая начала формироваться в Ростове-на-Дону в начале XIX века за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины. По VI ревизской сказке Ростовского городского магистрата от 1811 года здесь проживало 20 еврейских семей мещан общей численностью 150–200 человек. Первым еврейским купцом, поселившимся здесь в 1817 году по разрешению войскового атамана Платова, был Н. Герберг. В 1836 году в Ростове проживало 73 еврейские семьи (7 купеческих, остальные – мещане).
А какая община без храма?
В 1862 году отставные солдаты-евреи Екатеринславского полка создали в Ростове-на-Дону еврейское молитвенное общество. 31 мая 1862 года Екатеринославское губернское правление дало обществу разрешение снять отдельное помещение для молитвенного дома. Проект хоральной синагоги был утверждён Екатеринославским губернским правлением 4 июня 1872 года, и в том же году здание было построено. По некоторым сведениям, деньги на строительство синагоги были пожертвованы богатым ростовским купцом 1 гильдии мукомолом Иосифом Марковичем Елицером. Предположительно, архитектором синагоги был Эрнст Эрнестович фон Шульман, а строительным подрядчиком — Моисей Леонтьевич Геронимус.
Здание синагоги неоднократно перестраивалось. В начале 1881 года с востока к ней пристроили трёхэтажное кирпичное здание для размещения Духовного правления синагоги. Предположительно проект здания был составлен городским архитектором Ростова-на-Дону В. И. Якуниным (а строитель скорее всего был тот же, что и у основного здания). В 1891 году к южной стене синагоги пристроили двухэтажное здание, на первом этаже которого размещалось училище для детей бедных солдат, а на втором — молитвенная школа.
Синагога серьёзно пострадала от пожара во время еврейского погрома 1905 года.
Здание было восстановлено только в 1913—1914, когда были собраны необходимые для этого средства. Автором проекта реконструкции был петербургский архитектор, профессор Императорского археологического института и секретаря общества архитекторов Яков Германович Гевирц. Примечательно, что Я. Г. Гевирц был не только архитектором, а архитектором-художником, который специализировался на проектировании синагог. В 1907 году он занял первое место на конкурсе проектов синагоги и богадельни для Преображенского еврейского кладбища в Санкт-Петербурге, а в 1909 году ему была присуждена первая премия за создание проекта Харьковской синагоги. После завершения художественных работ богослужения в Солдатско синагоге возобновились 29 марта 1914 года, в праздник Песах.
Февральская революция изменила права евреев в Российской империи, юридически уравняв их с другими гражданами. Однако в 1920 году, после захвата Ростова Первой конной армией, начались грабежи, которые переросли в очередные еврейские погромы. В том же году вышел Указ о запрещении преподавания иврита и идиша. В 1920–1930 годах преследовали раввинов, меламедов, шойхетов, сионистов и бундовцев; закрывали синагоги и молитвенные дома. В 1924–1925 годах в городе были произведены массовые аресты сионистов и членов организации «Гахалуц». Здание Хоральной синагоги в 1929–1930 годах было национализировано, ныне в нем находится городской кожно-венерологический диспансер. К 1939 году действующим остался лишь Ремесленный молитвенный дом, ставший ростовской синагогой (уничтожен в 1942 году).
Осенью 1935 года здание Солдатской синагоги было национализировано и богослужения в ней прекратились. В здании разместилась химическая фабрика Горместпрома и цеха радиозавода «Комсомолец». В войну эти предприятия были эвакуированы из города.
После начала Великой Отечественной войны в Ростов попало много евреев, бежавших из западных областей СССР. К ноябрю 1941 года в городе находилось около 50 тыс. евреев, хотя в 1939 году их проживало всего 27 тыс. Первый кратковременный захват Ростова в 1941 году не позволил немецкому командованию истребить еврейское население города. А во время второй оккупации (1942–1943 годы) были уничтожены практически все евреи. В Змиевской балке 11–12 августа 1942 года было расстреляно более 27 тыс. человек, преимущественно евреев. 9 мая 1975 года на этом месте был открыт мемориальный комплекс «Змиевская балка».
После освобождения города в 1943 году фабрика, существовавшая в здании, не была восстановлена, и его вновь заняла еврейская община, приложившая очень большие усилия для ремонта здания. За оказание финансовой помощи или иное участие в ремонтных работах синагоги ростовские евреи подвергались репрессиям (увольнениям с работы, выселению из города, арестам и др.).
Официальное разрешение на пользование зданием еврейская община получила 14 апреля 1945 года в результате поездки инициативной группы во главе с раввином (в 1944—1960 гг.) Шая-Меером Зусмановичем Ароновичем и председателем общины В. Д. Липковичем в Москву, хотя первоначально, 1 декабря 1944 года был вынесен отказ.
Эта синагога является единственной действующей в городе синагогой.
В 2005 году был проведён капитальный ремонт синагоги. Были восстановлены угловые купола со звёздами Давида, утраченные в 1940-е годы. Ремонтные работы были закончены к концу года, и 26 декабря синагога была торжественно открыта.
На сегодняшний день синагогу может посетить и полюбоваться внутренним убранством каждый желающий.
Подготовлено при помощи интернет-ресурсов Википедия и Лехаим. Фото авторские.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: