Сообщение об ошибке в тексте тайника


Вокзальные истории. Тайна сочинской башни с часами [LV/18377]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Логический виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Логический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Краснодарский край
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Сочи
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.81Рекомендаций: 4Нашли: 43
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Первые два варианта вокзала
Первые два варианта вокзала
Алексей Душкин
Алексей Душкин
Сочинские и симферопольские часы
Сочинские и симферопольские часы
Современный вид башни и двориков вокзала
Современный вид башни и двориков вокзала
Автор: Katerin-ka
Создан: 06.02.2016
(отредактирован 21.03.2016)
Компаньоны: Pachita & two, Busink@

Описание окружающей местности

  Станцию Сочи сколотили еще до революции, но первый поезд до нее добрался лишь в 1919 году. До деревянного вокзала с кассами и залом ожидания руки дошли только в 1934 году. Однако, к концу 30-х, Сочи из провинциального городишки превращается в летний центр отдыха огромной страны. И тогда большой вокзал для самого большого курорта СССР задумывает возвести Иосиф Сталин. Во время Олимпиады от сочинского перрона «взлетят» скоростные «Ласточки» в Олимпийский парк и горный кластер Игр-2014. 

  Великий метро- и вокзалостроитель

  В 1942-1943 годах Сочи был связан с Закавказьем — железнодорожная ветка продлена до Сухуми, что привело к увеличению пассажиропотока после окончания войны. Еще одной причиной, может быть даже более важной, была любовь вождя к Сочи и в 1947 году начинается проектирование нового железнодорожного вокзала.

Работы над созданием нового образа главных ворот Сочи велись под руководством академика архитектуры - Алексея Николаевича Душкина.

Душкин в те времена – глыба, главный архитектор Метропроекта с Метростроем (1941-1943) и Центральной архитектурной мастерской Наркомата путей сообщения СССР (с 1943 года). Наконец, он один из любимейших архитекторов вождя. К концу войны Душкин явил стране и миру несколько красивейших станций Московского метрополитена: «Дворец Советов» в 1935-м (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943).

Уже позднее из-под его кисти выйдут станция «Новослободская» (1952) плюс величественные железнодорожные вокзалы в Днепропетровске. Кроме того, в 1953-м Душкин построит знаменитую высотку Министерства транспортного строительства у Красных ворот и универмаг «Детский мир» на Лубянской площади в 1957-м.

  Виноград в арках, аркадах и двориках

  Душкин для Сталина разрабатывает три варианта вокзала. 

Из воспоминаний жены архитектора Т.Д Душкиной:

"Процессы проектирования и сооружения сочинского вокзала были трудными, даже болезненными. Много было у Алексея бессонных ночей, хотя взялся он за работу с энтузиазмом. Ведь и сам город Сочи, и его роскошная, буйная природа воодушевляли архитектора. Всё дело осложнялось двумя факторами.

Первый — это то, что Сочи — ворота всего Черноморского побережья. Второе, а может быть, и главное — поблизости были дачи Сталина и других руководителей страны. Проект сочинского вокзала утверждался не только в МПС (министром в то время был Ковалёв, которого вскоре сменил Б.П. Бещев), но и в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, потом в ЦК, где Каганович в то время курировал транспорт, и, наконец, был показан Сталину.

При обсуждении в МПС в совещании принимали участие начальники разных служб — пассажирских, грузовых и прочих. Каждый давал совет в отношении архитектурного облика здания, выдвигая свои требования (совсем как в басне Михалкова «Слон-живописец»). Кроме того, проект возили на утверждение даже в Тбилиси, поскольку Сочи являлся важнейшим звеном Черноморского побережья и всего Кавказа. Там он очень понравился и был поддержан председателем совета, известным инженером-архитектором, академиком Г.М. Термикеловым, окончившим в прошлом Институт гражданских инженеров в Петербурге."

13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвящённый закладке здания нового ж/д вокзала. Митинг открыл начальник строительства тов. А. Быков. 

К строительству приступают в 1950 году, справляясь за год и восемь месяцев.

- Новый вокзал и Привокзальная площадь как единое целое удачно вписались в генеральный план реконструкции Сочи – Мацестинского курорта, который стал отражением градостроительной науки и культуры страны советского времени, - скажет, впервые взглянув на новостройку, Сталин.

Открытые веранды гармонично связали вокзал с ландшафтом и тропическим нарядом курорта. Каждый внутренний дворик индивидуален благодаря арочной системе. Через арки, лоджии и аркады видны панорамы окружающей роскошной природы, пойма реки Сочи, привокзальная площадь, город и, конечно, Черное море. Вся детали вокзала и орнамент архитектурных украшений происходят от уникальной субтропической растительности Сочи.

При постройке вокзала приморский колорит удалось сохранить благодаря использованию местных стройматериалов. При отделке потолков использовались кессоны-картины. Внутренние дворики были озеленены цветами и вьющимся виноградом. Цокольный этаж облицовывали песчаником, а колонны главной аркады со стороны города – полированным гранитом. При отделке стен всех фасадов применялась цветная штукатурка с мраморной крошкой на белом цементе, а внутренние помещения оделись естественным мрамором. Люстры изготавливались по новому типу – с фонариками в виде пальм. Все столярные изделия для вокзала делались из массива дуба.

Вокзал был открыт 19 сентября 1952 года и вызвал бурю хвалебных отзывов. Открыл митинг секретарь горкома ВКП(б) Михаил Иванович Гладков. Выступали строители и председатель приёмной комиссии Министерства путей сообщения – генерал-директор 3-го ранга товарищ Якушев. Пионеры вручали строителям и автору проекта Алексею Николаевичу Душкину букеты цветов. Председатель исполкома Сочинского горсовета товарищ Федин разрезал красную ленту у главного входа.

Обошлась новостройка в 22 миллиона рублей. По курсу того времени – примерно пять с половиной миллионов долларов. Получилась она не только красивой, но и удобной. До сих пор не каждый областной центр может похвастаться этим, а в 50-е вообще считали диковинкой, чтобы перрон находился на уровне входа в вагон.

- В самый разгар его строительства я с Митей отдыхала в доме творчества в Гаграх, - это отрывок из книги «Жизнь архитектора Душкина», написанной его супругой. – Когда мы проезжали Сочи, Лёля пришёл к поезду, но в Гагры к нам не приехал – был очень занят. Вскоре он вернулся в Москву, где его ждали другие объекты и руководимая им мастерская. Многие архитекторы, отдыхавшие в то время в Гаграх, специально ездили в Сочи посмотреть на строящийся вокзал, и по возвращении все в один голос говорили, что здание должно получиться прекрасным. Архитекторы, уроженцы Кавказа, удивлялись, как будучи северянином, Алексей почувствовал стиль и колорит южного сооружения, смог его гармонично вписать в кавказский ландшафт… 

Тогда ещё никто и не мыслил, что сочинский вокзал сыграет трагическую роль в творческой жизни его автора. После смерти Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева на архитектора и вокзал начались гонения. Творение Душкина особо упомянули в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»:

«Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объём зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 процентов, а стоимость строительства увеличена в два-три раза. Намного завышена стоимость вокзалов в гг. Краснодаре, Армавире, Брянске, Витебске, Смоленске, Бахмаче и на ст. Всполье, построенных по проектам мастерской, руководимой архитектором Душкиным».

И вердикт:

«Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина, а Мосгорисполком – освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института Моспроект т. Полякова за допущенные ими излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство проектными организациями».

В итоге, Душкина отстраняют от всех проектов и должностей, списывая в историю. Разбитый Алексей Николаевич уходит преподавать в Московский архитектурный институт. Лишь за два года до смерти, в 1975 году, заслуги мастера вновь признают, а сочинский железнодорожный вокзал внесут в число памятников архитектуры федерального значения. Вдобавок Юнеско зачислит вокзал Сочи в свою «Красную книгу» как один из красивейших вокзалов Европы.

В 1997-98 годах вокзал реконструировали турецкие строители из «Ильк-Умут» и «Дженк». Уютные залы ожидания обзавелись новыми модными креслами, кафе и барами, появился Офис-Центр и места ожидания на платформах.

  Загадка часов Душкина

  Длина здания вокзала составляет 145 м, ширина – от 30 до 50 м. Высота смотровой башни со звездой на шпиле – 55 м. Диаметр часов на башне – 5 м. Каждой цифре на циферблате часов соответствуют знаки зодиака. Правда, зодиакальный круг у Душкина получился уникальный.

Архитектор в нем придумал загадку, над которой бьются уже полвека – убрал из зодиакального круга знаки Водолея, Тельца и Скорпиона, заменив их на созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Все знаки он перемешал, оставив на своих местах лишь Льва, Деву и Весы.

