Мечеть Биби-Эйбат входит в тройку главных святынь мусульманского мира по количеству захоронений прямых потомков пророка Мухаммеда. В ее стенах находятся четыре священные могилы людей из его рода.
История мечети Биби-Эйбат
Чтобы понять истоки возникновения мечети надо отправиться в VIII век, когда противостояние арабских Халифов и Имамов (прямых потомков дочери Мухаммеда Фатимы и его двоюродного брата Али), дошло до вооруженных столкновений. Сменившаяся в середине VIII века халифская династия (на смену Омейядам пришли Аббасиды) совсем по другому стала смотреть на Имамов, имевших большую популярность в мусульманской среде. На смену политической борьбе за власть, развернулась религиозно-идеологическая. С приходом же к власти халифа Абу Джафара аль-Мансура (правил с 754 по 775 годы), началось уничтожение самых ярых последователей Имамов (алидов). За время правления Абу Джафара было убито более 1000 потомков Фатимы и Али. Эти события происходили во время жизни седьмого Имама Мусы ибн Джафара аль-Кураши (744-799), или по-простонародному Имам аль-Казима. Самого Имама боялись трогать (шииты считают, что был убит), поэтому он всю жизнь прожил в Медине. Но его дети, которые не претендовали на политическую значимость, предпочитали скрываться от преследований на окраине Аббасидского халифата. Таким образом, дочь седьмого имама Укейма, вместе с сестрами, попала в Баку.
Хакиме (Укейма-ханум) дочь имама Мусы ибн Джафара аль-Кураши. О ее истинной сущности знали только самые близкие последователи, для остальных, в первую очередь властей, Укейма-ханум была биби Эйбат (тетя Эйбат или тетей Эйбата). Кем приходился Эйбат дочери имама не известно. Одни говорят, что преданным слугой, который играл роль племянника, другие, что братом (у седьмого имама было 18 сыновей и 23 дочери), третьи, что супругом, но факт заключается в том, что он под именем "хаджи Бедир" похоронен рядом с Укеймой ханум. У ее ног, но на уровень ниже. Сведений о том, как прожила свою жизнь Укейма-ханум, у нас нет. Мы знаем, что ее также называли Хакиме, и она прожила достаточно долгую жизнь. "Хаким" по арабски "мудрец", а по азербайджански "судья" (hakim). Немного в другом звучании, həkim — врач. Также известно, что у Укеймы-ханум было два сына и дочь. Родились ли они в Баку, или она уже с ними пришла на Апшерон, мы также не знаем.
Стоит отметить, что в окрестностях Баку расположены могилы еще двух дочерей Имама аль-Казима: Лейлы-ханум в Бильгях и Рахимы-ханум в Нардаране.
Мечеть Биби-Эйбат
Обстоятельства гибели Укеймы-ханум окутаны тайной. Нам даже не известно, были ли похоронены ее дети рядом с нею позже, как и хаджи Бекир, или это было одновременное захоронение. Скорее всего это было что-то типа кладбища для особых лиц, т.к. здесь же рядом расположена могила няни ее детей, и захоронения знатных шиитов. Как бы то не было, но место захоронения Укеймы-ханум, на многие века, стало местом тайного поклонения не только бакинцев, но и паломников из других мест.
Только в XIII веке, после того, как, в 1258 году, окончательно пал Арабский Халифат, отпала надобность скрывать, чья на самом деле была эта могила. В этот период Ширваном правил (1260-1282) ширваншах Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситан, он же Фаррухзад II. Правил номинально, т.к. Ширван входил в состав тюркского государства Хулагуидов (1256 — 1335). С Севера, Ширван постоянно подвергался набегам татаро-монгол, которые периодически доходили до Куры, поэтому ширваншаху нужны были значимые атрибуты для народного единения. Таким и стало место захоронения Укеймы-ханум.
Фаррухзад II решает воздвигнуть над могилой мечеть. Для строительства он привлекает известного архитектора Махмуд ибн Саада, который также построил Молла Ахмед-мечеть в Ичери Шехер (1300 г.) и Нардаранскую крепость (1301 г.).
О том, кто осуществил строительство мечети можно узнать из арабской надписи на стене «Работа Махмуд ибн Саада». Значительно интереснее то, что заказчик строительства был неизвестен до 1841 года. Пока профессор Петербургского университета, известный тюрколог и иранист, Илья Березин, не обнаружил надпись: «Приказал построить эту мечеть мелик возвеличенный, султан величайший, защитник государства и веры Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситана ибн Фарибурз, помощник эмира верующих, да продлит Аллах его царствования и владычество! В дату года восьмидесятого (1281—1282 г).»
Мечеть сразу же привлекла внимание всего исламского мира, особенно шиитов. Она начинает упоминается в летописях, как одна из значимых святынь, ее часто реконструируют и обновляют. Так, из летописей сына шаха Исмаила Тахмаспа Первого (1514—1576), мы узнаем, что в XVI веке в мечети велись крупные реставрационные работы. А при шахе Персии Аббасе I Великом (1571—1629) они продолжились грандиозным строительством вокруг нее.
Более того, шейхи, которые управляли мечетью Биби-Эйбат, напрямую назначались персидскими шахами. По шахским указам мечеть не облагалась налогами и ей часто передавалось государственное имущество. Ни один государственный чиновник, или землевладелец, не имели права взимать хоть какую-то плату за услуги, оказанные мечети.
По тем временам, сосредоточие в одном месте сразу четырех могил прямых потомков Пророка, было настолько значимым для верующих, что к Биби-Эйбат начинают стекаться богословы со всего мира. Вокруг мечети вырастает целая деревня шейхов, которая в будущем превратится в поселок Шихово (Шейхово).
Последние реставрационные работы, в мечети XIII века, проводятся царским правительством в 1911 году. А потом пришли коммунисты...
Уничтожение святыни
С приходом в Азербайджан Советской власти изменилось и отношение к мечети государственных органов. Поначалу это была все более ужесточающаяся пропаганда и какие-то мелкие провокации, в том числе против верующих посещавших Биби-Эйбат.
А к середине 30-х годов, когда Советская власть уже твердо стоит на ногах, а выросшее за 15 лет молодое поколение верит только Партии и Правительству, наступает время активных действий. Как обычно это бывало, в Центральный Исполнительный Комитет Азербайджана поступает "жалоба от трудящихся", в которой они требуют закрытия «молитвенного дома "Биби"» . Ходатайство удовлетворяется. А уже в следующем, 1936 году, по личному распоряжению Мир Джафара Багирова, мечеть взрывается (в том же году взрываются еще два самых значимых храма других конфессий: католический Костел Пресвятой Девы Марии и православный Александро-Невский собор).
По свидетельству очевидцев, процесс взрывания мечети Биби-Эйбат шокировал даже принимавших участие во взрывных работах активистов. После закладки зарядов и произведения взрыва, когда осела пыль, взору открылась удивительная картина – мечеть и все вспомогательные постройки были сравнены с землей, а на голой площадке возвышался, даже не треснувший минарет. Вторая попытка, также не увенчалась успехом. Только с третьей, когда взрыв прогремел на весь Баку, минарет пал. После взрыва место, где располагалась мечеть Биби-Эйбат было полностью зачищено. Все надгробия были разрушены, зачищены и присыпаны землей – чтобы никто не мог найти даже места захоронения.
Уничтожение святыни вызвало такой резонанс в исламском мире, что в том же году, уже союзное руководство, принимает постановление «О сохранении памятников архитектуры исторического значения». Чтобы успокоить международную общественность, 20 лет лагерей получает руководитель сноса Саламов.
Несмотря на то, что бывшее место расположения мечети представляет собой голый пустырь, к нему все равно ходят люди. В ответ, принимается решение проложить поверх могил автомобильную трассу, и все закатывается в асфальт.
Восстановление
Лишь через полвека, в 80-е, где-то в высоких кабинетах осознали, что натворили. Какую уникальную реликвию утеряли. Была начата серьезная научная работа по восстановлению мечети: обработаны все сохранившиеся фотографии строения, на основании многочисленных описаний отрисовано внутреннее убранство, был составлен даже план восстановительных работ и макет.
Скорее всего, внезапный интерес к давно разрушенной мечети, связан с назначением Гейдара Алиева на пост Первого Заместителя Председателя Совета Министров СССР. По времени точно подходит. А как было на самом деле, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Но то, что став Президентом Азербайджана в октябре 1993 года, уже в следующем году, Гейдар Алиевич издает распоряжение о восстановлении Биби-Эйбатской мечети, это факт. Как и то, что основой для строительства стала научно-подтвержденная разработка советских времен. В церемонии открытия строительных работ, в июле 1998 года, Г. Алиев принимал личное участие.
Потребовалось ровно 10 лет, чтобы мечеть была полностью достроена и приняла первых посетителей. В июле 2008 года, ее открывает, уже Ильхам Алиев вместе с главами основных религиозных конфессий.
При том, что часть отстроенного комплекса повторяет старое строение, новое значительно крупнее, с большой внутренней площадью для свершения молитв.
Интересные факты о мечети Биби-Эйбат
В народе, долгое время считалось (предположительно с вхождением в Российскую Империю), что внутри мечети находится могила самой дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Арабскую вязь уже никто не помнил, а с богословами и шейхами мало кто общался на эту тему. Похороненную называли Хакиме Фатима (целительница Фатима?).
Именно, как "мечеть Фатимы" она стала известна Александру Дюма (1802-1870), который посетил ее в 1858 году. Автор "Трех мушкетеров" и "Граф Монте-Кристо", пишет о мечети, как о чудодейственном месте лечащем женщин от бесплодия. Чтобы вылечится от бесплодия, или других женских проблем, нужно трижды обойти место захоронения Укеймы-ханум.
Известная азербайджанская поэтесса Натаван (1832-1897), дочь последнего карабахского хана и генерал-майора российской армии Мехтикули-хана, долго не могла зачать наследника известного рода. После посещения могилы Укеймы-ханум, ровно через год, у нее рождается сын, а чуть позже и дочь. После рождения сына, Натаван делает одно из самых крупных пожертвований, на которое отстраивается дорога от Баку к мечети.
Первоначально мечеть представляла собой простое кубическое здание и минарет. Только через 300 лет началась первые работы по достройке и украшению комплекса. За 600 лет существования Биби-Эйбатской мечети она подвергалась 6 крупным реконструкциям, и каждый раз к ней добавлялось новое здание. К моменту ее разрушения, сооружение представляло собой религиозный комплекс, воздвигнутый шестью архитекторами из разных времен.
Гора, под которой находится мечеть, считалась священной еще в доисламские времена. Это связанно с каменной глыбой на склоне, не характерной для этой местности. Вокруг нее расположено древнее кладбище, некоторым могилам которого более 2000 лет. Сегодня "священный" камень скрыт от глаз отстроенным склепом. По мнению историков, которое очень непопулярно в силу определенных причин. Гора использовалась еще зороастрийцами, которые, как известно не хоронили своих соплеменников, а выставляли их тела на камни. Сейчас могилы потомков Пророка находятся на срытой площадке, как бы под горой, но не вызывает сомнения, что когда-то они находились на склоне, входя в древний кладбищинский комплекс, считавшийся святым местом.
Сегодня мечеть Биби-Эйбат привлекает не только верующих и паломников со всего мира, но и туристов.
Мечеть Биби-Эйбат расположена у южного выезда из Баку, на юго-западной оконечности Бакинской бухты (у малюсенькой Биби-Эйбатской бухты). Проехать до мечети можно с площади Азнефть (центральная площадь Баку), практически любым транспортом идущим в сторону Южного выезда (по времени 7-8 минут), или со станции метро «28 мая», 125-ым или 205-м автобусами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: