Памятник Карамзину в Симбирске был открыт вскоре после смерти историка (в 1845 году). Он и по сей день является визитной карточкой города и его украшением. История этого памятника начинается в 1833 году с письма, которое симбирские дворяне братья Пётр и Александр Языковы и князь Юрий Сергеевич Хованский направили губернатору Загряжскому письмо-обращение следующего содержания: «Желая ознаменовать и увековечить высокое уважение наше к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытописателя Николая Михайловича Карамзина, <…> вознамерились мы ему воздвигнуть в Симбирске памятник…» Вскоре в Симбирске был создан комитет по сбору средств на памятник. Деньги собирали по всей стране. Среди жертвователей были: генерал-майор П. Н. Иванов, князь Ю. Хованский, князь П. Л. Вяземский, граф Д. И. Хвостов, поэты Н. М. Языков, И. А. Крылов, знатные симбиряне Киндяковы, Анненковы, Юрловы П.А. Плетнев, Н.В. Гоголь, Д.В. Давыдов, В.А. Жуковский и многие другие. Внес свой вклад в постройку памятника и Александр Сергеевич Пушкин. Будучи в Симбирске он пожертвовал комитету четвертную. Ну а Николай I, посетивший Симбирск в 1836 году, самолично выбрал место на котором нужно было установить памятник. Из казны на эти цели было выделено 550 пудов меди. Автором проекта стал скульптор Самуил Гальберг. Только вот на постамент вместо Карамзина автор поставил статую музы истории Клио. В 1839 году Гальберг скончался и памятник по эскизам учителя доделывали его ученики: А.А.Иванов, П.А.Ставассер, Н.А. Рамазанов и К. М. Климченко. Отливка статуи из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона Клодта. Летом 1844 года статуя по Волге была доставлена на пристань Симбирска, где пролежала около года, дожидаясь изготовления постамента. И вот спустя почти 20 лет после смерти Карамзина, 28 августа 1845 года памятник был открыт!
Увы, задумку скульптора поняли не все… Вот что писал «Русскiй Вестник» в 1863 году: «Памятник Карамзина составляет одно из лучших украшенiй города Симбирска, но, к сожаленiю, аллегорическiй характер, приданный этому памятнику, значительно уменьшает производимое им впечатленiе. Постановка статуи Клiо и изображенiе лиц на барельефах в ненатуральном положенiи и полуобнаженными, представляется совершенно непонятным не только народу, но и большинству людей грамотных. Простой народ, не имея понятiя о музе Клiо, считает статую ея изображенiем жены покойнаго историка, и. вообще, благодаря этой статуи, весь памятник известен в народе под названiем «чугунной бабы»; а значенье барельефов едва-ли могут объяснить и интеллигентные люди, не знакомые с подробностями составленiя проэкта памятника»...
В 1866 году вокруг статуи разбили сквер по типу английских парков. Так был создан сад-памятник. Ограду памятника изготовили на заводе Демидовых, а ограду сада в симбирских мастерских по эскизам местного архитектора Любимова.
В начале 1930-х памятник чуть было не снесли. За его уничтожение ратовала группа местных жителей из тех, «кто был никем, а стал всем». К счастью, в защиту монумента выступил известный тогда всему городу инженер и архитектор Феофан Евтихеевич Вольсов – автор проектов многих зданий города и обелиска жертвам Гражданской войны. Стараниями Вольсова и его друзей памятник был сохранен. Благодаря этим людям, которые даже в 30-е годы не боялись высказывать свое мнение, сегодня Ульяновск имеет одно из прекрасных творений эпохи классицизма.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: