Продолжаем серию тайников, объединяющих духовное достояние и память о подвиге.
День для закладки пятого тайника серии был выбран не случайно, ведь 22 июня – День Памяти и Скорби – важный день для тысяч людей многих стран.
Предлагаем начать небольшое путешествие в Кушалино, где на одной площади находятся храмовый комплекс и большое братское захоронение.
Смоленская и Духовская церкви.
Смоленская церковь. Кушалино. Храмовый комплекс в центре села Кушалино состоит из двух храмов – выдающейся и в архитектурном, и в историческом плане церкви Смоленской Иконы Божией Матери (1597г.) с позднейшей трапезной и колокольней и церкви Сошествия Святого Духа (1847г.). В селе Кушалино, на его окраине, до Смутного времени находился монастырь Михаила Архангела, однако никаких следов его не сохранилось. В XVI веке здесь была вотчина Симеона Бекбулатовича, «царя Всея Руси» при Иване Грозном.
Смоленская церковь в селе Кушалино была построена в 1597 году (различные источники называют также 1592 и 1594 годы). Строителем храма был князь Симеон Бекбулатович, один из виднейших политических деятелей времен Ивана IV Грозного. В летописях он неоднократно упоминается, сначала как касимовский хан Саин-Булат, потомок Чингизидов, а позднее, после принятия крещения – Симеон, Великий Князь Тверской.
Храм был построен, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе Кушалино в опале после смерти Грозного. О том, как Симеон Бекбулатович оказался в Кушалино и как решил построить храм, говорится в «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина и в «Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева. Борис Годунов начал опасаться Великого Князя Тверского, Симеона Бек-Булатовича, «как наивернейшего и усерднейшего почитателя царской священной фамилии». В летописи говорится, что «его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости». Супруга Симеона, Анастасия, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, от перенесенных лишений и тягот удалилась в монастырь и приняла постриг как инокиня Александра. Сам же «царь Всея Руси» «прибегнул в горести душевной к небесной заступнице Пресвятой Богородице» и в честь ее Смоленской иконы воздвиг в своей скромной вотчине замечательную шатровую церковь.
По преданиям, Симеон Бекбулатович Смоленскую церковь строил как свой домовый храм, соединенный переходом с его палатами, а также выстроил в селе еще две деревянные церкви, которые вскоре сгорели. Под Смоленской церковью было устроено большое подвальное помещение, которое Симеон Бекбулатович использовал для молитв и умерщвления плоти.
Известно, что опальный Симеон Бекбулатович позднее был сослан и насильно пострижен в Соловецком монастыре, где и скончался; его прах был перевезен в Москву и погребен в Симоновом монастыре рядом с уже умершей супругой.
Смоленская церковь в основном объеме своем сохранилась без изменений. Это шатровая церковь, выстроенная в манере Ивана Грозного, который возвел немало шатровых храмов-памятников во многих городах. Шатер обрамляют белокаменные кокошники, по верху четверика идут украшения-раковины, сходные с декором Архангельского собора в Московском Кремле. Большая просторная трапезная и колокольня с маленьким шатровым завершением были пристроены позднее, сначала в 1799 году (в 1833г. они были уничтожены пожаром), а потом в 1850-х годах по проекту тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Колокольню украшают кокошники, перекликающиеся с убранством древней части храма.
В документах о храме перечисляются «достопамятные вещи», хранящиеся в нем.
Среди них – такие уникальные предметы, как:
• Св. Евангелие, напечатанное в царствование царя Михаила Федоровича.
• Животворный напрестольный крест, серебряный с царскими гербами.
• Св. мощи Св. Максима Блаженного Московского Чудотворца, вложенные в образ его.
• Письменные акты: храмоданная грамота Преосвященного Силеверста, Митрополита богоспасаемых градов Твери и Кашина.
• Инструкция поповская Преосвященного Гавриила, Архиепископа Тверского, за собственноручной его подписью.
• Грамота Петра I, выданная селу Кушалину священникам Иосифу Спиридонову и Алексею Никифорову на владение церковною землею
и другие акты из коих видно, что существующая Смоленская Богородицкая церковь построена по вышеуказанному царем и Великим князем Симеоном Бек-Булатовичем.
Где сейчас все эти ценности – неизвестно.
Храм Смоленской Божией Матери был закрыт в 1930 году, использовался как клуб, практически все интерьеры были уничтожены. Трапезная храма сильно пострадала от пожара. В 1991 году в нем возобновились богослужения, но состояние интерьеров, мягко говоря, оставляет желать лучшего: полый шатер для утепления пришлось отгородить от основного помещения временным перекрытием, проход в трапезную заложен кирпичом, и у заложенного портала стоит печь, которой едва-едва хватает на то, чтобы протопить сильно уменьшенный объем храма. Все равно в алтаре очень холодно, и когда нет служб, зимой все покрывается инеем. Постоянного священника в Кушалино нет, так как ему никто не может предоставить жилье, поэтому службы проводятся крайне редко - 2 раза в месяц, - и к тому же священники меняются постоянно, редко кто задерживается надолго. Нет даже церковного старосты, за храмом следит местная старушка – регулярно протапливает его, открывает во время Великого Поста. Приход маленький, поэтому неудивительно, что постоянного священника найти не удается. Так что пока замечательный храм, к тому же интереснейший памятник истории, находится в очень плачевном состоянии, но заметны некоторые попытки реставрации, поэтому есть надежда, что когда – нибудь церковь предстанет в былом величии и красоте.
Духовская церковь.
Огромная церковь Сошествия Святого Духа, выстроенная в 1839-1847 годах «усердием прихожан» в стиле позднего классицизма по проекту тверского губернского архитектора И.Ф. Львова, практически полностью закрывает вид на древнюю Смоленскую церковь. По архитектуре она достаточно проста: широкий массивный четверик венчает большой световой барабан с куполом; окна барабана разделены пилястрами. С северной и восточной сторон фасад украшает портал в четыре колонны; с остальных – плоские пилястры. На сводах храма до сих пор сохранились фрагменты росписей.
Так же, как и Смоленская, Духовская церковь в советское время была закрыта, использовалась под склад, а сегодня находится в очень тяжелом состоя и пока никак не используется.
Посещая Храмовый комплекс, невозможно не посетить большое Братское захоронение, ведь страшная военная история не обошла и тихое Кушалино.
В октябре 1941 года фашисты захватили областной центр – город Калинин (теперь Тверь). В течение нескольких дней огромные массы людей, покинув родной город, уходили дальше от врага. Непрерывным потоком по Бежецкому тракту двигались машины, повозки, люди. В основном это были женщины, старики, дети, инвалиды. Шли с узлами, чемоданами, захватив с собой только самое необходимое. Немецкие самолеты кружили над дорогой, иногда обстреливая идущих пулеметными очередями. На развилке дорог в Кушалине часть людей поворачивала в сторону Ведное, Медведихи, Гориц, другая – к деревне Волково, некоторые оставались в селе Кушалино, остальные шли по направлению к Рамешкам.
Необычную картину представляло тогда село. Днем и ночью здесь шла напряженная деятельность по мобилизации людей, эвакуации имущества, формированию воинских частей, организации работы эвакуационного пункта. Через кушалинский эвакопункт прошли тысячи беженцев.
С октября по декабрь 1941 года штаб Калининского фронта располагался на территории Кушалинского сельского совета. Командующий фронтом И.С. Конев жил в деревне Чернево, в доме Д. Шлыкова. Войска фронта сумели сковать силы немцев. Все атаки противника в сторону Бежецка были отбиты.
В Кушалине находилась редакция фронтовой газеты. Сюда приезжал в командировку корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой, автор книги «Повесть о настоящем человеке», чтобы освещать события на Калининском фронте. Жил он на квартире у Торбиной на улице Красная слобода.
В селе Кушалино в здании средней школы был сформирован полевой передвижной госпиталь – ППГ-565. Раненых было много. Принимали больных на первом этаже школьного здания. На втором были операционные, перевязочная и палаты. Операции проводились постоянно, днем и ночью. В операционных было темно, операции шли при керосиновом освещении.
Взятие каждого из наших тайников серии мы стараемся сделать маленьким путешествием, поэтому не будем ограничиваться одним населённым пунктом и продолжим движение в сторону ещё одного села, в котором находится Церковь Вознесения Господня, построенная и освящённая в 1798 году. Что это за село? Пусть это будет небольшая интрига – Вы сами высчитаете координаты этого тихого места;-)
Чтобы это не выглядело как «пойди туда – не знаю куда», немного информации мы, конечно же дадим –
Село имело местное название Штаб, поскольку, по преданию, Екатерина II расселила здесь на пустующих землях штабных военнослужащих. В XVII-XIX вв. через село проходила дорога из Торжка на Кашин, Переславль и Владимир.
Церковь Вознесения Господня была построена и освящена в 1798 г. Прежде рядом с этим местом, к востоку от него, находилась пришедшая к этому времени в ветхость деревянная церковь святителя Николая Чудотворца.
Согласно преданию, часовня святителя Николая Чудотворца (1806) построена якобы на месте жительства святых Ионы и Нектария Застолбских (бояре, сын и отец, XVI в.), которые вместе с их наставником святителем Гурием Казанским канонизированы в конце ХVI в. В церкви Вознесения Господня была икона в их честь, в настоящее время утрачена.
Здание храма кирпичное, с тремя престолами: в холодной церкви – Вознесения Господня, в тёплой – Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В состав прихода входило 16 деревень. Церковь была закрыта в 1936 г., помещение передано артели «Штукатур», позднее в нём размещался столярный цех. В 1973 г. церковь объявлена памятником истории и культуры XVIII в.. а в 1990 г. в ней возобновились службы. Здание реставрируется.
Ну вот, интересные места посетили – можно с чистой совестью отправляться за коробочкой)))