Нагатинский Затон [MV/19576]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Прогулка
Техноген
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Москва и Московская обл.
Нагатинский Затон р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Москва
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.82Нашли: 21
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Деривационный канал, шлюзы и маяк
Деривационный канал, шлюзы и маяк
Перервинский плёс. Палатки рыбаков
Перервинский плёс. Палатки рыбаков
Сын за отца
Сын за отца
Автор: Solo
Создан: 01.01.2017
(отредактирован 14.01.2019)

Описание окружающей местности

Район Нагатинский Затон располагается в южной части Москвы, на правом берегу Москвы-реки. Река окружает район с трех сторон, придавая ему вид полуострова. Границы района пролегают по северной черте парка Коломенское, проспекту Андропова, старому руслу Москвы-реки и линии шлюза 10-11 Москвы-реки до Коломенского.

Район Нагатинский Затон имеет древнюю историю, в прошлом на месте современных кварталов располагались старинные подмосковные села Коломенское, Нагатино, Новинки, Садовники. Высокий холмистый берег Москвы-реки, прилегающий к Коломенскому, был заселен очень давно. Благоприятные природные условия создавали очень хорошие условия для жизни, и именно здесь на заре нашей Эры возникло поселение, известное как Дьяково городище.

Археологические раскопки позволили установить, что первое поселение первобытных людей на территории Москвы появилось именно здесь около двух с половиной тысяч лет назад. Древнейшие неолитические поселения людей, которые дали название культуре периода раннего железного века, ее стали называть Дьяковская культура. Основными занятиями племен Дьяковской культуры были земледелие, оседлое скотоводство, а также рыбалка и охота.

Старинное село Коломенское располагалось в очень живописной местности с интересной геологической историей. В наши дни в оврагах Коломенского можно до сих пор увидеть остаточные следы материкового оледенения – громадные валуны из песчаника "Гусь" и "Девичий камень", которые языческие племена использовали для своих обрядов.

Точные даты основания сел Коломенское и Ногатиньское неизвестны. Первые упоминания о них встречаются в духовных грамотах Ивана Калиты, относящихся к 1330-м годам.

Общепринятая трактовка происхождения названия села Коломенского гласит, что его основали выходцы из Коломны, бежавшие от войск Батыя, которые в память отразили в названии память о своей родине. Существует также мнение, что название произошло от слова "коломиши", которым в прошлом называли холмы и курганы, во множестве имелись в этой местности.

Происхождение названия Нагатино на сегодняшний день имеет две трактовки. Одна объясняет его как место "на гати" - топком месте. Местность, в которой располагалось село, действительно была низменной и часто затапливалась в половодье. По второй версии название возникло от денежной единицы 10-15 веков "ногаты". Ученые ни одну из этих версий не признают правильной, но и сами не могут сказать, что послужило поводом для возникновения такого названия села.

Как уже говорилось, село стояло на топком месте, поблизости находилось множество озер и заливных лугов. Озера использовались для постройки и ремонта судов. В 1410 году впервые упоминается Нагатинская заводь (затон), которая существует и сейчас.

В 1936 году в Нагатинском затоне был пущен в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, который специализировался на судостроении и ремонте самоходного флота, а также на изготовлении судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Вблизи завода возник рабочий поселок, в котором жили работники завода и их семьи. Первое судно сошло со стапелей завода в 1938 году. Наибольшим успехом пользовались теплоходы "Москвич", известные также как речные трамвайчики. Завод занимался также изготовлением речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских и их разновидностей для служебных и научно-исследовательских целей.

Через несколько десятилетий рядом с заводом открылись и профильные учебные заведения, такие как Московский речной техникум, Московский институт водного транспорта, профессионально-техническое училище. В 1993 году эти учебные учреждения были объединены в одно, которое назвали Московской Государственной академией водного транспорта.

В 1960 году Коломенское, Нагатино и Новинки вошли в черту Москвы, и здесь развернулось массовое жилое строительство. Вместо старых деревянных домов были построены многоэтажные жилые кварталы.

После реконструкции Нагатинской поймы в 1960-х годах, когда у реки появилось новое русло, на правом берегу Москвы-реки построили Нагатинскую набережную. Она была сооружена из сборного железобетона и облицована гранитом. Дома со стороны Москвы-реки стилизованы под паруса, что придает району индивидуальный и запоминающийся облик.

В 1969 году возле Нагатина был построен Нагатинский мост, соединивший Нагатино с районом Кожухово. Затем здесь проложили Пролетарский проспект (пр. им. Андропова) и построили станцию метро Коломенская.

В 1981 году на площади, которую занимали поля бывшего овощеводческого колхоза "Огородный гигант" начали строить еще один жилой массив – это улица Коломенская и Коломенская набережная. В далеком прошлом на этом месте находились Срендяя и Нижняя улицы села Коломенское.

В состав района Нагатинский затон также входит большой зеленый массив, расположенный к северу от жилой застройки – Нагатинская пойма, которая уже упоминалась. До того, как в 1930-х годах был построен Перервинский гидроузел, пойма часто затапливалась во время паводков. В результате реконструкции (1960-е годы) Нагатинская пойма совершенно преобразилась. После строительства спрямительного канала длиной 3,5 километров, образовался остров площадью более 150 гектаров. Остров разделен Нагатинским мостом.

В честь 60-летнего юбилея Октябрьской революции на острове был заложен парк имени 60-летия Октября. Автором проекта парка был архитектор В.И. Иванов. Парк раскинулся на территории более 100 гектаров. В 1985 году на пойме по проекту архитектора А.М. Рухлядева построили Южный речной вокзал, который называют вторыми речными воротами Москвы (первые – Северный речной вокзал). Здание вокзала представляет собой сооружение из стекла и железобетонных элементов. Оно вытянуто вдоль речного берега, украшает вокзал башня со шпилем.

От древних сел, некогда располагавшихся на территории нынешнего района Нагатинский затон, остались названия улиц, моста, набережной, станции метро. А вот главная улица села Коломенского – Большая, сохранила свое названия до наших дней. Названия многих улиц района связаны с судостроением и ландшафтными особенностями местности. В числе таких улиц Судостроительная улица, улица Речников, Якорная и Затонная улицы. Кленовый бульвар назван так потому, что вдоль него высажены различные виды кленов.

Посмотреть:
Карта 1942 года, где видно что затон был длиннее, а западный залив на самом деле это часть одной из проток реки, которая перестала существовать после спрямления 
Нагатинский Затон с высоты
Фильм о Московском судостроительном и судоремотном заводе

Другие мои городские тайники-прогулки:
Дома СДС
Запомним их такими
Дома на кладбище
Матросская тишина

Описание тайника

Содержимое тайника

Прогулка по району

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

delia и shimp (01.04.2019 13:26:54)
Прошлись по предложенному маршруту. Жаль, что не прокатились на велосипеде. Под конец ноги устали, ведь сегодня это был не единственный пешеходный тайник. Тайник понравился, но не все так просто при его взятии. Во-первых, мы чуть не захлебнулись слюнями от запахов многочисленных шашлычников, которые оккупировали все пространство вдоль канала. В пост трудно побороть желание отказаться от вкуснятины с мангала. Во вторых демонтажа доски почета возле проходной МССЗ. Пришлось поподробнее изучить историю завода. Цвет куполов в первом шаге не представлен одним цветом, и на втором шаге вы его не проверите, так как установили новый забор.
Одним словом поиски тайника закончились только в домашних условиях. Зато – автозачет! Автору спасибо! Всем успехов!
ЖЖ и Chuma (21.06.2018 23:04:18)
Прокатился сегодня по точкам тайника. Тайник просто создан для того, чтобы брать его именно на велике. Маршрут очень понравился. Были проблемы с числом Г, так как труба завалена мусором. Доску почета, с которой надо брать число Д и ответ на виртвопрос похоже ликвидировали. По крайней мере я ее не нашел. На 6 шаге в итоге так и не понял, что нужно было считать, но вроде число подобрал, придя на бывшую точку закладки тайника. Ответ на виртуальный вопрос в итоге нашел только в Интернете.
Vladimir1243 (04.09.2017 20:08:44)
Hurrier9000 (18.05.2017 23:02:49)
Simba (27.03.2017 00:48:05)
Golt (20.02.2017 19:20:12)
Feodor (05.02.2017 21:45:41)
1kon (02.02.2017 20:36:32)
Natiс (31.01.2017 00:30:22)
Vlad374 (30.01.2017 22:40:08)
set-square (30.01.2017 13:11:49)
Зажигалочка (30.01.2017 00:02:04)
GAB (29.01.2017 22:33:30)
Веверис (29.01.2017 22:30:46)
Сергей Б. (29.01.2017 21:18:09)
Steelrat (29.01.2017 20:55:12)
SanSanchoz (29.01.2017 20:47:49)
Vlad374 (27.01.2017 19:11:43)
N-i-k-s-o-n (03.01.2017 18:24:01)
mmm1863 (03.01.2017 16:54:13)
Aleslav (02.01.2017 13:34:36)
N-i-k-s-o-n (02.01.2017 00:35:12)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.