Да, речь пойдет про фантастическое сооружение-Александровскую колонну, про ту, которая украшает Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге и напоминает всем про величие России. Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире, высеченное из одного куска камня. Среди подобных ему равных нет. Если быть точнее, то сам-то тайник посвящен месту, откуда эта колонна появилась, той каменоломне, где на протяжении миллионов лет лежал тот кусок гранита, из которого судьба распорядилась сделать Александровскую колонну.
Впервые место в центре Дворцовой площади готовилось для установки памятника в середине 1760-х годов. Проектом архитектора Ф. Б. Растрелли здесь предусматривалась установка памятника Петру I. Но сделать это Растрелли не успел, был отстранён от дел Екатериной II. Рабочие успели лишь укрепить грунт.
В 1819 году, когда архитектор Карл Росси проектировал здание Главного штаба, он разрабатывал и проект благоустройства всей прилегающей к нему территории. Центр Дворцовой площади зодчий планировал украсить большим обелиском. Но опять как-то не срослось. Примерно в эти же годы сенат похоже решил прогнуться перед правящим Александром I и предложил :
"Воздвигнуть в престольном граде памятник с надписью: Александру Благословленному, Императору Всероссийскому, Великодержавному Держав Восстановителю от признательныя России"
Александр I эту идею не поддержал:
"Изъявляя совершенную мою признательность, убеждаю государственные сословия оставить оное без всякого исполнения. Да соорудится мне памятник в чувствах моих к вам! Да благословит меня в сердцах своих народ мой, как я в сердце моём благославляю оный! Да благоденствует Россия, и да будет надо мною и над нею благословение Божие"
Проект монумента был принят только при следующем царе, Николае I. В 1829 году работа по его созданию была поручена Огюсту Монферрану. Первоначально Монферран задумывал памятник в виде обелиска высотой 35 метров. Было еще несколько проектов, но выиграл последний вариант монумента - в виде увенчанной крестом триумфальной колонны. На самом деле Монферрану ничего не оставалось делать, как предложить такой вариант…Сам Николай I намекнул ему каким он видит монумент, выше чем Вандомская колонна (воздвигнутая в честь побед Наполеона), а в качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме.
Дело оставалось за малым…..найти кусок гранита без трещин и изъянов и доставить 700 тонный камушек в Петербург. Заготовка огромного монолита и его доставка в Петербург представляла бы большую сложность и сейчас. А в первой половине XIX века многим это казалось вообще невозможным.
Вот тут мы постепенно переходим к тому, что мы назвали «Колыбель величия»
Монферран надо сказать до этого строил Исаакиевский собор и для него в Пютерлакской каменоломне добывались колонны….да-да именно туда и поехал он выбирать камень для Александровской колонны.
Перерывая крупицы материала про эту каменоломню, можем не в тему сказать, что еще построено из гранита отсюда…: почти весь Кронштадт, форт Александр, куча фортов поменьше, скажем Константин, ну как и было сказано, колонны Исаакия. Вернемся к колонне…
Много было споров и оппоненты крутили пальцем у виска, что все сломается, да такого камня не найдешь и т.д. Монферран настоял на своем и работы начались.
Прежде всего была обследована скала в Пютерлаксской каменоломне на берегу Финского залива, между гг. Выборгом и Фридрихсгамом (сейчас это Хамина), которая намечена была Монферраном еще в предыдущие его поездки в Финляндию. Состав гранита — кварц, полевой шпат и слюда. На каменоломне все время работали от 400 до 600 рабочих, не смотря на мороз, метель и жару. Работы продолжались два года. Откалывали с помощью лома и кувалды….один держал лом, а двое рабочих били кувалдами. От наружного гребня скалы после невероятно тяжелой работы была отделена призма, которая своими размерами значительно превосходила размеры будущей колонны, и затем с помощью громадных рычагов и воротов сдвинута со своего векового места и свалена на мягкую и упругую подстилку из еловых ветвей.
Потом колонна была оболванена на месте, ну т.е. убрали лишнее. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (1100 тонн). Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.
При погрузке колонны на судно чуть было не случилось непоправимое….деревянные подпорки не выдержали веса и начали трещать….насколько мы поняли, все бросились поддерживать камень и подпирать новыми бревнами, а потом послали гонца за помощью в крепость в Фридрихсгам ( Хамину) . Оттуда спешным порядком за четыре часа 36 верст примчались 600 солдат и помогли погрузить колонну до конца на корабль.
В общем, преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.
Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, дальнейшие работы производились на месте под руководством О. Монферрана.
В принципе колонна уплыла в Питер и как бы тема тайника исчерпана, но приключения-то колонны на этом не закончились, так что поехали дальше…
Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле это не так… 100м от Дворца и 140м от Арки главного штаба. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку. Три месяца сюда забивали новые шестиметровые сосновые сваи. Всего понадобилась 1 101 свая. На них положили гранитные блоки толщиной в пол метра. При закладке фундамента стоял сильный мороз. В цементный раствор Монферран добавлял водку для лучшего схватывания. В центр фундамента был помещён закладной гранитный блок размерами 52х52 сантиметра. В него вмонтировали бронзовую шкатулку со 105 монетами, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску.
Итак, 12 июля в присутствии Николая I и его супруги, представителей императорской семьи, принца прусского Вильгельма и многочисленной публики колонну выгрузили на берег. Зрители располагались на лесах для подъёма колонны и на судах на Неве. Эту операцию выполняли 640 рабочих.
Дата подъёма колонны на постамент была утверждена 2 марта 1832 года, равно как и новая смета на сооружение памятника на общую сумму 2 364 442 рубля, которая превысила первоначальную почти в два раза.
Так как подъём 600-тонного монолита осуществлялся впервые в мире, Монферран разработал подробную инструкцию. На Дворцовой площади были сооружены специальные строительные леса, которые заняли её почти полностью. Для подъёма использовались 60 воротов, расставленных в два ряда вокруг лесов. На подъём Александровской колонны понадобилось всего 40 минут. В операции колонны были заняты 1 995 солдат, а вместе с командирами и охраной – 2090. За установкой колонны наблюдало более 10 000 человек, специально приезжали иностранные гости. Ровно два года понадобилось на окончательную обработку монолита (шлифовку и полировку)
Многие петербуржцы предполагали, что колонна будет увенчана статуей императора Александра I, но Монферран поступил иначе, водрузив на вершину гранитного великана аллегорическую группу, изображающую ангела с крестом и извивающуюся под ним змею. Руководствуясь рисунком Монферрана, группу эту создал скульптор Борис Орловский. Она как бы имеет символическое значение победы добра над злом. Лицо ангела имеет большое сходство с лицом императора Александра I. Интересны и барельефы, украшающие пьедестал памятника. Они так же сделаны по рисункам Монферрана. К Зимнему дворцу обращён барельеф аллегорически изображающей две реки – Неман и Вислу – за берега которых в 1812 году были изгнаны войска Наполеона. Неман изображен в образе старика-водолея, а Висла в виде молодой женщины, облокотившейся на урну. По сторонам от них расположены изображения старинных русских воинских доспехов: шлем Александра Невского, латы царя Алексея, все они сделаны «в самых точных снимках, которые хранятся в Оружейной палате». На барельефе со стороны Адмиралтейства – аллегорические фигуры Мира и Правосудия. К зданию Главного штаба обращён барельеф «Мудрость и Изобилие». На четвёртом – символические изображения Победы и Мира.
Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император. Затем на площади был проведён военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года; всего в параде принимало участие около ста тысяч человек.
Петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. Для того, чтобы развеять страхи горожан, архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.
После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля.
Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в 1930-х годах.
В ранне-советские годы в ком-то проснулся Монферран и он предложил вместо ангела поставить на колонну позолоченного Ленина, чтобы он «парил в облаках», а в 1952 то же самое хотели проделать со Сталиным, но не получилось….и хорошо )
Колонна пережила суровое время блокады и была ранена множеством осколков, один из которых пробил крыло ангела, потом при реставрации было удалено около 50 крупных и мелких осколков от немецких бомб….но колонна выстояла.
PS. Бонусом вы можете прикоснуться к загадочному месту. Загадку мы почти разгадали, но если вы приложите к этому тоже усилия то может все вообще станет понятным. На одной из стен каменоломни, недалеко от закладки, есть письмена годов 1860-х…высеченные кельтские кресты, странная круглая и гладкая выемка в скале….в общем реальная тайна…Можем пока сказать, что посвящена она вот этому ужасному периоду в Финляндии https://ru.wikipedia.org/wiki/Голод_в_Финляндии_(1866—1868)
А надпись в нашем переводе звучит так (…Это было не просто, поймете когда увидите надпись, там не пойми на каком языке написано... ) : "Тот кто не подчиняется хозяину, не получит хлеб и лечение"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: