Перевал-Сахалинский [TR/16135]

Станция Перевал
Станция Перевал
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Природный
Прогулка
Техноген
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Сахалинская обл.
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 4
Местность: 4
РЕЙТИНГ
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Некогда жилой дом
Некогда жилой дом
Лавинозащитная галерея
Лавинозащитная галерея
Длинный тоннель
Длинный тоннель
Запасная микрокапсула с Х.
Запасная микрокапсула с Х.
Автор: Arilent
Создан: 20.07.2014
(отредактирован 07.05.2015)
Компаньоны: ВанВаныч

Описание окружающей местности

«Перевал» или как иногда встречается «Перевал-Сахалинский» - станция на заброшенном участке Сахалинской железной дороги. Названа по перевалу через Мицульский хребет. Станция открыта в 1928 г. на участке Южно-Сахалинск (Тойохара) – Холмск-Сортировочный (Тэй) под названием «Такиносава». Участок дороги соединил сеть ЖД зап. и вост. побережий префектуры Карафуто. Участок имеет 12 тоннелей суммарной протяжённостью 5087 м. Станция «Перевал» находится на самой большой высоте среди станций этого участка.
ЖД на Сахалине при японцах строились главным образом силами «тако» – подневольных рабочих–корейцев. Условия их труда и быта были ужасными. Есть мнение, что на каждую шпалу, уложенную на участке Южно-Сахалинск – Холмск, приходится по одному погибшему тако.
В 1946 г. после перехода Сахалина под контроль СССР станция получила современное название. Новое здание станции «Перевал» было построено в 1960 г.
В последний раз поезд проехал здесь 20 лет назад, зимой 1994 года. Как вспоминает бывший дорожный мастер Игорь Николаевич Самойленко, последним поездом был ротор-снегоочиститель. В том году было прекращено движение практически на всем участке (между ст. «Николайчук» и «Новодеревенская»), ст. «Перевал» была законсервирована и фактически перестала существовать. В данный момент станция закрыта и почти полностью разрушена. Рельсы сняты, остался только остов здания. Между тем, на нём ещё можно прочитать название и год возведения. Рядом в таком же позабытом состоянии стоят различные постройки, в том числе 8-квартирный дом.

Железная дорога Тойохара - Маока была построена японцами более 80 лет назад. Выбор трассы для дороги, соединяющей юг и запад острова, сопровождался политическими интригами и спорами в японском парламенте. Был еще один проект - через Аниву и Таранай, более дешевый. Однако победили "представители бизнеса" из Маоки. В итоге дорогу пришлось прокладывать через малообжитые места со сложным рельефом. Всего было построено 15 тоннелей и 35 мостов, в том числе знаменитый Чертов мост. Впрочем кажется я повторяюсь. Более подробно читайте в описании другого тайника посвящённого этой заброшенной железнодорожной ветке, созданного DisaV`ом задолго до нас (Заброшенная железная дорога или Прогулка через Южно-Камышовый хребет [TR/13260]).

К зданию станции можно подъехать на автомобиле горно-речной проходимости. В связи с этим, место часто посещается самыми разными любителями туризма. Мы, например, встретили группу квадриководов, 2 нивы и несколько эндуриков.

Но разумеется не станцией одной интересен этот тайник. Сразу за ней начинается один из самых длинных (если не самый длинный) тоннель на всей железнодорожной ветке. Его длина 870 метров. Без фонарика там делать нечего поскольку он ко всему прочему ещё и изгибается. Координаты входа со стороны станции  N47°04,040' E142°30,980'.
Совсем рядом есть ледяная водичка. Родник находится недалеко от входа по координатам N47°04,040' E142°30,980'. Оборудован под бытовые нужды работников станции, но подход конечно полностью зарос.
По другую сторону от «Перевала» интересна лавинозащитная галерея.

Также неподалёку (в масштабе дороги) есть сразу два грязевых вулкана.
Грязевой вулканизм – явление, тесно связанное с тектонической активностью и нефтегазоносностью земных недр. До сих пор не вполне ясен механизм образования таких вулканов. Общее количество грязевых вулканов, известных на Земле, превышает 700, так что явление это довольно-таки редкое. На Сахалине грязевой вулканизм зарегистрирован в 4-х местах: в окрестностях Южно-Сахалинска (с.Ключи), в Пугачёво, в Лесном и в районе Дагинских термальных источников. Среди перечисленных, вулкан Южно-Сахалинский – самый крупный грязевой вулкан. Находится он в 24 км от Южно-Сахалинска и имеет статус геологического памятника природы. Высота плоского конуса вулкана немногим больше 300 м над уровнем моря. Кое-где на поверхности видны булькающие грифоны, каждый из которых представляет вулкан в миниатюре.
Отмечу, что их активность больше сезонная. Мы были в летний период "молчания", а потому особо они не запомнились. Но на всякий случай, так как это ближайшие к Южному вулканы, вот координаты: большой и главная цель многих маршрутов - N47°04,873' E142°34,689', а также менее эффектный, но зато, как гордо заявляет викимапия, аж грязевой гейзер - N47°03,292' E142°33,050'. Разумеется они требуют отдельного тайника, право на создание которого уступаю следующим авантюристам :)

Источники:
(http://www.sakhalin.info/weekly/list30/56387/
Веломаньяки (куда ж без них):
(http://www.marshruty.ru/travel/sahalin2012/?Page=3

Описание тайника

Содержимое тайника

Ништяки + геокрот ( http://geokrety.org/konkret.php?id=39124#map )

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Ain (08.01.2019 09:24:21)
Катались на снегоходах до станции Перевал и дальше на Мицульский хребет 6.01.19. Было очень холодно (-16) да и снега насыпано прилично-тайник не искали. В тоннеле прямо не далеко от входа огромная ледяная глыба, на полу тоже лёд - замёрзла вода, текущая с потолка. Место очень живописное, но зимой лучше на машине не соваться.
Вернёмся за тайником весной.
DisaV (07.10.2018 15:33:20)
Ну а как же, спрашивается, можно было, оказавшись на Сахалине, не заценить "продолжение" своего собственного тайничка..? :)
Вся вторая половина дня 6 октября 2018 была посвящена именно этому.

По совету Kestava воспользовался 105 автобусом, доехав на нём до остановки "Дачи", ну а дальше - традиционно, пешком!
Гулять в этот день было чрезвычайно приятно. Природа пронизана тихим умиротворением, сопки разукрашены в красно-жёлто-зелёные цвета, а ясное небо подёрнуто тёплой осенней дымкой... То ли золотая осень, то ли бабье лето.
Приятно удивило почти полное отсутствие в этом районе бамбучника. Помнится, по Камышовому хребту он был злой (справедливости ради, злой только для человека, туриста, а для зверушек и прочей природы он полезный), да и Крильонский полуостров, где мне довелось гулять, зарос жестоко..

Прежде всего по пути я "пробил" координаты "грязевого гейзера", но на поверку тут лишь засохшая (местами недозасохшая) грязь. Гейзерами и не пахнет... Викимапии, конечно, можно доверять, но лучше лично проверять. ;) Зато здесь имеется заброшенный карьер с аммонитами и растёт весьма недурственная на вкус облепиха...

Поднявшись к перевалу, увидел там преизрядное скопление припаркованных авто. Наверное, народ что-то собирал в окрестностях, ягоды иль грибы какие-нить...
Навстречу от железнодорожной насыпи скатилась огромная колонна мотоциклистов-эндуристов - у меня создалось впечатление, что на покатушку съехались все эндуристы Сахалина.

Но вот и она, бывшая железнодорожная ветка в районе станции Перевал... Оставив рюкзак в руинах двухэтажного дома, в первую очередь прохожу через длинный тоннель на северо-запад, после него - мимо останков лежащего на боку вагона и через мостик на речке Ожидаевская, а далее продолжает вести заманчивая тропа - очевидно, по бывшему полотну железной дороги на Пятиречье... Здесь я огорчился, что не могу последовать по ней, ибо мой дальнейший путь лежит в противоположную сторону, и подумал, что надо было стартовать из Пятиречья, чтобы "закрыть" всю эту железнодорожную ветку... Хотя сейчас, по здравом размышлении, понимаю, что отведённого времени было бы никак не достаточно, чтобы пройти от Пятиречья до Новодеревенской - этому маршруту нужно посвятить полный день, как минимум.
Так что чувство незавершённости и недосказанности осталось, но как-нибудь при случае, я думаю, всё же прогуляюсь ещё между Пятиречьем и Перевалом по этому центральному участку, "пропущенному" мной...

Вернувшись через тоннель обратно, проведал авторский родник - вода из трубы больше не течёт, остался просто ручеёк, без каптажа. То есть на родник здесь рассчитывать не стоит. Впрочем, питьевой воды в виде ручьёв вокруг достаточно - чай, не Сахара, и даже не Крым, проблем с водой никаких нет.
Забрал я рюкзак и пошёл дальше в сторону Новодеревенской: оглядел остатки вокзала станции Перевал, а в 16:30 нашёл в полной сохранности тайник, из которого прихватил геозмеюку, прожившую на Сахалине 4 года.
Не преминул проверить и наличие резервной капсулы над углом лавинозащитной галереи - с ней всё ок...
Ну а далее - склоны сопок в желтеющей листве, изгибы дороги, галереи, тоннели... много тоннелей. Характерно, что порталы у них разных форм (вряд ли так было сделано с какой-то практической целью, просто японцы они ж эстеты, блин)).
В одной из снегозащитных галерей без присмотра горел костёр из аккуратно сложенных "решёткой" шпал. Кто и зачем их поджёг, я не понял... Может, автомобилисты делают себе дорогу более удобной?

Раньше захода солнца успел добраться до Южно-Сахалинского грязевого вулкана. Весьма забавное зрелище! Тут и там мирно побулькивают холодной грязью многочисленные сопла-грифоны... Из тех немногочисленных грязевых вулканов, что я видел, этот однозначно самый интересный. Но после настоящих вулканов, огненных... Конкуренции он не выдерживает, сами понимаете. :)
К вулкану проложено нечто вроде экологической тропы со стендами. Есть тут и стенды, посвящённые нашей железной дороге... Позабавила инфа на одном из них, что тоннели находятся в аварийном состоянии и, мол, "опасно для жизни"... Да у этих тоннелей колоссальный запас прочности, и они простоят ещё десятилетия и века, если только люди сами их не подорвут. Японско-корейское качество, как-никак. Всё по правильной технологии... Я бы даже сказал так: насколько хорошо русские воюют, настолько же хорошо японцы строят. :)

Уже в темноте я вышел на станцию Новодеревенская, нынешнюю конечную... Вернуться, как предполагалось, в Южно-Сахалинск в этот же день у меня не получилось. А первый утренний поезд в город отсюда идёт слишком поздно, в 8:30, и, прибыв в Южный в 9 утра, я никак не успею до самолёта подняться на пик Чехова... Идти ночером пешком до Ю-С с полным рюкзаком сил уже не было, но и сдаваться, отказываясь от "наполеоновских" планов, тоже отчаянно не хотелось...
Решение нашлось в том, чтобы рано утром 7 октября перейти на другую ж/д ветку, на станцию Новоалександровка, где пригородный поезд проходит гораздо раньше (в 7:14), обеспечивая меня необходимым и достаточным запасом времени для прогулки 7 октября на Чехова... Ну а пока что мне требовались ужин и несколько часов сна. Чтобы утренний путь был покороче (6 км, если быть точным), я прошёл от Новодеревенской до платформы "14 км", где и расположился на ночлег со всем возможным комфортом.) Кстати, утром узнал, что на вокзале Новоалександровска круглосуточно открыт зал ожидания - там можно и укрыться от непогоды, и переночевать, при необходимости... На материке давно уже не встречал подобной "роскоши".
Вообще, вся сахалинская железная дорога очаровывает своей изолированностью от внешнего мира, уютностью и узкоколейностью... Жаль, что её хотят "перешить" на стандартную колею - львиная доля очарования наверняка исчезнет... Но понятно, что капиталу в погоне за коммерческой выгодой нет дела до таких понятий, как уникальность и самобытность.

Автору тайника спасибо и привет! Прилетай вновь на историческую родину, создавай новые интересные тайники. :) На машине-то оно и долго и трудно, не наездишься, зато на самолёте - легко и быстро, красота.
Я вот, например, от нечего делать накорябал в полёте этот отчёт. :)
А мог бы вместо этого и поспать, да.. :D
Блин, глаза закрываются. Ведь у нас там уже ночь.. Но новые приключения ждут... "и рано нам трубить отбой"! :о)
Kestava (28.08.2015 21:49:38)
timoshaaaa (13.06.2015 04:14:16)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.