Словенский конец Великого Новгорода – один из пяти самоуправляющихся районов древнего вечевого города. Вместе с Плотницким, Словенский конец образовывали Торговую сторону Великого Новгорода. Софийская сторона включала три конца: Неревский, Людин, Загородский. Есть предположение, что город формировался на месте древних селищ, которые и стали концами города. Из всех поселений наиболее древним, вероятно, является Славна. Здесь, у истоков Волхова, находилось селище славян - ильменских словен, которые впоследствии составили основной (наряду с представителями водских и чудских народов) этнический пласт будущего Новограда. Именно в этой части города расположена самая древняя улица Великого Новгорода, не менявшая свое название с X века(!!!) – улица Славная. На старинной Ильине улице соседствуют две жемчужины православной архитектуры - церковь Спаса Преображения (1374 г.) и собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" (1680г), а на достаточно заметной возвышенности, которую новгородцы исстари называли Холмом, или Славном красуется храм Петра и Павла на Славне. Здесь же сохранился и фрагмент каменной стены Окольного вала (14 в), ограниченный снаружи водой окольного рва (современный ручей Тарасовец.) Все выше названные объекты включены в игре в маршруты «Великий Новгород. Всемирное наследие ЮНЕСКО». Прогулка, которую мы предлагаем вам совершить будет дополнением к «объектам ЮНЕСКО» или отправной точкой на пути к ним. Иметь двор в Словенском конце, вблизи торга и княжьих палат, считалось удачей. И даже сейчас, по прошествии многих веков, здешнее домовладение является индикатором престижа. Прогуливаясь по району, можно увидеть очень зажиточные дома и весьма скромные современные постройки, владельцами которых являются иногда весьма интересные люди. Координаты первой точки указывают на Музей музыкальных древностей В.И. Поветкина. Здесь следует побывать каждому новгородцу и гостю Великого Новгорода. Возможно, вы будете поражены тем, что были и есть такие энтузиасты, которые изучают звучание гуслей и других славянских музыкальных инструментов. Благодаря великому труду основателя этого центра – В.И. Поветкина, Великий Новгород называют музыкальной столицей Древней Руси. Центр музыкальных древностей был основан в 1990 году Владимиром Ивановичем Поветкиным — художником-реставратором, археологом, музыковедом, почётным гражданином Великого Новгорода, кавалером Международного ордена Святого Константина Великого. Имя Поветкина внесено в книгу русских достижений «Диво» за воссоздание самых древних гуслей и многих других музыкальных инструментов Руси. О нём слышали далеко за пределами России — в Швеции, Дании, Норвегии, Прибалтике. Всем знавшим или хотя бы один раз видевшим Владимира Ивановича согласятся,что он всегда казался оплотом исконно-русского начала: обязательно в русской рубахе-косоворотке, подпоясанный, с волосами по плечи, схваченными плетёной тесьмой.
Координаты второй точки приведут вас к оригинальному современному дому старого города. Из-за высокого забора и деревьев его трудно рассмотреть, как Дом того заслуживает… Но уж изловчитесь, покружите, присмотритесь. Это современное строение. Снизу дом каменный, второй и третий этажи его - бревенчатые. Строили и украшали дом сами хозяева - вся семья. Дом удивительно красив, кровлю его венчают шатры и башни, башни в свою очередь украшены разнообразной ковкой, дивными металлическими животными и птицами. В этом доме живёт семья известных новгородских художников Гребенниковых и расположена иконописная мастерская Гребенниковых. Семья художников Гребенниковых живет в городе Новгороде с 1970 года. Отец, Владимир Федорович, родился 13 января 1944 года, учился в Ростовском-на-Дону художественном училище им. Грекова, затем - в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в городе Ленинграде. С 1967 года начал работать как независимый, свободный художник: живописец, скульптор, график, иконописец, копист древнерусских фресок, автор архитектурных проектов, художник малых форм, художник и исполнитель мебельных ансамблей. Произведения отца и детей Гребенниковых находятся в частных коллекциях Новгорода, Москвы, Петербурга, Японии, Бельгии, Франции, Англии, Норвегии, Италии, Дании, США, Финляндии, Германии, Швеции. Написанные ими иконы хранятся у патриарха Всея Руси Алексия II, в кафедральном соборе св. Софии в г. Новгороде, у архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. Конечно, после такой прогулки обязательно следует прогуляться в сетях, чтобы познакомиться с творчеством этой семьи. Координаты третьей точки приведут нас к дому Бедроса Киркорова. Да, того самого…. С 1997 года он пополнил ряды жителей Великого Новгорода, женившись на жительнице Новгородской области. В настоящее время, по его собственным же словам, живет на два дома — в Москве и в Великом Новгороде. Новгород расценивает как «загородный дом с садиком, двориком». В этом доме всего один раз был и сам Филипп,сын Бедроса Киркорова. Из беседы с Б. Киркоровым: — Где любите бывать в Новгороде? — Нравится в кремль ходить, посмотреть на старину. К памятнику Тысячелетию России люблю ходить. Сколько на него ни смотрю, всегда открываю для себя что-то новое. Люблю церкви в своем районе, близ улицы Ильина. Желаю, чтобы в наш красивый город приезжало все больше туристов. Это благодатная земля. Древнейшая! Это же живая легенда, история Руси! Желаю, чтобы Новгород с каждым годом становится все краше, доброжелательнее. Дом, конечно, обычный. Но от этого строения можно ещё раз полюбоваться домом художников на расстоянии. Финальная точка - это на первый взгляд руинированное сооружение, но проникнитесь к нему душой, обернитесь в новгородскую историю и вам, как и мне захочется, прикоснуться к тому древнему материалу, из которого много веков назад наши предки строили оборону Великого города. Новгород имел внешние укрепления, которые охватывали кольцом весь древний город по обеим сторонам Волхова. В летописях вплоть до ХV века этот оборонительный пояс называли Острогом. Более поздние источники именуют его Большим Окольным городом. Окольный город состоял из земляного вала с крепостными стенами и башнями, и обводненного рва с внешней стороны. Общая протяженность Окольного города по обеим сторонам Волхова достигала более 11 км. Большая часть его сохранилась до настоящего времени. Вал на разных участках имеет различную структуру, но везде состоит из первоначального ядра конца ХIV века и подсыпок. Чтобы вал не расползался, в его основе ставили деревянные конструкции. Ров являлся не только частью оборонительной системы, одновременно он был водной дорогой и, что немаловажно, хорошо дренировал город. Возводимые каменные башни на валу были построены, очевидно, одновременно с насыпкой вала. Как показали археологические раскопки, ставили их не на валу, а на материке, а затем с боковых сторон делали к ним земляные присыпки. На валу между башнями были поставлены деревянные стены. Сами башни со временем были разобраны. Каменная стена в районе финальной точки-это часть Окольного города Торговой стороны. Причиной сооружения каменного участка вала вместо земляного вала послужило, возможно, её место, наиболее подверженное паводкам. Датируется каменная стена четырнадцатым веком, обнаружена в 1947 году после разрушения вала и выхода кладки на поверхность. Проведены консервационные работы каменной кладки: над стеной положены железобетонные монолитные плиты, кладку укрепили металлическими стяжками. В каменной стене сохранились бойницы 14 в. для пищального боя.
Сегодня вал имеет многочисленные утраты. Несмотря на утраты, вал и ров Окольного города являются уникальным по протяженности и редким по сохранности памятником древнерусского военно-оборонительного зодчества.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: