Балаклавский Георгиевский монастырь [TR/18369]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Природный
Прогулка
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Местность
Россия
Крым респ. и Севастополь
Ближайший нас.пункт
Севастополь
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.85Рекомендаций: 3Нашли: 27
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Laris
Создан: 16.02.2016
Опубликован: 17.02.2016
(отредактирован: 01.03.2016)
Компаньоны: NatIn

Описание окружающей местности

        Фиолент в переводе с греческого означает «Божья страна», в древности его называли Партенион (Девичий), как предполагают, находилось легендарное святилище таврской богини Девы.
       Историк Симеон Метафраст сообщает, что древнее капище разрушили в I веке, когда в эти места пришел Андрей Первозванный. А на склоне горы устроили пещерную церковь, в которой в 310 году поселился епископ Василий, изгнанный из Херсонеса. Эта церковь послужила основанием Георгиевского монастыря. Во всех книгах о монастыре цитируется легенда о чудесном спасении греков во время бури на скале, получившей название Святого явления.  "Римские греки, во время плавания по Черному морю, были застигнуты страшною бурею и гонимы волнами к чудовищным камням, видя свою  погибель, вопияли об избавлении к великомученнику Георгию, и он, услышав вопль их сердечный, явился на большом камне, отстоящем от берега в десяти саженях, и буря в тот же час утихла. Греки взяли икону с камня и, в знак благодарности, близ того самого места, устроили в скале, где ныне Георгиевская церковь, с благословения скифского епископа Ветрания, зависевшего от патриарха (около 891 года), пещерную церковь и поставили чудотворную икону; набожные стали жить при храме, и положили основание обители".

Чудотворная икона Св. Георгия Победоносца пребывала в монастыре до 1779 года. В этом году по рекомендации командования крымским корпусом русской армии, христианское население Крыма переселяется в Новороссию, митрополит Игнатий вместе с паствой увозит с собой икону в Харлампиевскую церковь в Мариуполе. В настоящее время образ находится в Государственном музее изобразительных искусств в Киеве. Именно чудотворный образ Георгия Победоносца по православным приданиям помогал сохраниться обители как очагу православия.
Монастырь долгое время соседствовал с представителями иных религий: с XIII века хозяевами этой части Крыма стали татары, позже в Чембало обосновались генуэзцы, а в 1475 году турки подчинили себе полуостров, сделав крымских ханов вассалами Порты. Особая Божья благодать все это время охраняла христианский монастырь. Татары с почтением относились к обители и источнику святого Георгия. Сохранилось татарское предание, связанное с Фиолентом. Могучий богатырь отдыхал на площадке, где после появился монастырь, пока его крылатый конь купался в море. Однажды богатырь увидел огромное чудовище, плывущее прямо к его коню, он схватил скалу и швырнул ее. Упав в море, скала раздавила морского змея и стала называться Фиолент. В другой раз все повторилось вновь. Святой Георгий оторвал утес, кинул его и убил чудовище, а на том месте образовался мыс Айя.

Первое документальное упоминание о монастыре принадлежит польскому послу в Крымском ханстве М. Броневскому и относится к 1578 году. Он писал: «В этом месте, откуда вытекает этот ручеек, есть деревня, не ничтожная и неподалеку, на берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодно торжество святого Георгия благочестивые греки христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Знаток истории Крыма А.Л. Бертье-Делагард считал, что обитель появилась на побережье Фиолента в начале XV века. Современные ученые выдвигают версию, что Георгиевский монастырь мог быть основан монахами Инкерманского монастыря, которые вынуждены были искать новое пристанище в связи с турецким нападением в 1475 году на княжество Феодоро. Некоторые исследователи берут во внимание близость Херсонеса Таврического и расположение монастыря на территории, принадлежавшей этому городу-государству, предполагают, что монастырь основан в 422-421 гг. до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской.

С утверждением в Крыму татарского ханства жизнь в православных монастырях  ухудшилась. В 1778 году оставшиеся монахи Георгиевской обители покинули Крым. При монастыре остался лишь старый монах-отшельник Каллиник. Он прожил 118 лет .

В 1794 монастырь был подчинен священному Синоду и стал официально именоваться Балаклавским Георгиевским монастырем.

После присоединения Крыма к России начинает строиться город Севастополь. Георгиевский монастырь, расположенный всего в 13 километрах от Севастополя, часто посещали и офицеры флота и жители города. В 1806 году Святейший Синод обратился к императору с предложением сделать монастырь базовым для флотских иеромонахов. И уже 23 марта 1806 года утвердили штат монастыря.Через семь лет число служителей для флота удвоили. Монастырь официально стали именовать флотским. Традиция присутствия на корабле священнослужителей появилась во время царствования Петра I, когда был создан военный флот. Вначале для службы на военных судах выбирались священники из числа белого духовенства. Но затем эта обязанность перешла к монахам. В перерывах между плаваниями иеромонахи жили в монастыре. Они принимали участие в дальних морских походах, служили в военных крепостях, в гарнизонах и укреплениях.
          В те времена монастырь жил небогато. Кельи монахов полуразрушены, все постройки обветшали и требовали ремонта, контрфорс, подпиравший склон горы, разрушался на глазах, каменный храм во имя святого Георгия стал непригоден для проведения богослужений. Число монахов увеличилось. Но у обители не было денег на ремонт и строительство новых зданий. На обновление храма собирали всем миром. Три тысячи рублей пожертвовал адмирал Ф.Ф. Ушаков, по сто — севастопольский купец Кази и Великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I.
В 1814 году храм Святого Георгия принял верующих. У входа в храм в стенах появились мемориальные мраморные доски с надписями. Справа — «Создан храм сей во имя Великомученика и Победоносца Георгия, Проректорством и благодеяниями князя Александра Николаевича Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных Христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года».Слева — «Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф Иван Осипович Витте, родился в 1772-м году; скончался 21 июня 1840 года, на 68 году от рождения». Ниже был выбит герб графа.Здесь же находились две медные позолоченные доски с перечислением царственных особ, посетивших монастырь: «Благочестивейший самодержавнейший Великий Государь Император Александр Павлович, осчастливить соизволил посещением сию обитель 1818 года мая 17 и 1825 года октября 27». А рядом: «Благочестивейший самодержавнейший Великий Государь император Николай Павлович 1837 году 10 сентября совместно с Александром Николаевичем и Великой княжною Марией Николаевной. В 1837 году 10 октября Великая княжна Елена Павловна». В верхней части этой доски было изображено всевидящее око и вензель «А.Н.» Александр Николаевич — император Александр II

         Митрополита Агафангела Типальдо много сделавшего для развития обители, назначили настоятелем монастыря в 1824 году

Новый царь Николай I продолжал покровительствовать монастырю. К нему обратился Агафангел, прося денежной помощи на возведение новой церкви: «Монастырь по своему прекрасному положению, исторической древности, есть место, посещаемое всеми путешественниками по Крыму, из коих многие иностранцы, которые, видя такое разрушительное состояние монастыря, могут иметь самое невыгодное мнение насчет набожности русских». Деньги на строительство новой церкви собирали во всех губерниях необъятной России. Значительную помощь оказал архиепископ Иннокентий, возглавивший Таврическую епархию и стремившийся возродить святые обители в Крыму. Проект разработал инженер-поручик морской строительной части В.А. Рублев. В 1850 году новый храм в форме трехнефной базилики освятили во имя Святого Воздвиженья Животворящего Креста Господня. Украшением интерьера был двухъярусный деревянный резной иконостас, выполненный Рыбаковым и расписанный академиком живописи Н.А. Алексеевым (он принимал участие в росписи Исаакиевского собора в Петербурге), иконы написал живописец Силин.

При митрополите Агафангеле были построены каменные контрфорсы. Многие монастырские постройки размещены на террасах, которые укрепили подпорными стенами из бутового камня на глиняном растворе. К концу XVIII века они сильно обветшали.Но 12 февраля 1839 года разыгрался сильный шторм, в результате которого 10,5 метров контрфорса обвалилось. Лишившись опоры, стал разрушаться храм святого Георгия: около его паперти появилась опасная трещина. Настоятель обратился с просьбой о помощи к адмиралу М.П. Лазареву, который организовал сбор пожертвований среди офицеров флота и ходатайствовал к генерал-губернатору и наместнику Новороссийского края графу М.С. Воронцову об оказании помощи обители. По распоряжению Воронцова из Симферополя приехал второй архитектор Южного берега С. Дево. По его проекту был выполнен новый контрфорс из крымбальского камня на известковом растворе, с карнизом и невысоким парапетом, украшенным чугунной решеткой. Строительство началось в конце июня 1840 года и было закончено в 1843 году. Прошло уже более 150 лет, но, посетив Георгиевский монастырь, вы сможете увидеть контрфорс, сохранившийся до наших времен.

В 1846 году на средства купца из Карасубазара Иакова Гущина обновили источник святого Георгия, построенный в 1816 году Иоакимом Панаиоти. Стену источника и бассейн, куда стекает вода, выложили серо-зеленым гранитом. Источник украсили портиком из крымбальского известняка с двумя колоннами.Над источником — мраморное изображение святого Георгия, поражающего копьем змея. Вода из источников, находящихся на территории монастыря, считалась лучшей в Крыму. Ее с удовольствием пили монахи, паломники и императоры. В одно из посещений Александру II и его семье монахи в дорогу налили бочонок прохладной и чистой воды.

В 1850 году благоустроенный монастырь был возведен в степень первоклассного.

Популярность монастыря росла. Редкий путешественник, прибывший в Крым, проезжал мимо обители. Большую помощь монастырю оказывал главнокомандующий Черноморского флота адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Он очень любил посещать обитель, здесь, в святом месте, на фоне красивой природы, в тиши адмирал отдыхал от каждодневных трудов. На территории монастыря Лазареву построили небольшой двухэтажный дом с флигелем. Внутренняя отделка дома была простой: стены побелены известью, деревянные некрашеные полы напоминали палубу корабля. В 1854 году дом пострадал во время сильной бури, но был отреставрирован.

В 1853 году началась война, получившая название Крымской. 14 сентября 1854 года английские и французские войска вошли в монастырь.

В тяжелые дни войны братия оказалась разделенной на две части: 20 иеромонахов, бывших к началу осады на кораблях, приняли участие в защите Севастополя, 17 монахов во главе с настоятелем Геронтием стали пленниками, им было запрещено покидать монастырь. Монахам разрешили вести обычный образ жизни и совершать богослужения в храмах. По распоряжению французского военного командования в монастырь доставляли все необходимое: ладан, свечи, муку для изготовления просфор. Французы часто присутствовали на церковных службах: католических храмов ведь не было. Так и молились рядом захватчики и монахи, просили у Господа одного — победы. Главнокомандующий французской армией маршал Сен-Арно издал приказ об охране обители: «Монастырь Святого Георгия поставлен под покровительство союзных войск. Военным и всяким иным лицам, следующим за армией, воспрещается входить туда насильно, тревожить каким бы то ни было путем его обитателей или нарушать права собственности». Говорят, даже главнокомандующему турецкой армией Омеру-паше и его приближенным, пожелавшим осмотреть монастырские храмы, пришлось снять чалмы.

На территории монастыря разместилось командование союзных войск. Сюда из Варны протянули подводный телефонный кабель, который позволял в считанные минуты связаться с Парижем и Лондоном, а в гостиницах монастыря разместили госпиталь. Здесь работала знаменитая Флоренс Найтингейл (1820-1910), одна из первых сестер милосердия, помогая лечить раненых, и завоевала уважение не только врачей и больных, но и монахов.

Французы не разорили монастырь,но причинил ущерб его хозяйству: были уничтожены виноградник и фруктовый сад, строевой и дровяной лес, разграблен хутор, принадлежавший обители. Взамен, покидая Крым, захватчики оставили 8 деревянных бараков, устроенных для раненых, большую железную лабораторию, 20 лошадей и несколько ящиков вина.

Иеромонахи, защищавшие Севастополь, принимали участие в боях, показывая пример мужества и отваги, утешали раненых, напутствовали умирающих.

Иеромонах Иоанникий (Савинов) состоял при 45-м флотском экипаже. В ночной вылазке с 10 на 11 марта 1855 года французы захватили передовые укрепления русских на Корабельной стороне. Надо было отбросить неприятеля назад. Защитники под командованием С.А. Хрулева внезапно атаковали французов, разгорелся бой. Впереди атакующих бежал монах с крестом в руке, ободряя и увлекая за собой солдат. После окончания боя Иоанникий помогал врачевать раненых, отпевал умерших, не делая разницы между своими и вражескими солдатами. В тот момент неприятельская пуля ударила в крест отца Иоанникия, отчего нижняя его часть сломалась и отлетела в сторону, а сам священник на некоторое время потерял сознание. Он скончался от контузии и смертельных ран 9 июня 1855 года. Посмертно был награжден орденом Святого Георгия 4-ой степени, редчайшей для священника наградой. Узнав о геройской гибели И. Савинова, граф Д.Н. Шереметьев дал вольную его матери и всем его родственникам.

Иеромонах 44-го флотского экипажа Иоанникий (Добротворский) в марте 1855 года участвовал в бою вместе с солдатами 1-го батальона Камчатского полка. Целую ночь он ободрял солдат, помогал раненым, напутствовал умирающих. Обнаружив среди мертвых тел раненого неприятельского офицера, взял его в плен и сдал начальству. Иоанникий зарекомендовал себя отличным разведчиком, не раз участвовал в ночных вылазках в расположение неприятеля.

После окончания войны все флотские иеромонахи и братия были награждены медалями «За защиту Севастополя», «В память войны 1853-1856 гг.» и специально учрежденной для духовенства наградой — наперсным крестом на Владимирской ленте («В память войны 1853-1856 гг.») с надписью «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся вовеки».

Покидая обитель, союзники увезли несколько древних икон и книг. Интересна история иконы святых Симеона Персидского, Анастасии Узорешительницы и Великомученицы Параскевы. После войны икона попала в Англию, оттуда перебралась во Францию, а затем в Германию. Там, в городе Висбадене, в лавке букиниста ее нашел флигель-адъютант гвардии полковник Н.Н. Толстой. Он привез православную святыню в Петербург и передал императрице Марии Александровне, которая вернула ее Свято-Георгиевскому монастырю. Путешествие иконы длилось двенадцать лет.

За годы войны монастырские постройки пострадали от невиданно сильного шторма, разыгравшегося на море 2 ноября 1854 года. Во время этой бури утонули 11 судов противника, в их числе знаменитый «Принц». Ураганный ветер сорвал крыши с многих зданий обители, повредил церковь и колокольню, погнул крест на храме святого Георгия. Это было настоящей бедой, из-за бедности монастырь не сразу смог восстановить пострадавшие строения. Но с Божьей помощью трудолюбивые монахи постепенно отстроили обитель, возродили чудесный сад и виноградник. Е. Марков, посетивший монастырь в 60-е годы, таким увидел его: «... я подошел к решетке монастырского двора и глянул вниз... Подо мною была бездна. Монастырь висит на карнизе этой бездны; голова несколько кружится от непривычки, когда смотришь вниз. Обрыв к морю крут и спадает многими этажами... Кипарисы сбегают от монастыря к морю, по камням и скалам. По этим же обрывам теснятся с ними персики и миндальные деревья. Белый и розовый снег их пахучих цветов круглыми шапками врезается среди темной зелени кипарисов... Я спустился к морю. Отсюда взглянул на монастырь; он висел надо мною, будто занесенный в облака... Вот истинное место для молитвы, для созерцания Бога; тут, действительно, поклонишься Ему со страхом и трепетом; тут невольно сознаешь, вместе с псалмопевцем, — прах еси и во прах отыдеши».
        В ноябре 1890 года настоятелем монастыря назначили игумена Никандра.  В 1854 году в Соловецком  монастыре стал свидетелем курьезной в военной истории защиты обители от англичан. Инвалидная команда, вооруженная бердышами и секирами «времен Федора Иоанновича» и десятком малых орудий, более девяти часов вела артиллерийскую дуэль с двумя 60-пушечными английскими фрегатами. Не рискнув высадить десант, англичане убрались восвояси, вызвав недоумение своими действиями как в Англии, так и в России. И вот спустя 36 лет после этих событий игумен Никандр появился в Георгиевском монастыре. Приезд Никандра совпал с подготовкой монастыря к празднованию его тысячелетнего юбилея. И новый настоятель энергично взялся за дело, сделав попытку с размахом отметить знаменательную дату. В Святейший Синод, епископу Таврическому и Симферопольскому Мартиниану, многим частным лицам пошли письма с напоминанием о древности обители и просьбой о помощи. Вскоре, в конце мая 1891 года, настоятелю пришел ответ из Таврической епархии - «За отсутствием научных обоснований относить начало Георгиевского Балаклавского монастыря к 891 г., мною не будет испрашиваться благословения Св. Синода на празднование тысячелетнего существования оного монастыря…». Более чем сдержанный ответ епископа не охладил пыла настоятеля и его стремления отметить юбилей. Тем более, что стали поступать пожертвования. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, находясь на отдыхе в Гурзуфе, передал Никандру 2 тыс. рублей.

Знакомясь с монастырем, новый настоятель обратил внимание на полузасыпанную пещеру в горе позади храма Святого Георгия и, узнав от монахов, что это остатки древней пещерной церкви, которая существовала от времен Апостольских, приказал очистить эту пещеру. В одном углу у стенки под большим камнем нашли 75 древних серебряных мелких монет неизвестного происхождения и времени». С этого времени в душу Никандра запала мысль о возобновлении пещерного храма.

На территории монастыря в 1908 году монахи обнаружили еще одну пещерную церковь. Уцелел алтарь и большая часть храма. Престол каменный, выдолбленный из цельной массы и старательно обработанный. В алтарной части пещерного храма имелись следы краски, возможно, фресковой росписи.

Этомупещерному храму повезло . Проект его выполнили архитекторы Н.М. Чагин и В.А. Фельдман. Первый участвовал в проектировании Форосской церкви Воскресения Христова и строительстве Владимирского собора в Херсонесе. В.А. Фельдман в своих основных творениях обращался к чистым формам греческой классической архитектуры. Остался он верен себе и в проектировании пещерного храма Рождества Христова. Средства на его возрождение пожертвовал Алексей Андреевич Максимов — человек незаурядный и весьма богатый. Из того, что удалось при нем выполнить — сохранилось немного: доки, остатки усадьбы «Максимова дача», фасадная часть пещерного храма Рождества Христова.

Несмотря на значительные утраты, фасад этой церкви, выполненный из инкерманского камня, и сейчас поражает красотой, изяществом и тщательностью отделки. В мозаичном полу второго яруса имеются даты «891-1891». В ряде источников утверждалось, что восстановили и открыли его в дни празднования 1000-летия монастыря. На самом же деле к реставрационным работам приступили 29 февраля 1892 года и завершили лишь в 1893 году.Проект иконостаса выполнил В.А. Фельдман.

Готовясь к приезду гостей, отремонтировали гостиницу и кельи, замостили монастырский двор, к морю провели новую дорогу и лестницу, ставшую достопримечательностью монастыря. Она была едва ли не самая протяженная в Крыму — более 800 ступеней. Одна из легенд утверждает, что их было 891. Романтический трап сохранился до наших дней, количество ступеней после неудачной реконструкции стало иным. На скале Св. Явления водрузили каменный крест с изображением святого, поражающего дракона, датами «891-1891» и памятной надписью. В скале вырубили ступени.

14 сентября 1891 года состоялось торжественное богослужение, проведенное епископом Мартинианом, почти совпавшее с еще одним юбилеем: серебряной свадьбой императорской четы. Прихожан и гостей собралось не менее тысячи. Движимые патриотизмом, десять севастопольских купцов даже обратились к своим собратьям с письмом «Мы христиане», призвав их в этот день «закрыть магазины, чтобы больше людей посетило юбилейные торжества». На следующий день совершили крестный ход вокруг обители: процессия спускалась по крутым уступам, шла по тропинкам, ведущим вдоль края обрыва. Архиерейский хор пел, и звуки молитвы отражались эхом от скал и разносились по округе. После совершенного водосвятия у источника святого Георгия крестный ход в лодках поплыл к скале Святого Явления, где отслужили молебен. По свидетельству очевидцев, «этот «водяной» крестный ход произвел неизгладимое и чарующее впечатление».

На территории обители произошел еще один интересный случай, связанный с именем последнего русского царя. О нем вспоминает граф Д.С. Шереметьев: «Государь император, вместе с Императрицей Александрой Федоровной и с Августейшими Детьми прибыли в Севастополь. Государь, любивший после завтрака делать большие прогулки на автомобиле по окрестностям Севастополя... неожиданно отправился с Императрицей в Георгиевский монастырь, где он раньше, в прежние годы, неоднократно бывал, но на этот раз в монастыре Его никто не ожидал. Игумен и братия были очень удивлены и обрадованы Высочайшим посещением.Мы вошли в церковь, и начался молебен. Стройные голоса монахов сразу изменили настроение: точно мы вошли после бури в тихий залив. Все было так молитвенно, проникновенно и тихо. Вдруг за дверьми храма, весьма небольших размеров, раздался необычайный шум, громкие разговоры и странная суматоха, одним словом что-то такое, что не соответствовало ни серьезности момента, ни обычному монастырскому чинному распорядку. Государь удивленно повернул голову, недовольно насупил брови и, подозвав меня к себе жестом, послал узнать, что такое произошло, и откуда это непонятное волнение и перешептывание. Я вышел из храма, и вот что я узнал от стоявших монахов: в правых и левых скалах, в утесах, живут два схимника, которых никто из монахов никогда не видел, и о том, что они живы, известно только по тому, что пища, которая им кладется на узкой тропинке в скалах, к утру бывает взята чьей-то невидимой рукой.

И вот произошло невероятное событие, потрясшее всех монахов монастыря: два старца в одежде схимников тихо поднимались по крутой лестнице, ведущей со стороны моря. О прибытии Государя в монастырь им ничего не могло быть известно, ибо и сам игумен и братия, никто не предполагал о посещении Государя, которое было решено совершенно внезапно, в последнюю минуту. Вот откуда волнение, произошедшее среди братии... Я доложил Государю и видел, что это событие произвело на него впечатление, но он ничего не сказал и молебен продолжался.

Когда кончился молебен, Государь и Императрица приложились ко Кресту, потом побеседовали некоторое время с игуменом и вышли из храма на площадку.Там, где кончалась деревянная лестница, стояли два древних старца. У одного была длинная белая борода, а другой был с небольшой бородкой. Когда Государь поравнялся с ними, они оба молча поклонились ему до земли. Государь видимо смутился, но ничего не сказал и медленно им поклонился.Теперь, после всего происшедшего, думается, что не предвидели ли монахи-схимники своими мысленными очами судьбы России и царской семьи и не поклонились ли они в ноги Государю Императору Николаю II, как Великому страдальцу Земли Русской».

Жизнь монахов в монастыре Святого Георгия отличалась трудолюбием и особой строгостью на протяжении многих лет. В ближайших к обители скалах появились скиты отшельников, этот факт подтверждает в воспоминаниях граф Д.С. Шереметьев. Монахи-схимники вели совершенно уединенный образ жизни.

В 1898 году у Святых ворот соорудили небольшую часовню во имя Святого Великомученика Георгия. В 1899 году в монастырь провели телефон.

В конце 1907 года группа «анархистов-экспроприаторов» совершила налет на Георгиевский монастырь. Экспроприация не удалась. Монахи с трудом, но отбились. После этого случая монахам пришлось приобрести несколько ружей — время было смутное.

1914 год нарушил привычный уклад в Свято-Георгиевском монастыре. Ушли в море военные корабли, а вместе с ними — приписанные к ним иеромонахи. И вновь, как более полувека назад, они проводили церковные службы для матросов, подбадривали их в бою и провожали погибших в последний путь.

Гражданская война разделила Россию на два враждующих лагеря. Братия Георгиевского монастыря поддержала барона Врангеля, в те бурные годы в его стенах жили и гражданские, и духовные лица, не принявшие новую власть.

Установившаяся после Гражданской войны Советская власть сразу провела национализацию движимой и недвижимой собственности. Все земли и постройки Балаклавского Георгиевского монастыря перешли в собственность государства, здесь был создан совхоз с одноименным названием «Георгиевский монастырь». Управляли совхозом назначенные государством жители близлежащих деревень, а монахов зачислили на должности дворников, плотников, сторожей, скотников. Однако храмы не закрыли, и в них каждый день проводилась служба.

1922 год был особенно тяжелым для Крыма: люди погибали от голода. Из церквей и монастырей изымали ценности в фонд голодающих, не обошли и Георгиевскую обитель. Но Балаклавский монастырь оставался действующим, во всех храмах велись службы, жизнь шла своим чередом. 29 ноября 1929 года Георгиевский Балаклавский монастырь ликвидировали и передали курортному тресту. По просьбе верующих им отдали Крестовоздвиженский храм, однако в 1930 году закрыли и его. Крест на скале Святого Явления разломали и сбросили в море.

Еще в мае закрыли все церкви. Пещерную отдали музейному объединению, остальные — санаторию Осоавиахима. Уникальный храм Святого Георгия снесли. От церкви остался фундамент, подвальная часть да ступени белого мрамора. Вместо храма установили традиционные парковые скульптуры. Вскоре санаторий тоже закрыли. По некоторым данным, с 1930 по 1933 гг. на территории бывшего монастыря находился лагерь для лиц, которые чем-то не угодили советской власти. Сидели целыми семьями: греки, татары, русские... В июне 1936 года монастырские постройки вновь отдали Осоавиахиму под дом отдыха на 400 мест. Один из домиков облюбовал для летней дачи командующий Черноморским флотом И.К. Кожанов. С конца 1939 года до ноября 1947 года в бывшем монастыре находились Военно-политические курсы Черноморского флота.

В годы войны в помещениях монастыря организовали курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, там же находились несколько медсанбатов, в том числе 299-й (затем 272-й) инфекционный медсанбат. Во время Великой Отечественной войны гостиница, братский корпус, трапезная превратились в руины.

После войны на территории бывшего монастыря расположилась воинская часть. Только в 1991 году началось возрождение древней обители. 14 сентября освятили в севастопольском храме святителя Николая на Братском кладбище и установили на скале Явления металлический крест. На нем сделали надпись: «Крест воздвигнут 14 сентября 1991 года в празднование 1100-летия основания Георгиевского монастыря. По благословению его Преосвященства, Преосвященного епископа Симферопольского и Крымского Василия с милостивейшим участием Черноморского флота, молитвенным участием духовенства Крымской епархии и благочинного Севастопольского округа священника Георгия Полякова. На благотворительные пожертвования Валерия Алексеевича Черненко».

6 мая 1993 года в монастыре отслужили первую за многие годы Божественную литургию, а 22 июля был зарегистрирован устав монастыря. Монастырю вернули часть его бывшей территории. Наместником Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря стал иеромонах Августин (Александр Половецкий). Под его руководством постепенно оживала древняя обитель. Возродили пещерный храм Рождества Христова, в нем проводятся постоянные службы, благоустраивается территория

Довелось братии узнать и боль утраты. 13 сентября 1996 года трагически погиб наместник монастыря архимандрит Августин. За свою короткую жизнь он много сделал богоугодных дел, восстановил из руин три обители и несколько храмов. В сердцах братии и прихожан он остался добрым пастырем.

В Свято-Георгиевском монастыре осенью 1996 года прошли VI международные Крымские Пушкинские чтения. А. С. Пушкин побывал в обители в 1820 году вместе со своим другом Раевским. «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление», — писал поэт. Его воображение взволновали громадные скалы, бушующее море и мифы о языческом храме богини Дианы, и родились строки:

К чему холодные сомненья?

Я верю: здесь был грозный храм,

Где крови жаждущим богам

Дымились жертвоприношенья...

5 сентября 1983 года возле Крестовоздвиженского храма установили памятник А.С. Пушкину.

Свято-Георгиевский монастырь посетили и другие известные люди: А.С. Грибоедов, А.К. Толстой, И.С. Аксаков, А.Н. Островский, И.А. Бунин, А.П. Чехов. Виды монастыря запечатлели И. Айвазовский, В. Верещагин, В. Тимм, К. Боссоли.

В 1997 году в монастыре освятили Андреевские флаги нескольких военно-морских частей и кораблей. Моряки помогают в восстановлении обители, а монахи рассказывают им о славной истории монастыря, о вере и Церкви. Нередко можно увидеть в монастырском храме молящихся молодых воинов, и это настоящая награда для их духовных наставников. Может быть, вскоре на кораблях, как и прежде, будут нести службу священники.

 

Источник http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/georgievsky-balaklavsky-monastyr.html
 Создан взамен  http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2442


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

antavika (17.10.2020 14:22:25)
Да, красивое, но своеобразное место. Кемпинг, со всеми вытекающими.
Тропинка к фонтану на OSM не помечена, но ее найти можно, используя логику, проще всего – по изолиниям карты.
Убрали из тайника много запрещенных правилами игры предметов.
Anastasia_ptz (14.10.2020 18:05:10)
На Яшмовом пляжу очень красиво и тихо. Тайник нашли быстро, только ветка дерева (что на фото) отпилена, а пакет с контейнером оказался на виду, ни чем не прикрыт
Текумзе (23.08.2020 14:23:37)
Lyozya (09.04.2020 16:52:44)
Вера (10.03.2020 14:34:21)
redgreenblue (09.03.2020 21:37:04)
sashkasv (24.10.2019 16:46:11)
Owheels (14.09.2019 10:15:14)
Sol0n (08.09.2019 17:28:23)
Love0806 (14.07.2019 19:34:30)
Owheels (06.10.2018 21:16:12)
fantomas (02.10.2018 21:45:10)
aekuzn (23.09.2018 07:23:43)
Max04 (17.07.2018 15:18:42)
Krolikova (21.04.2018 21:12:17)
Сталев (11.02.2018 16:00:49)
Звезда (13.09.2017 07:23:57)
Семья Тумановых (12.09.2017 19:14:49)
Lappland (10.09.2017 22:06:11)
Poleva (03.05.2017 15:28:01)
Garynya (18.02.2017 18:17:10)
Байдерины (16.01.2017 21:24:22)
Yunata13 (25.12.2016 17:45:57)
polgav (13.11.2016 00:15:31)
aurodkov (30.09.2016 16:35:53)
nufskiy (20.09.2016 15:31:07)
Sergio79 (04.08.2016 22:11:27)
deli kaplan (28.07.2016 22:20:37)
Святославна (23.05.2016 17:53:36)
Fess.kl (26.04.2016 21:25:44)
Юлишна (13.03.2016 21:25:22)
DisaV (02.03.2016 10:35:23)
Domosed (02.03.2016 09:33:42)
DisaV (01.03.2016 13:04:02)
Domosed (27.02.2016 19:09:55)
Хеленка (21.02.2016 19:30:01)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.