За год до открытия вокзала в Сочи Душкин удивил и часами на вокзале в Симферополе (тайник Симферопольский вокзал - тайна башни с часами). Здания похожи, как родные братья, да и циферблат почти тот же. Единственное отличие – на симферопольских часах нет Весов, которые есть на сочинской башне…

Что же кроется за загадочным шифром? Можно лишь предполагать…  

Нетрадиционные знаки зодиака, расположенные на циферблате часов, имеют прямую связь с верованиями славян.

Гончие псы на древних изображениях запряжены в колесницу Даждьбога, покровителя плодородия и солнечного света. С образом змеи олицетворялся Велес, бог сказителей и поэзии. Ладу — богиню весны и любви, связывали в славянской мифологии с образом белого лебедя.

В свою очередь, интересным предположением поделился  экскурсовод Алексей Волошин. По его словам, Душкин увлекался архитектурным стилем Древнего Египта. О чем, в частности, говорит его исполнение станции метро «Кропоткинская» в Москве. Поэтому на циферблате может быть зашифрована дата окончания строительства вокзала.

Расположение и симферопольского, и сочинского вокзалов соответствует положению Солнца. Фасад симферопольского вокзала смотрит на восходящее солнце 21 декабря, когда начинается астрологический год. А фасад сочинского развернут в противоположную сторону — в сторону заката, на северо-запад. Учитывая, что симферопольский зодиак раскрашен красным цветом, а сочинский — черным, очевидно, они символизируют день и ночь, а может быть, свет и тьму...

 (Душкина Н. Книга воспоминаний. Жизнь архитектора Душкина (1904-1977 гг.)).

Источники: туттут и тут 

 

 

 

 

 

 

Описание тайника

Содержимое тайника

новые впечатления

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Serg&El (07.07.2019 23:13:29)
Очень красивое и необычное здание. И такое же задание. Спасибо автору
Жаль, что такая красота в загородках и уродливых пунктах досмотра.....
congai (22.06.2019 17:48:15)
Автозачет. Загадка легкая, но интересная, обошли вокзал в поисках ответов, невероятная красота! Ну нельзя экономить на таких проектах, которые служат веками и тысячам людей служат источником вдохновения и удивления. Да и удобно это, в конце-концов - какая всегда радость, станция, где не надо с рюкзаком и детьми спускаться куда-то далеко вниз по крутой лесенке! Спасибо авторам!
Кургазак (04.04.2019 14:36:09)
Surikot (30.10.2018 21:59:33)
Aleslav (04.10.2018 22:25:02)
JakiDa (24.08.2018 03:38:20)
Zlodey (03.08.2018 19:28:36)
Bachus (11.07.2018 15:00:54)
NorDOS (07.07.2018 12:46:24)
uralochka (04.07.2018 00:48:25)
firerat (09.04.2018 07:19:25)
Steelrat🐭 (02.04.2018 18:27:37)
Romanovvv (02.02.2018 21:24:11)
delia и shimp (09.01.2018 14:47:29)
АБорМото (15.11.2017 17:42:04)
sergej1976 (26.10.2017 19:14:17)
Sirena (24.10.2017 22:29:43)
volchisa (21.10.2017 13:43:40)
kleon22 (08.10.2017 22:53:12)
Decreed (24.09.2017 08:55:14)
Bindejka (22.09.2017 20:17:06)
IVZ (05.09.2017 23:06:08)
NatIn (05.04.2017 01:58:36)
Байдерины (26.02.2017 21:46:00)
Solo (26.02.2017 15:34:37)
DisaV (23.02.2017 09:50:57)
Сундук и Панда (30.01.2017 19:39:41)
eagle (18.12.2016 20:46:37)
chxol (04.12.2016 19:56:54)
Dimom30175 (03.12.2016 10:25:56)
Natiс (27.09.2016 17:55:36)
kevi (22.09.2016 22:36:39)
HunterLip (03.09.2016 17:35:25)
Detroit (19.08.2016 09:05:23)
General99 (18.08.2016 21:03:33)
Dmitry13 (06.08.2016 23:16:19)
Putin&Lipovka (02.07.2016 19:41:15)
Лисицын (10.05.2016 08:15:31)
RuNi (30.03.2016 17:36:34)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.