Мыс Киркирей [TR/15885]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Иркутская обл.
Слюдянский район р-н
Ближайший нас.пункт
п. Култук
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 2Нашли: 12
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: AnSoMi
Создан: 25.07.2014
Опубликован: 12.08.2014
(отредактирован: 12.08.2014)

Описание окружающей местности

Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут которого должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая на восточном берегу Байкала.

Первый путь Кругобайкальской железной дороги был построен к сентябрю 1904 года, строительство заняло всего 2.5 года. Подгоняла строителей начавшаяся русско-японская война. В 1903-1904 гг. на строительстве Кругобайкалки работало более 13 тысяч рабочих. Второй путь был достроен в 1911-1915 гг. Первый поезд от Слюдянки до порта Байкал с министром путей сообщения князем М.И. Хилковым прошел 12 сентября 1904 года.

В первые годы своего существования Кругобайкальскую железную дорогу нередко называли Золотой пряжкой стального пояса России. «Золотой» потому, что очень не дешево обошлось строительство стране и еще за то, что результат того стоил - дорога радовала изящными инженерными решениями. А «пряжкой» потому, что была Кругобайкалка последним звеном в Транссибирской магистрали.

На протяжении 85 километров Старой Кругобайкальской железной дороги сохранилось множество памятников инженерного искусства, органично вписавшихся в береговой ландшафт: 39 тоннелей, 16 галерей, около 470 водопропускных сооружений - мостов, виадуков, труб, около 280 подпорных стенок. Общая длина тоннелей составляет 8.5 километров - десятую часть длины Старой дороги.

На мысе Киркирей расположены два построенных рядом тоннеля: тоннель № 18, хранящий следы обвалов, и новый тоннель №18-bis - он длиннее первоначального и находится дальше от берега.

Старый тоннель мыса Киркирей считается одним из самых сложных на Кругобайкальской железной дороге. Изначально строители хотели обойти возвышающийся на мысе Киркирей отвесный утёс, однако из-за опасности возникновения завалов было принято решение проложить туннель сквозь узкую часть скалы. Длина хода в этом месте получилась около 75 метров. Через несколько дней после начала работ произошёл обвал. После расчистки завала строители стали укреплять косогор. Работы по пробиванию тоннеля продолжились. В это же время проводилось изучение состояния горных пород на месте строительства. В итоге были найдены многочисленные трещины, угрожающие обрушением. Обвалы продолжались. На заключительном этапе строительства, когда возводили галереи с обеих сторон тоннеля, произошло землетрясение. Тоннель был полностью разрушен. Пришлось полностью заменить внутреннюю кладку.

Деформация тоннеля убедила инженеров в необходимости строительства другого тоннеля. Во время прокладки второго пути старый тоннель был заброшен. Вместо него в 1911 году построили тоннель длиной 636 метров сквозь всю скалу. Над его западной частью протекает мощный и быстрый ручей Киркирей. Для его отвода строителям пришлось построить плотину на высоте 66 метров над уровнем Байкала. В нижней части плотины проделано отверстие, из этого отверстия вода по бетонному лотку стекает к тоннелю. Дальше вода поступает в водоотводный тоннель и по наклонному желобу, а затем по каменным уступам достигает Байкала. В железнодорожном тоннеле построены штольни и лотки для сбора воды, отсюда по железобетонному лотку, скрытому под землёй, вода стекает в Байкал.

Старый тоннель знаменит ещё и тем, что 13 сентября 1904 года здесь произошла стыковка Сибирской железной дороги – Транссиба. О чём и свидетельствует табличка на портале тоннеля.

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Happy-feya (06.08.2022 17:38:16)
Пришлось поискать, ибо кусты, что на фото - выросли:) а так да, место красивое, спасибо!
-nz- (01.07.2022 07:05:48)
Посещен 18.06.2022.
Сперва вместе с родителями во время стоянки поезда по пути из Слюдянки в Половину успели быстро сфотографироваться, а потом, уже пешком по пути назад все осматривал тщательно.
Место действиельно очень интересное: здесь рядом расположено два двупутных тоннеля (такое встречается только еще в одном месте КБЖД). Кроме этого - интресное инженерное решение по отводу русла ручья прямо у портала действующего тоннеля.
Сам тайник нашел легко: меня, понятное дело, никто не беспокоил. Хотя, когда я уже записался, то понаблюдал "прибытие поезда" - из Слюдянки через тоннель как раз приехала следующая РА-1 (их тепереь по КБЖД ходит 2 штуки в день).
Из тайника взял 2 карабина
Положил монетку, магнит и 3 кротов.
Спасибо атвору!
Cossacks (17.08.2021 14:01:20)
Seriy Volk (26.06.2021 18:20:33)
Pazamn (10.02.2019 16:36:04)
Святланка (13.09.2018 17:00:45)
Lenukka (26.01.2018 14:06:48)
Вера (30.08.2017 21:59:31)
alpix2 (28.07.2017 01:49:38)
romeos_88 (16.07.2017 20:23:18)
Айса (04.07.2016 13:12:24)
pupanoid (14.08.2015 20:24:03)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.