В 1766 году капитана 2-го ранга П. И. Пущина перевели из корабельного флота в галерный и отправили в Тверь, где ему было поручено руководить строительством на местной верфи галер для запланированного путешествия императрицы по приволжским городам.
Судно было изготовлено из дерева: набор — из дуба, обшивка и палубный настил — из сосны, элементы декоративной отделки — из липы и берёзы. Все детали судна, по свидетельству очевидцев, носили следы тщательной обработки.
Декор галеры «Тверь» работы неизвестных русских мастеров-резчиков состоял из деревянных фигур бога морей Нептуна, тритонов, наяд (русалок) и других мифических существ, олицетворяющих водную стихию, а также амуров (путти). Особенно пышно были украшены транец и боковые стороны кормовой надстройки.
Галера имела наибольшую длину 39 м, ширину 7,65 м(по постицам), высоту от киля до гакаборта 7 м, а в средней части перед надстройкой — 1,90 м. Нос увенчивал длинный шпирон (длиной4 м, толщиной в начале70 см, в конце —25 см).
В носовой части судна, отделённой от надстройки банками для гребцов, располагались две небольшие рубки. В правой рубке размещался туалет, а в левой — камбуз. На плоских крышах рубок были оборудованы места для установки небольших «салютных» пушек.
От носа к корме шёл продольный приподнятый проход-куршея, соединяющий обе части судна. От куршеи к бортам располагались банки с подножками для гребцов. Под палубой в трюме, куда можно было попасть через три люка, находились невысокие помещения для гребцов и экипажа галеры. Для старших чинов здесь имелись небольшие выгородки-каюты и рундуки.
В кормовой надстройке насчитывалось до девяти отдельных помещений. Здесь были оборудованы небольшая каюта капитана и большие роскошно отделанные каюты путешествующих лиц; особым убранством отличались спальня и столовая. Внизу под кормовой надстройкой, в трюме, куда спускались по трапу, располагались каюты фрейлин и статс-дам, а также кладовые для припасов, всего десять помещений. У транца на палубе надстройки находились флагшток и гнездо для гакобортного (кормового) фонаря.
По окончании постройки галер П. И. Пущин производил испытание сооружённых судов посредством пробного плавания по Волге от Твери до Казани.
Согласно указу Адмиралтейств-коллегии от 2 мая 1767 года «за ревностное старание в построении для походу нашего по Волгe судов» капитан 2-го ранга П. И. Пущин был произведён во флотские капитаны 1-го ранга. Вознаграждение получили лейтенант Федот Мистров (годовое жалование), а также галерный мастер Щепин и мастер ластовых судов Каребников (по 30 рублей). Всем адмиралтейским мастеровым и нижним чинам, участвовавшим в построении судов, было выдано 1600 рублей.
Галера «Тверь» была флагманским судном гребной флотилии, специально обустроенным для постоянного пребывания знатных особ: императрицы Екатерины II и двух фрейлин, командира галерного флота графа И. Г. Чернышёва.
Сопровождать Государыню во время её путешествия в качестве командира «Твери» был назначен капитан 1-го ранга П. И. Пущин. Согласно «Ведомости судам, имевшим плавание по реке Волге во время путешествия Ея Императорскаго Величества в 1767 году» в состав экипажа «Твери» также входили: лейтенанты Егор Лаврин и Назар Логвинов; мичман Михайло Воейков; штурман прапорщичего ранга Савва Сахаров; артиллерии унтер-лейтенант Иван Иванов; нижние «чины флотские, артиллерийские, солдатские и адмиралтейские».
Согласно табели, составленной П. И. Пущиным, всего в экипаже галеры состояли: 1 штаб-офицер, 3 обер-офицера, 14 унтер-офицеров, 190 рядовых
Кроме того, во время путешествия на галере императрицу посещали придворные вельможи (например, графы Григорий Григорьевич и Владимир Григорьевич Орловы, следовавшие на галере «Казань»), послы иностранных государств. Датский посланник в России барон Ахац Фердинанд фон дер Ассебург, отмечал:
…Нет недостатка ни в одном из тех удобств, которые можно было бы иметь только в столице. На галере ея величества, называемой «Тверь», находится полное помещение с комнатой вроде залы, где она свободно обедает с двенадцатью собеседниками.
«Волжский вояж» Екатерины II на галере «Тверь» длился со 2 (13) мая, когда в два часа дня произошло отправление в путь от пристани Императорского путевого дворца, по 5 (16) июня 1767 года, когда в половине десятого часа П. И. Пущин высадил венценосную путешественницу в Симбирске, пройдя, таким образом, по Волге 1410 вёрст. Общее время нахождения в пути, по оценке П. И. Пущина, заняло 32 суток и 6½ часов, из которых стояние на якоре составило 24 суток и 1 час, ход греблей — 6 суток и 6½ часов, ход под парусами — 1 сутки и 18½ часов.
Галера «Тверь» на галерном дворе бывшего Казанского адмиралтейства в конце XIX века.
В 1768 году судовая команда возвратилась в Санкт-Петербург, а галера «Тверь» вместе с другими судами была доставлена в Казанское адмиралтейство на сохранение.
Буде не можно безвредно до Петербурга довезти построенныя для нашего плавания по Волге суда, то повелеваем адмиралтейской коллегии оныя перевести до Казани, и тамо по своему разсуждению, или переделав употреблять для своих перевозок по Волге pеке, или вытаща в удобном месте на берег под сараем хранить.
— Высочайший указ Адмиралтейств-коллегии от 16 января 1768 года.
В 1804 году из-за ветхости в Казанском адмиралтействе были разобраны галеры «Волга», «Ярославль» и «Казань», а «Тверь», согласно повелению императора Александра I — «хранить, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия…», стала считаться историческим памятником. Вначале памятник находился в ведении Казанского адмиралтейства, а после его упразднения в 1830 году — Морского министерства, затем — Министерства государственных имуществ. С начала 1860-х годов галера был отдана под надзор городской управе, построившей в 1888 году для хранения судна специальный деревянный павильон типа эллинга у Петрушкина разъезда на территории бывшего Артиллерийского склада (Журавлёвских казарм.
По свидетельству В. А. Бильбасова, на правом борте «Твери», близ параднаго трапа, была прибита дощечка с следующею надписью:
Галера «Тверь», на которой прибыла императрица Екатерина II из Твери в г. Казань в 1767 году. Сохраняется по повелению императора Александра I.
В 1918 году членам Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете удалось спасти галеру «Тверь» от реальной угрозы её разборки на дрова. Общество взяло на себя её охрану, для чего были наняты два сторожа.
В конце 1918 года судно перешло в ведение музейного отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР, а затем Татарского республиканского краеведческого музея (позднее — Государственный музей Татарской АССР). В 1925 году музейный отдел починил кровлю здания, завёл при нём специального сторожа и вновь после долгого перерыва открыл памятник для обозрения посетителей.
В 1954 году, несмотря на протесты музейных работников, республиканское управление культуры сняло охрану галеры — единственного в мире сохранившегося образца гребных судов. В октябре 1956 года вследствие детской шалости павильон, в котором хранилась галера «Тверь» и катер Павла I, был уничтожен пожаром.
Макет галеры выставляется в Национальном музее Республики Татарстан.
К празднованию 1000-летия Казани в 2005 году на Петербургской улице Казани был установлен памятник галере.
Помимо этого, в рамках реализации Соглашения между администрацией г. Казани и администрацией г. Санкт-Петербурга «О проведении взаимных мероприятий, связанных с 1000-летием г. Казани и 300-летием Санкт-Петербурга» предусматривалось воссоздание галеры Екатерины II «Тверь». C этой целью Управлением торговли, общественного питания и потребительских услуг города Казани было подготовлено техническое задание на разработку документации технорабочего проекта самоходного плавучего ресторана, стилизованного под галеру «Тверь». Предполагаемая стоимость проекта составляла 800.000 долларов США], но он не был реализован.
В связи с планами создания тематического парка истории российского флота при реконструкции Адмиралтейской слободы Казани к её 300-летнему юбилею, высказываются предложения о сооружении полноразмерной копии-реплики галеры по сохранившимся чертежам.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: