Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: Волотово поле расположено в 3 верстах на восток от Новгорода. По преданию, здесь стоял идол Велес или Волос и было поле (слудка), где новгородцы погребали своих богатырей. Саженях в 20 к юго-востоку от церкви Успения Богородицы находится "холм Гостомысла" или его могила, насыпанная, по преданию, пригоршнями новгородцев.
Увы, "холм Гостомысла" до нашего времени не сохранился. Еще в 1821 г. известный этнограф и фольклорист А.Чарноцкий предпринимал поиск предполагаемой могилы Гостомысла, раскопав ближайшую к церкви сопку, имевшую сравнительно небольшие размеры. В насыпи Чарноцкий нашел костные останки, принадлежавшие животным, и древесные угли. По заключению архимандрита Макария, «все это осталось, вероятно, после совершаемых некогда над могилою тризн». Повторно сопка была разрыта в 1878 г. под наблюдением этнографа Н.Г. Богословского при посещении Новгорода великими князьями. В ней «ничего найдено не было». А вот Церковь Успения дожила до наших дней, хотя и не без потерь. Церковь Успения на Во́лотовом поле поставлена в 1352 году архиепископом Моисеем на берегу Малого Волховца неподалеку от Великого Новгорода. В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу уже другого новгородского архиепископа Алексея. Стены церкви украшали около 200 фресковых композиций. Это был уникальный по качеству и полноте ансамбль монументальной живописи второй половины XIV века. С момента его «открытия» в середине ХIХ века он неизменно вызывал восхищение ценителей искусства и огромный научный интерес. «Фрески церкви Успения на Волотовом поле принадлежат к числу выдающихся памятников древнерусского творчества, как «Слово о полку Игореве», церковь Покрова на Нерли, «Троица» Рублева и храм Василия Блаженного», - пишет академик М.В.Алпатов. Определяя место волотовской живописи в истории мировой культуры, он замечает, что «картина европейского искусства ХIV века будет более бедной, если рядом с падуанским циклом Джотто не поставить волотовский цикл». Академик Д.С.Лихачев, обращаясь в мае 1998 г. к Министру культуры России с письменной просьбой о финансировании работ по реставрации фресок церкви Успения, назвал их «ключевыми для понимания русского искусства ХIV века». После открытия в Новгороде работ Феофана Грека было замечено сходство между волотовскими фресками и феофановскими. Долгое время считали волотовскую роспись работой самого Феофана. Но по мере более пристального её изучения укрепилось мнение, что создать её мог только русский мастер. Сам мастер, видимо, был очень сведущ в иконографии, что в то время ценилось в художнике. Возможно, он был начитан и в писании, и этому не следует удивляться: новгородские книгохранилища славились по всей Руси. В некоторых случаях он снабжал свои фрески русскими надписями, в других случаях греческими, и этому тоже не следует удивляться, поскольку Новгород в неменьшей степени, чем Москва, поддерживал прямые связи с Царьградом. Но самое главное было то, что волотовский мастер был яркой творческой личностью. Он не только знал все то, что в то время требовалось от каждого живописца. У него был свой взгляд на то, о чем он повествовал, и он не боялся выразить это в своей работе. Во время шведской оккупации 1611—1617 года храм был разорён, однако ни стены, ни фрески не пострадали. А вот во время Великой Отечественной войны Успенская церковь в течение 29 месяцев находилась на линии фронта и была полностью разрушена немецкой артиллерией. Сохранился только контур стен (он нанесён на внешние стены восстановленной церкви) и столбы высотой от двух до четырёх метров. После окончания боевых действий на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи. Полвека фрески пролежали в земле и под обломками стен. Руины церкви Успения были в 1955 г. законсервированы, и всё же фрески постепенно разрушались от пребывания во влажном грунте, гибли во время хищнических раскопок. В 1992 года церковь Успения Богоматери на Волотовом поле была включена в список памятников Всемирного наследия ЮHЕСКО. А в 1993 году новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи. Целью реставрации волотовской живописи является ее воссоздание в результате собирания фрагментов фресок, извлеченных из руин храма, в композиции и их монтировки на реставрационную основу. В процессе подборки фрагментов используются копии калек, снятых с волотовских фресок в 1894 – 1895 гг. Несмотря на это, подборка фрагментов в композиции представляет невероятную сложность. Основной рабочий материал, полученный во время раскопок, составляют мелкие фрагменты (1-2 кв. см), так как левкас (штукатурная основа) фресок необычайно тонкий и хрупкий, а само здание церкви было сильно разрушено. Основная работа по реставрации живописи на фрагментах заключается в поиске стыкующихся между собой фрагментов. Собрать фрески реставраторам помогают компьютерные технологии. Специалисты надеются возродить от 50% до 80% монументальной живописи. А то, что "реанимации" не подлежит, окрашивается тонированным левкасом. Дописывать утраченные фрагменты реставраторы не станут.
В 2001 году по совместному германско-российскому проекту началось восстановление храма. Работы финансировались обеими сторонами. Торжественное открытие восстановленной церкви состоялось 28 августа 2003 года. А летом 2008 года первые спасенные специалистами фрески были возвращены на их прежние места. Однако, ещё тысячи и тысячи фрагментов ждут своего часа.
Интересный факт: при реставрации церкви в 2002 году на не обожженном кирпиче 1352 года был обнаружен рисунок, на котором изображена ладья под парусом с носом в виде звериной головы, в которой находятся три воина в кольчугах.
Церковь – объект показа Государственного Художественного музея Новгородской земли. Открыта ежедневно с 10.00 до 16.00, кроме понедельника и вторника.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: