Сообщение об ошибке в тексте тайника


Феодосия Айвазовскому [MV/21828]

Автопортрет
Автопортрет
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Крым Авт. Респ.
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
5.00Нашли: 9
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Картинная галерея
Картинная галерея
Доброму Гению
Доброму Гению
Фонтан Айвазовского
Фонтан Айвазовского
Без подписи
Без подписи
Автор: Ksunchik
Создан: 29.07.2018
(отредактирован 29.07.2018)

Описание окружающей местности

«Он был, о море, твой певец».
А.С. Пушкин

 Родился Айвазовский 29 (17 старым стилем) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

 Уважаемый градоначальник Александр Иванович Казначеев неспешно прогуливался по тихим улочкам Феодосии и вдруг замер от удивления. На белоснежной стене дома обычным углём был нарисован удивительный пейзаж: древние развалины старинной крепости, напоминающей сказочный замок, а рядом — бушующее море, окатывающее старинные камни белоснежной пеной. И в ещё большее изумление пришёл Казначеев, когда увидел, кто сотворил это чудо... Возле дома стоял восьмилетний мальчик, увлечённо дорисовывая пейзаж такого мастерства, создать который смог бы далеко не каждый профессиональный художник.

Детство Айвазовского прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, а потом, при содействии губернатора Тавриды А.И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 — зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.

«Мой адрес — всегда в Феодосии»

После завершения осенью 1845 года плавания с адмиралом Литке Иван Константинович Айвазовский обратился в Главный Морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить ему пребывание в Крыму для окончания начатых картин с видами черноморских портов, а также сюжетов из путешествия к берегам Малой Азии и Турции. Неожиданно для окружающих, в расцвете своей славы, Айвазовский принял решение оставить Петербург и навсегда поселиться в родной Феодосии. У художника созрел план о строительстве дома и мастерской с тем, чтобы основным местом его жизни оставалась Феодосия.

Для Айвазовского не было земли лучшей, чем его родные края, хотя природа Феодосии в сравнении с роскошными пейзажами Южного Крыма скупа и сурова. Он любил Италию; ему нравилась Испания с ее жгучим солнцем; он с особым чувством не однажды бывал в Греции, мужественному народу которой он посвятил не одну картину; пересекал Атлантический океан; объездил всю Россию, путешествовал по Волге, жил в Харькове, но домом своим считал Феодосию. «Мой адрес — всегда в Феодосии», — сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову.

Айвазовский – Феодосии:

Дом художник начал строить на окраине Феодосии, на пустынном в ту пору берегу, у самого моря. Айвазовский задался целью сделать дом не только удобным для жизни и работы, но намеревался устроить в нем и художественную школу «по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен». К 1848 году дом и рабочая мастерская были построены, а в 1865 году художник открыл и задуманную им школу, она стала называться «Общая мастерская».

Натура Айвазовского, его характер искали общественного приложения и деятельного претворения в жизнь задуманных дел. Обосновавшись в Феодосии, он приступил к давно намеченным археологическим раскопкам в окрестностях города. В течение весны-лета 1853 года Айвазовский раскрыл пять курганов. Он сообщал в Петербург о результатах находок и писал, что в четырех курганах, к сожалению, ничего не обнаружено, а в пятом найдены «золотая женская головка, самой изящной работы, и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы. Эта находка дает надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!». Художник отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
А в 1871 году в высокой части города, на горе Митридат, Айвазовский построил археологический музей, своим обликом напоминающий античные храмы. Его стараниями музей пополнялся древностями, найденными в окрестностях Феодосии или привезенными художником из многочисленных путешествий. К сожалению, здание музея не сохранилось. Также как и его брат-близнец – здание Керченского музея древностей, оно было уничтожено в годы войны.


Фонтан

Феодосия страдала отсутствием питьевой воды, жители собирали её по каплям в городских фонтанах. Художник составил дарственную и обратился к городским властям: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашинского источника».
Этот источник является началом реки Субаш, впадающей в Азовское море, и находился он на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское).

Через год состоялось торжественное открытие Субашского водопровода. Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом. Тогда же заработал и фонтан. Он был построен на средства Айвазовского и по его собственному проекту. Воду из фонтана можно было пить бесплатно, из специальной серебряной кружки, расположенной возле фонтанного крана. Водой из Субашского источника Феодосия обеспечивалась вплоть до пуска Северо-Крымского канала в 1970 году.

Это был щедрый и великодушный дар. В знак благодарности горожане возвели в центре города фонтан-памятник, одним из украшений которого стала бронзовая палитра, увитая лаврами с надписью - «Доброму гению». На средства Айвазовского были поставлены еще два фонтана, один из которых он посвятил памяти градоначальника Феодосии А.И. Казначеева.

 Порт

В 1885 г. было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Для решения вопроса даже была создана специальная комиссия. Император Александр III предоставил комитету министров. В апреле-мае 1890 г. вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. Сторонники Феодосии (среди которых, кстати был и царевич Николай - будущий император России) оказались в меньшинстве.

Однако их сторону принял Александр III, тем самым решив вопрос в пользу Феодосии. По слухам, севастопольский порт стал жертвой интриг армянского старика, который умело использовал все свое влияние и благосклонность Романовых. Разгневанные севастопольские газеты впоследствии еще не один год печатали карикатуры на известного феодосийца. Ну а сам Айвазовский в долгу перед императором не остался. Вскоре по его инициативе и на собранные художником пожертвования, в центре города был установлен памятник Александру III.

Железная дорога

Для дальнейшего развития порта была необходима железная дорога. И опять на помощь пришел Айвазовский. Он стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги. Постройка этой дороги не только создала удобства для жителей Феодосии, но и в разы повысила оборот местного порта. Линию железной дороги тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги. Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857–1860 гг. Принимались во внимание местные условия: рельеф, освоенность земель. Был выбран наиболее оптимальный маршрут трассы. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря.

В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. В августе 1892 г. после долгих лет ожидания и неудачных попыток была наконец открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Так в одночасье, Феодосия превратилась из провинциального, богом забытого захолустья в современный город.

Но наибольшей его заботой была художественная жизнь города. Стараниями Айвазовского был создан археологический музей, открыта библиотека, построен концертный зал в центре Феодосии. В 1880 году состоялось торжественное открытие картинной галереи. Ее здание Айвазовский соорудил на собственные средства. В день открытия художник подарил галерее двадцать три своих картины, античные слепки и скульптурные портреты А. Пушкина и М. Глинки. Этот дар составил основание художественной коллекции, существующей и поныне Феодосийской государственной картинной галереи, которую художник после своей смерти завещал городу.

 Айвазовский был общителен и гостеприимен. В его доме, открытом для всех, не только обсуждались городские дела, но и рождались новые идеи по улучшению жизни феодосийцев. При жизни Айвазовского дом был художественным и духовным центром не только Феодосии, но всего Южного Крыма. Гостями Айвазовского были многие известные деятели русского искусства. К нему приезжали Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Дубовский, Архип Куинджи, здесь его посетил и основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков. На сцене, специально устроенной в выставочной зале галереи, выступали выдающиеся музыканты: Антон Рубинштейн, Генрик Венявский, Александр Спендиаров, артист малого театра Константин Варламов и многие другие.


Феодосия - Айвазовскому
Ни один другой художник не мог сравниться с Айвазовским в просветительской деятельности. В течение жизни им было устроено более 120 персональных выставок, все они носили благотворительный характер. Сборы от выставок шли в помощь нуждающимся студентам, на создание библиотек, вдовам художников, инвалидам войны.

Феодосийцы считали Айвазовского душой города, своим добрым гением. В знак безграничного уважения к его личности и деятельности, «в уважение особых заслуг, оказанных им городу», Феодосия признала его своим Почетным гражданином.

Проститься с великим Мастером вышел весь город. Это были самые массовые похороны за всю историю Таврической губернии. Многотысячная траурная процессия прошла через весь город. Дорога к древнему армянскому храму Святого Сергия, в котором Айвазовский был крещен и венчался, и во дворе которого его похоронили, была усыпана цветами. На его могильной плите на армянском языке высекли надпись: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

Знаменитый памятник возле картинной  галереи был  открыт 1 мая 1930 года. На открытии памятника присутствовал и писатель А.С. Грин. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — столетию со дня рождения Айвазовского — и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила "взять паузу", во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.

Источники:
http://feo.sdamnaleto.com/cerkov-svyatogo-sergiya/
http://aivazovski.ru/worldplaces/
https://crimeahistor.livejournal.com/20617.html

Описание тайника

Содержимое тайника

Знакомство с памятными местами самого известного жителя Феодосии

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

HunterLip (11.08.2019 11:13:57)
Взят в ходе геокешерской экспедиции Питер+Крым. Автору спасибо. Привет из Липецка.
A&Y (24.03.2019 15:03:21)
В Феодосию переместился вечером, после встречи Крымский первоцвет 2019. Остановился недалеко от автовокзала.
Утром доехал до центра Феодосии на местном поезде. Вышел и сразу, как герой повестей А.Грина, попал на народный праздник. В эти дни исполнялось 5 лет возвращению Крыма в состав России. Такой единодушной радости и веселья я давно не видел. Первое впечатление о городе сложилось самое замечательное.
В ходе прогулки нашел ответы на все вопросы. Единственно на последнем шаге ответ разошелся с авторским. Я смотрел на фотографию и читал надпись на том камне, который отмечен на ней стрелочкой. Еле разобрал. Нужно смотреть на камень ниже (4-й сверху) и тогда все совпадет с авторским вариантом - надпись хорошо читаема.
Зачет получен. Автору спасибо!
Dionisiy (21.10.2018 21:13:10)
DisaV (11.10.2018 02:24:52)
Poleva (25.09.2018 10:20:36)
deli kaplan (17.09.2018 14:18:31)
Лиса и Алиса (11.09.2018 18:47:17)
KE17 (01.08.2018 00:30:35)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.