Немецкие колонии на Волге. Паульское [VI/20409]

Паульское. Церковь (начало ХХ в.).,
Паульское. Церковь (начало ХХ в.).,
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Саратовская обл.
Марксовский р-н
Ближайший нас.пункт
Павловка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.73Нашли: 20
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: IVZ
Создан: 22.07.2017
Опубликован: 30.07.2017
(отредактирован: 30.07.2017)

Описание окружающей местности

ПАУЛЬСКОЕ (Paulskoje, Паульская, Павловка), ныне с. Павловка Марксовского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, в окружении трех рек, располагалась близ реки Лизель, на берегу реки Малый Караман, у места впадения этих рек в Волгу. Находилась в 319 верстах от города Самары, в 164 верстах от уездного города Новоузенска, в 46 верстах к северо-востоку от Покровска и в четырех верстах от волостного села Екатериненштадт, по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Екатериненштадтскую волость Николаевского уезда Самарской губернии.

Немецкая колония Паульское была основана 7 июня 1767 г. вызывателем бароном Кано де Борегардом. В начале июня 1767 г. Борегард расселял вторую группу прибывших в Поволжье колонистов после Екатериненштадта (основанного в 1766), поселенцы второй группы были направлены во вновь созданные колонии Боаро, Кано и Паульское.

Первоначально колонии не имели собственных названий, а получали только порядковый номер. Позже Контора опекунства позволила вызывателю Борегарду самому избирать для своих поселений названия, увековечив, таким образом, имена близких ему людей и государственных чиновников. Так Паульское получило наименование в честь наследника Российского престола Павла Петровича, будущего императора Павла I. По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний поселение сохранило название Паульское.

Название Павловка было дано селу после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены прежние немецкие названия.

Основателями колонии стали 87 семей (279 колонистов) выходцев из Гессен-Дармштадта, Саксонии, Бранденбурга и других немецких земель. Еще 135 домохозяев с семьями были поселены в Паульском временно, до образования новых колоний в 1768 г. Большинство первых колонистов являлись лютеранами. 9 семей (29 человек) исповедовали реформатство. Как и во многих других колониях с протестантами были вынуждены селиться немногочисленные католики. При распределении колонистов в Паульское попали три католика – хлебопашец Йозеф Котт с женой и холостой Мартин Нейберт.

Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами и по роду своих занятий на прежней родине вполне соответствовали основной цели привлечения колонистов – освоение ими земледельческой зоны в пустынных степных окраинах России. Но среди первых домохозяев было четыре плотника, три портных, три мельника, три пивовара, два столяра, два сапожника, два кузнеца, два чулочных ткача, два красильщика, парикмахер, холщевый ткач, пуговщик, гусар, слесарь, золотых дел мастер и учитель. Этнограф и путешественник, выходец из Германии, академик Иоганн Готлиб Георги в своей работе «Описание всех, обитающих в Российском государстве народов», вышедшей в 1799 г. писал о немецких колонистах: «Часть поселенцев, а наипаче те, которые и в своем отечестве до того не были привычны к земледелию и жили в городах, часто праздношатающимися бродягами, не знатные оказывают успехи в земледелии и разведении скота. Некоторые из них принялись за разведение виноградных садов, а другие за городские рукомесла». Неспособность всех колонистов к сельскому хозяйству подтверждается следующим фактом: колонистам, временно поселенным в колонии Паульская, летом 1767 г. выделили 33 лошади и 86 коров. К концу года у них осталось лишь 28 лошадей и 20 коров. Колонисты не умели ухаживать за крупным рогатым скотом, что приводило к падежу скота или использованию его на пропитание.

Привычные к землепашеству колонисты смогли уже вскоре получать хорошие урожаи и строить мельницы для обмолота зерна. Колонисты Паульского выращивали пшеницу, рожь, картофель, просо, меньшие урожаи давали ячмень и горох. По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу мужского населения. По 10-й ревизии 1857 г. 796 колонистов мужского пола владели землей в размере около 5,7 десятин на душу (всего 5131 десятина земли). За организацией сельскохозяйственных работ и внутренней жизнью колонистов следили форштегеры. Имена всех форштегеров колонии до настоящего времени не сохранились. Известно, что в 1790-е гг. форштегером в Паульском являлся Боксгорн, а в 1840-е гг. – Фридрих Шпан.

К середине ХIХ в. колонисты Паульского прославились среди соседних колоний соломоплетением и производством курительных трубок. Постепенно эти ремесла превратилось в доходное производство, и к концу ХIХ столетия десятки женщин и детей на собственных дворах занимались плетением корзин и иных соломенных изделий, а мужчины изготовлением трубок. Спрос на продукцию был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция массово скупалась ростовщиками и реализовывалась в крупных городах. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в селе насчитывалось 175 дворов. Согласно данным Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в Паульском имелось 317 дворов, работала маслобойня.

После прихода к власти большевиков во многих немецких селах произошли выступления крестьян против насильственной мобилизации в национальный полк Красной Армии. В Паульском 2–6 октября 1918 г. при разгоне полуторатысячного митинга было убито три его жителя. Весной 1921 г., когда вследствие голода, восстание против советской власти вновь охватило многие немецкие поселения, и значительная часть территории автономной области немцев Поволжья находилась в руках восставших, активно велась оборона Марксштадта. В Паульском восстание было предотвращено, в селе создана застава и наблюдательный пункт, осуществлялось непрерывное конное патрулирование, велась разведка.

В годы советской власти в селе имелись сельскохозяйственное кредитное товарищество, работала кооперативная лавка, была открыта изба-читальня. В период коллективизации в селе были созданы колхозы имени К. Ворошилова, С. Орджоникидзе и колхоз «Ротер Штюрмер». Во время голода начала 1920-х и в 1930-х гг., когда колхозы переживали продовольственные затруднения, десятки колхозников-бедняков выехали из Паульского в другие села с целью нищенствования. По воспоминаниям жителей села, отдушиной для простых людей в их беспросветно тяжелой жизни в период голода, закрытия церквей, сплошной коллективизации и массового раскулачивания стали различные формы культурного досуга. Так, в Паульском был создан кружок стариков-плясунов, состоявший из 11 человек в возрасте от 60 до 73 лет, возглавлял который столяр А. Бальцер, Выступления кружка, известного далеко за пределами села и сохранявшего традиции поволжских немцев, привлекали большое количество зрителей со всей округи. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Павловка.

Школа и обучение детей. Вместе с первыми колонистами в Паульское был поселен первый учитель Готтлиб Лейманн, 36-летний лютеранин из Цейтца, прибывший в Россию вместе с женой Евой, 38 лет. Он поселился в колонии одним из первых, 5 марта 1767 г., получил от Конторы опекунства в Саратове 15 руб. и две лошади. Ему, как и всем другим колонистам, приходилось заниматься хлебопашеством. По состоянию на 1762 г. в хозяйстве Лейманна имелось 2 лошади, 2 коровы и была распахана 1 десятина земли. Наряду с сельским хозяйством Лейманн взялся и за обучение детей. Первоначально он проводил занятия на дому, но уже после расселения временных колонистов, размещенных в колонии на зиму 1767/1768 гг. в селе появилось собственное школьное здание. Однако уже в 1768 г. Лейманн переехал в колонию Кано и общество Паульского было вынуждено искать другого учителя. Имена других учителей церковной школы не сохранились. В середине ХIХ в. церковная школа получила статус училища.

В 1893 г. кроме церковно-приходской школы в селе была открыта земская школа. Ее первым учителем стал Артур Иоганн Шмидт. Земская школа имела трехлетний срок обучения и являлась двухкомплектной. В конце ХIХ в. в селе было открыто еще и министерское училище. И земская школа, и министерское училище по сравнению с церковно-приходской школой отличались лучшей постановкой учебной работы. В них изучались закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории, более широко использовались наглядные пособия.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из почти 3200 жителей села 357 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В 1906 г. в земской школе обучалось 30 мальчиков, 28 девочек и работал один учитель; церковную школу посещало 135 мальчиков, 164 девочки, в ней работало два учителя. По состоянию на 1910 г. одним из учителей церковной школы являлся И. Лобес, являвшийся одновременно председателелем потребительского общества. Обе школы содержались на средства церковной общины. Планы общины открыть в 1915 г. еще одну земскую школу не были реализованы из-за Первой мировой войны. В годы советской власти все школы перешли в ведение Наркомпроса и были преобразованы в 4-х классную начальную школу. С 1926 г. Павловская школа существовала как восьмилетняя.

Вероисповедание жителей и церковь. Жители Паульского принадлежали к лютеранскому и реформатскому исповеданию. До 1905 г. евангелическо-лютеранская община Паульское входила в состав прихода Южный Екатериненштадт, основанный в 1768 г. С 1905 г. с. Паульское стало центром прихода Паульское, образование которого было утверждено 19 сентября 1905 г. К нему кроме Паульского относились колонии Борегард, Нидермонжу и Теляузе. Евангелическо-лютеранский приход Паульское в 1905 г. насчитывал 11372 прихожан.

В первые годы поселения активно шел процесс обустройства колоний, строительства в них школ и церквей, являвшихся центрами общинной жизни. Точная дата постройки первого школьно-молитвенного дома в Паульском не известна, однако он появился в колонии в первые годы после создания поселения. Затраченные на постройку средства колонисты должны были выплатить государству в течение последующих десяти лет.

Первая лютеранская кирха на средства колонистов была построена в Паульском в 1801 г. Церковь была деревянной, небольшой по своим размерам и имела статус филиальной. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы: до начала 1830-х гг. Контора опекунства, по ее собственному утверждению, «ни планов, ни смет… не рассматривала и не утверждала, предоставляя сие самим обществам колонистов». Несмотря на то, что церковь была построена таким образом, ее деревянные балки и доски являлись настолько прочными, что в 1860 г. эта кирха была продана в дочернюю колонию Розенталь Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне с. Розовка Краснокутского района Саратовской обл.). Церковное здание постройки 1801 г. было аккуратно разобрано, перевезено в Розенталь и вновь отстроено там на новом каменном фундаменте.

В 1860 г. на средства, вырученные о продажи старой кирхи и пожертвования, собранные с общества колонии в Паульском на месте старой кирхи было возведено новое церковное здание. Новая кирха также была деревянной и сравнительно небольшой. Ее строительство велось под руководством архитектора Конторы опекунства Ф. Лагуса в традиционном для немецких колоний стиле. Кирха имела два яруса, в верхнем ярусе находились галереи-балконы, опиравшиеся на деревянные столбы. В нижнем ярусе скамьи для 700 прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. Рядом с кирхой находились пасторат, возведенный в год основания прихода, в 1905 г., покойницкая и деревянная звонница.

С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. Период политики «военного коммунизма» в Советской России закончился катастрофой, которая стала национальным бедствием. Голод, вызванный экономическими и политическими причинами и усугубившийся природными катаклизмами – засухой и неурожаем, охватил к лету 1921 г. все Поволжье. С осени 1921 г. началось оказание помощи голодающим международными светскими и религиозными организациями.

Хотя большинство голодающих с радостью принимало благотворительную помощь от различных религиозных организаций, однако, имелись и отдельные случаи отказов от нее. Так, например, союз учителей Поволжья не согласился принять одежду от Национального Лютеранского Совета. Этот случай описывал пастор Зейдлиц из прихода Паульское в Левобережье Волги: «На одном из тюков с одеждой была надпись “Для пасторов и кюстеров”. Конечно, под кюстерами подразумевались церковные учителя. Однако у нас таких больше нет. Учительский союз, который до этого был образован как антицерковная организация, от одежды официально отказался, но все учителя с удовольствием получили причитающееся им частным образом. Хотя многие боялись быть замеченными в отношениях с церковью». В Паульском под руководством пастора Иоганна Зейдлица был образован церковный комитет помощи голодающим. В 1927 г. пастор Зейдлиц переехал в Крым, где служил в общине Цюрихталя. В 1930 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в 1934 г. осужден.

Нелегко сложились судьбы всех лютеранских пасторов прихода Паульское. После установления советской власти и провозглашения отделения церкви от государства, многие священники, опасаясь преследований, эмигрировали из России, охваченной гражданской войной. Пастор Карл Крамер (1882–1974), служивший после Паульского в Харькове, в 1918 г. выехал в Германию, где стал доктором теологии, Президентом Союза Мартина Лютера в Эрлангене и автором исследований об истории российского лютеранства. Пастор Карл Циммер (1863–1939) в 1921 г. выехал из Поволжья в Баку, а в 1924 г. также принял германское подданство.

Оставшись в 1927 г. без пастора, община Паульского, как и еще 14 лютеранских общин Поволжья, присоединилась к Свободной Евангелическо-лютеранской церкви конгрегационального положения – церковной организации, существовавшей в СССР в 1927–1935 гг., созданной на основе отделившихся от официальной церкви общин и стремившейся к сотрудничеству с советской властью (была аналогична обновленческому движению в Русской Православной церкви). Создание Свободной церкви было провозглашено на 1-м Генеральном синоде «живоцерковников», который состоялся в июле 1927 г. в соседней с Паульским колонии Фишер (Теляузе, ныне Красная Поляна) Марксштадтского кантона АССР НП. Использовав фактический распад Евангелическо-лютеранской церкви в России, отсутствие связей с церковным руководством и массовую эмиграцию священников, бывший кюстер колонии Фишер Якоб Фрицлер объявил себя оберпастором, а присоединившиеся к его церкви общины независимыми от церковной организации страны. Церковное руководство выступило к приходам с обращением воздерживаться от контактов с новой церковью и в 1928 г. в Паульское был направлен новый пастор Эрнст Безе, закончивший семинарию проповедников в Ленинграде в 1928 г.

Однако молодому пастору пришлось столкнуться с многими препятствиями, религиозными гонениями и репрессиями верующих, которые находились под неусыпным контролем со стороны органов НКВД. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в лютеранской церковной общине Паульского насчитывалось 1277 верующих, из них 41 был отнесен к категории лишенцев (лишенных политических прав). В период массированного наступления на религию, в 1930-е гг., при церквях было полностью запрещено любое церковное обучение. Оно являлось невозможным, даже если было напрямую связано с церковными обрядами. Если в конце 1920-х предконфирмационное обучение еще могло быть разрешено по специальному постановлением ЦИК СССР и НКВД, то уже в начале 1930-х гг. оно было полностью запрещено. Так, в августе 1934 г., когда церковная община Паульского обратилась в секретариат Центрального Исполнительного Комитета АССР немцев Поволжья с просьбой осуществить конфирмационное обучение детей, отказ ЦИКа был мотивирован напряженными работами по сбору урожая.

Бесчеловечные методы антицерковной политики сопровождались закрытием храмов. Согласно сведениям представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья по состоянию на 1 июня 1934 г. церковь еще находилась в распоряжении верующих, хотя многие остальные церкви Марксштадтского кантона уже были закрыты. Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. В 1935 г. пастор Эрнст Безе был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорен к 10 годам лагерей. Вскоре после его ареста была закрыта и церковь.

Село сегодня. Ныне с. Павловка Марксовского района Саратовской области. По числу сохранившихся немецких домов современной Павловке, пожалуй, нет равных в округе. Колонистская сельская архитектура и сегодня занимает в селе ведущее место, здесь можно найти немецкие жилые дома на любой вкус – деревянные и кирпичные, с флигелями и слуховыми окнами, с ажурной кирпичной кладкой и сандриками над окнами, с двускатными и четырехскатными крышами.

На примере Павловки сегодня вполне можно изучать немецкое архитектурное наследие массовых жилых сельских построек, их типологию, строительные приемы, организацию дворовых мест, распространенность типичной народной национальной традиции жилой застройки. Лютеранская кирха и здания школ в современной Павловке не сохранились. В 1984 г. в селе было построено новое здание школы.

http://enc.rusdeutsch.ru/articles/5854

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

HunterLip (05.08.2023 18:55:48)
Взят. Автору спасибо!
Воробей (25.05.2023 20:46:31)
Времени в пути было в обрез, поэтому подготовились еще дома, помог многолетний опыт работы с населенными пунктами бывшего АССРНП))). Зачет от модератора получен!
VovkaKak (24.05.2023 14:40:19)
MaxiLeo (23.05.2023 11:12:23)
mr_bo (04.05.2023 14:54:48)
asrmod (25.07.2022 22:05:58)
tsepoff&anastasia (01.08.2020 16:54:09)
Elin (01.07.2019 23:28:25)
Azator (01.08.2018 20:11:55)
Unclebaks (08.07.2018 21:40:16)
Беспокойная семейка (24.06.2018 14:45:32)
froLOVEs (10.06.2018 21:25:32)
АнТАнОл (18.05.2018 11:44:44)
Йети (17.05.2018 18:29:09)
Iskender (10.05.2018 15:36:29)
Andrey0577 (01.05.2018 22:43:16)
Бешеная табуретка (01.05.2018 22:42:22)
Pachita & two (13.08.2017 22:48:27)
Мари|я (07.08.2017 15:42:33)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.