Наступление финнов, начавшееся 1 сентября с рубежа реки Тулокса и под Пряжей, привело к тому, что советская 7-я армия потерпела тяжелое поражение и была разрезана на две части. Многие ее дивизии попали в окружение и неся потери, лесами вынуждены были пробираться к своим. Отступление превратилось в бегство, которое, казалось, не остановит даже широкая река. Уже 5 сентября финны захватили Олонец, 7 сентября у Лодейного Поля финские войска, поддерживаемые 163-й немецкой пехотной дивизией, вышли к Свири и вскоре перерезали Кировскую железную дорогу.
Это был не просто очередной водный рубеж с деревнями по берегам. Берега были тогда густо заселены сотнями больших и малых деревень и рабочих поселков. Этот большой отрезок Кировской дороги - узел важнейших транспортных артерий, здесь же - водный путь из Балтики в Белое море. Там имелось четыре речных порта, большое количество железнодорожных подъездных путей и стоявших по берегам разнообразных складов, а также лагерей, лагпунктов. Ведь работали на строительстве Свирских ГЭС и промпредприятий в основном заключенные. Так называемый Свирлаг был филиалом управления знаменитого Белбалтлага, раскинувшегося по всему Русскому Северу. Всего заключенных и трудпоселенцев, в общем в той или иной степени подневольных рабочих и работниц, насчитывалось до 150 тысяч:
При подходе противника из заключенных, трудпоселенцев, вольных и подневольных рабочих и лесорубов спешно сформировали две стрелковые дивизии, по 15 тысяч штыков каждая: одну - в Подпорожье, другую - в районе Свирьстроя, у 2-й ГЭС. Но как только этот специфический контингент вышел из-за колючей проволоки, сразу же вышел и из повиновения начальству.
Известно, что всего 10 финских разведчиков, переодетых в красноармейскую форму, легко овладели стратегически важным железнодорожным мостом в Подпорожье и даже попытались захватить заодно и зенитную батарею, охранявшую мост. Но благодаря одному политруку, организовавшему сопротивление, зенитчики отбились и вывезли орудия. В огромный барачно-лагерный город, раскинувшийся на 30 километров по берегу, носящий теперь имя Подпорожье, финские части вступили сравнительно легко и захватили большую его часть. Финские войска частью сил повели наступление на север, на Петрозаводск, другой частью, переправившись у Подпорожья, к 21 сентября расширили плацдарм, двигаясь по южному левому берегу до Лодейного Поля и на восток до Вознесенья и Ошты. Они перерезали не только Кировскую дорогу, но и Новоархангельский и Староархангельский тракты, лишив тем самым 7-ю армию сообщения с Вологдой.
В целом в районе реки Свирь финнам удалось форсировать реку и захватить плацдарм шириной до 100км и до 20 км в глубину на южном берегу Свири. Финнам осталось пройти около 125 км до Тихвина, взятого немцами 8 ноября. В этом случае замкнулось бы второе кольцо вокруг Ленинграда, и всякая связь, кроме воздушной, была бы потеряна.
За всю Великую Отечественную войну у финской армии была единственная возможность серьезно повлиять на ход боевых действий – это замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда и тем самым добиться падения города, гибели Ленинградского фронта и Балтийского флота.
Финны оккупировали территорию Присвирья до середины. 1944 года. 21 июня 1944 года начался второй этап Выборгско-Петрозаводской операции — Свирско-Петрозаводская операция. В наступление пошли войска Карельского фронта, а также силы Ладожской и Онежской военных флотилий. Операция завершилась полной победой советских войск, они продвинулись в западном и юго-западном направлениях на 110-250 километров, освободили от противника большую часть Карело-Финской ССР. Были созданы предпосылки для выхода Финляндии из Второй мировой войны.
Одним из свидетельств финской оккупации, сохранившимся до наших дней являются финские фортификационные сооружения. В период с 1942 по 44 годы финны построили здесь свыше 1оо дотов. И назвали этот оборонительный рубеж "Свирской линией" (Syvrinlijalla). Другое название "Крепость на Свири". Здесь возводились доты нескольких типов, это забетонированные пулеметные бронеколпаки, бетонные доты ведущие фланкирующий огонь на одну или две стороны и доты типа "вепсский замок". В зависимости от расположения финских войск доты устанавливались как на правом так и на левом берегу Свири. После войны при постройке Подпорожской ГЭС Свирь разлилась и теперь многие доты стоявшие на берегу оказались основательно затопленными. К некоторым теперь можно добраться летом только на лодке и благодаря этому у них очень хорошая сохранность. Для укрытия пехоты строились сферические железобетонные убежища. Финны использовали американское оборудование для строительства круглых убежищ. Сферическая форма из-за того, что внутри надувался шар, далее ставили арматуру и железную опалубку. После все заливалось бетоном. Потом опалубку снимали и шар сдували.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: