На музей мы набрели совершенно случайно, когда, пробираясь закоулками, пытались найти дорогу к атомному ледоколу «Ленин». Заинтересованно заглянули внутрь и услышали дружелюбное приглашение войти и осмотреть экспозицию.
Город Мурманск начинался именно со строительства порта, поэтому в истории Кольского Заполярья Мурманский морской торговый порт безусловно занимает особое место. Создание Музея истории Мурманского морского торгового порта было приурочено к 100-летнему юбилею города.
Экспозиция музея поделена на шесть разделов, в которых показан ход исторического развития порта, начиная от изыскательских работ и строительства первых причалов и заканчивая деятельностью в настоящее время.
Немного исторических дат:
2 июля 1915 года был установлен геодезический знак, который стал началом изыскательских работ для строительства порта. Но днем рождения Мурманского морского торгового порта считается 1 сентября 1915 года — день, в который ошвартовалось судно «Drott». Это был первый пароход, доставивший на Кольский полуостров материалы и оборудование для строительства Мурманского порта и железной дороги.
А уже 15 ноября 1916 года сдана во временную эксплуатацию Мурманская железная дорога (от Мурманского порта до Петрозаводска).
Порт был необходим, поэтому случившася вскоре революция хоть и приостановила стройку на некоторое время, но не надолго. В 1918 году Постановлением Совета Народных Комиссаров было выделено 2,2 миллиона рублей кредитов на строительство порта.
Строителей порта в Кольском заливе нанимали по всей России. Были здесь и представители военизированных рабочих команд, и плотники, и землекопы. При найме рабочим вручался задаток до 10 рублей. Паспорта отбирали, взамен рабочие получали номерную жестяную бляху — пропуск на работу. На каждого работника заводили расчетную книжку.
И уже 11 апреля 1921 года порт был открыт для иностранных коммерческих судов. А 15 августа в том же году из порта состоялись проводы первой Карской экспедиции, тем самым было положено начало плаваний из Мурманска в Арктику. Началом грузопотока считается 1923 год. 23 ноября из Бремена в Мурманск прибыл пароход «Крета» с хлопком, а 10 декабря из Мурманска на экспорт идет зерновой груз.
20-30-е годы — этот период харктеризуется небывалым экономическим ростом. Если в 1924-1925 году судами дальнего плавания через Мурманский порт было перевезено 216 тысяч тонн грузов, то в 1926-1927 году — уже 495 тысяч тонн.
Экспорт кольских апатитов тоже начинается, разумеется, отсюда. 4 марта 1930 г. груз на пароход «Андре Марти» было отгружено 748 тонн апатитов.
Регулярное пассажирское сообщение установлено в 1935 году. 16 июля открыт первый морской вокзал. А перdые рейсы были в Архангельск.
В 1938 году было открыто регулярное сообщение между Мурманском и портами Восточного побережья США.
В годы войны Мурманский порт продолжает работать. В порт прибывают и уходят караваны с военными грузами.
В 1945 году Мурманскому морскому торговому порту на вечное хранение было передано переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.
В 1953 году начато строительство первого транспортерного комплекса для перевалки апатитового концентрата. В 1957 году с его помощью уже загружен пароход «Лондо» апатитовым концентратом в количестве 5000 тонн всего за 18 часов.
В 1964 году по грузообороту порт становится одним из пяти крупнейших портов СССР и самым крупным портом мира за Полярным кругом.
Мурманский морской торговый порт — единственный на севере России незамерзающий порт с круглогодичной навигацией, способный принимать суда в любую погоду.
Музей Мурманского морского торгового порта – это современное и уютное помещение, непосредственно примыкающее к производственным площадям порта.
Планируется, что экспозиция музея будет постоянно пополняться.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: