У русских есть выражение: «Нет пророка в своем отечестве». Мы привыкли искать святые места где-то за тридевять земель. Вот так же думали и наши горожане Улбулсан Рыспаева и Риф Альмухаметов, которые, примкнув к группе паломников Южного Урала, объехали многие известные мусульманские захоронения - святые места в Челябинской области, Казахстане и Киргизии. В беседе с автором этих строк оба паломника наперебой рассказывали о недугах, от которых они избавились в результате посещения святых мест, в частности, мавзолея Кажиахмеда Ясави в городе Туркестане на юге Казахстана. Вылечившись, супруги дали слово помочь другим больным или опустившимся людям пройти через обряд «Бата» и вернуться к нормальному образу жизни. И вот уже пятый год Улбулсан и Риф живут проблемами организации поездок в далекие края, цель которых- чье-то исцеление.
Частое общение со старожилами района помогло выявить на территории Верхнеуральского района мусульманское захоронение, отвечающиее всем требованиям святого места. В 1996 году я писал в «Красном уральце» об убийстве двух паломников на дороге Урлядинский-Верхнеуральск. Это случилось ровно сто лет назад. Паломников, возвращавшихся из Мекки, разбойники приняли за богатых путников и, устроив засаду у моста через речку Ржавку, напали и убили. Хоронили их новоахуновские татары по мусульманскому обычаю, но не на своем деревенском кладбище, а в степи, недалеко от места преступления. Сегодня это одиннадцатый километр от Верхнеуральска. Что примечательно: когда выкопали первую могилу, из-под земли забил ключ. Вода в ней оказалась белого цвета. Тогда мужики решили выкопать могилы чуть выше и ближе к березовой роще. А родник с очень мягкой водой сохранили. Это заметили и оценили женщины ближайших татарских деревень. Они начали устраивать паломнические наезды сюда, чтобы вымыть волосы. А потом начали замечать, что после поездок на Белый ключ женщины начали исцеляться от разных болезней. Одни говорили, что лечит вода, а другие причины исцеления объясняли святостью этого места.
Но это продолжалось недолго. В советские времена не положено было верить ни в Бога, ни в черта. Если кто-то и ездил, то тайком, не афишируя итоги поездки. На этом месте долгое время располагался летний лагерь для дойного стада, здесь несколько лет базировалась геологоразведочная экспедиция, здесь дорожные строители организовали карьер по добыче щебня, после чего от родника остались одни воспоминания. Лет сорок назад механизатор Новоахуновского отделения Хажикарам Сайфетдинов с односельчанами оградил две безымянные могилы металлической решеткой, но родник восстановить уже невозможно.
Наверное, эти могилы так бы и ушли в забвение, если бы не усилия Улбулсан и Рифа. Они снова проехали по ближайшим деревням Верхнеуральского и Учалинского районов, расспрашивая старожилов, и узнали много нового о трагическом событии столетней давности. Оказалось, что в одно время с убийством паломников под Верхнеуральском, в Уфе загадочно исчезает исламский лидер Нурислам Муфтий. Есть очень веские основания предполагать, что именно его прах лежит в верхнеуральской земле. По материалам одного из учалинских краеведов, эту могилу в 1919-1920 годах посетил сам Заки Валиди (Ахмет-Заки Валидов), тогдашний председатель Башкирской республики. Видимо, он-то знал, чья это могила. Если эти предположения верны, то мы имеем на верхнеуральской земле уникальное мусульманское захоронение, в святости которого сомневаться не приходится.
Усилиями все тех же Улбулсан и Рифа это место уже начало менять свое лицо. Сюда устремились паломники. Они решили своими силами благоустроить его. Решено не только сменить ограду, но и возвести своеобразный мавзолей «Еке аулие» (двух святых). Уже сегодня из красного кирпича и металла выполнена ажурная ограда и входная арка. Начались работы по обустройству саркофагов. Освоено работ на 70 тысяч рублей. Все строительные работы выполняют рабочие из Учалов, нанятые Рауфом Мансуровым, одним из самых активных паломников по святым местам: «Я когда-то был активным коммунистом, не верил в Аллаха, в чудеса исцеления. Но когда у меня на руках ожил и пошел своими ножками мальчик, который в течение нескольких лет был прикован к постели, я поверил, что чудеса существуют. Поэтому я и помогаю, чем могу, возведению этого мавзолея»,- говорит Рауф. Спонсорами выступают сами паломники и верующие, которые ждут - не дождутся открытия мавзолея, чтобы устроить праздник. Открытие мавзолея планируется в конце сентября. Приедут паломники из Татарстана, Башкортостана, Казахстана и, наверное, из Верхнеуральского района.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: