Наш ответ «Спейс Шатлу» [VI/15851]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Москва и Московская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Москва
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.48Нашли: 115
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Старт
Старт
Без подписи
Без подписи
Гибель Изделия 1.01 «Буран»
Гибель Изделия 1.01 «Буран»
Посадка
Посадка
Автор: Spelik
Создан: 07.08.2014
(отредактирован 26.07.2016)

Описание окружающей местности

Летом 2014 года, в рамках подготовки к празднованию 75 летия ВДНХ, на его территорию был перевезен  макет Советского космического корабля многоразового использования «Буран» .


Вот об орбитальном  корабле-ракетоплане  советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК) «Энергия — Буран», мы сейчас и поговорим.


В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Shuttle Space». Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г.
Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение.
                                                               — Директор Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорин


В качестве ответа на возможность применение в военных целях американских шаттлов и был задуман «Буран»  . Тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы выдано Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утверждено Д. Ф. Устиновым 8 ноября 1976 года. «Буран» предназначался для:

  •  комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях;
  • решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки;
  • проведения военно-прикладных исследований и экспериментов в обеспечение создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах;
  • выведения на орбиты, обслуживание на них и возвращение на землю космических аппаратов, космонавтов и грузов.


Чертежи и фотографии шаттла были впервые получены в СССР по линии ГРУ в начале 1975 года. Сразу же были проведены две экспертизы на военную составляющую: в военных НИИ и в Институте проблем механики под руководством Мстислава Келдыша. Выводы: «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «Американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический манёвр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР»
Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур.
Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье, а также построены или усилены ВПП ещё в четырнадцати запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии).
При внешнем сходстве с американским шаттлом орбитальный корабль «Буран» имел отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера.
Изначально система автоматической посадки не предусматривала перехода на ручной режим управления. Однако пилоты-испытатели и космонавты потребовали у конструкторов включить ручной режим в систему управления посадкой[
Комплекс «Спейс шаттл» состоит из топливного бака (сигарообразный объект красного цвета по центру), двух твердотопливных ускорителей и самого космического челнока. За 6,6 с до момента старта (отрыва от стартового стола) запускаются три маршевых разгонных кислородно-водородных двигателя RS-25, размещённых на самом орбитальном ракетоплане (вторая ступень), а уже затем (в момент старта) — оба ускорителя (первая ступень), одновременно с подрывом крепёжных пироболтов. Из-за необходимости использования собственных разгонных двигателей челнока, комплекс не может быть использован для вывода на орбиту иных аппаратов или грузов, даже меньшей в сравнении с челноком массы.
«Шаттл» садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.
«Буран»: название комплекса «Энергия — Буран». Комплекс состоял из первой ступени (четыре боковых блока с кислород-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170, многоразовые), второй ступени (сигарообразный объект белого цвета в центре; оснащена четырьмя кислород-водородными двигателями РД-0120) и возвращаемого космического аппарата «Буран». При старте запускались обе ступени. Отработав, отстыковывалась первая ступень (4 боковые ракеты) и довывод осуществлялся второй ступенью.
Данная схема универсальна, поскольку позволяла осуществлять вывод на орбиту не только МТКК «Буран», но и других полезных грузов массой до 100 тонн. «Буран» входил в атмосферу и начинал гасить скорость (угол входа примерно 30°, постепенно угол входа уменьшался). Первоначально для управляемого полёта в атмосфере «Буран» должен был оснащаться двумя ТРД, устанавливаемыми в зоне аэродинамической тени в основании киля. Однако к моменту первого (и единственного) старта данная система не была готова к полёту, поэтому после входа в атмосферу корабль управлялся только рулевыми поверхностями без использования тяги двигателей. Перед приземлением «Буран» осуществил гасящий скорость корректирующий манёвр (полёт по нисходящей восьмёрке), после чего шёл на посадку. В этом единственном полёте у «Бурана» была лишь одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость составляла 300 км/ч, во время входа в атмосферу доходила до 25 скоростей звука (почти 30 тыс. км/ч).
В отличие от «Шаттлов», в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работала катапульта для первых двух пилотов; на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, «Буран» мог отделяться от ракеты-носителя и совершать экстренную посадку.
Главные конструкторы «Бурана» никогда не отрицали, что «Буран» был частично скопирован с американского «Спейс шаттла».

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннесса.

К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран»:

  • Изделие 1.01 «Буран» — корабль совершил космический полёт в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома, полностью уничтожен вместе с макетом РН «Энергия» при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 12 мая 2002 года. Являлся собственностью Казахстана.
  • Изделие 1.02 «Буря» — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Находится на космодроме Байконур и является собственностью Казахстана. В апреле 2007 года массово-габаритный макет изделия, ранее бесхозно валявшийся под открытым небом, установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2). Само изделие 1.02 находится в МЗК и к нему свободного доступа не имеется.
  • Изделие 2.01 «Байкал» — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30—50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.  22—23 июня 2011 года перевезён речным транспортом на аэродром в Жуковский, для реставрации и последующего показа на авиасалоне МАКС.
  • Изделие 2.02 — был готов на 10—20 %. Разобран (частично) на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
  • Изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.


Кроме того было изготовлено несколько макетов для всевозможных испытаний

  • БТС-002 ОК-ГЛИ (изделие 0.02). После закрытия в 1993 году программы «Буран» НПО «Молния» демонстрировало самолёт-аналог «Буран БТС-002» на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. БТС-002 имел 4 турбины, что позволяло ему взлетать с обычного аэродрома. Использовался для прохождения горизонтально-лётных испытаний в атмосфере. В 1999 году его передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн. Сейчас он в собственности музея техники в Шпайере (Германия). 2 апреля 2008 года «Буран» прибыл в порт Роттердам.  Он обошёлся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн евро. В настоящее время он установлен в техническом музее Шпайера как экспонат.
  • БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993 году полноразмерный макет был передан в лизинг обществу «Космос — Земля» (президент — космонавт Герман Титов). До июня 2014 года был установлен на Пушкинской набережной Москвы-реки в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. В нём был организован научно-познавательный аттракцион. В ночь с 5 по 6 июля 2014 года макет перемещен на территорию ВДНХ .
  • ОК-КС (изделие 0.03) является полноразмерным комплексным стендом. Использовался для отработки воздушной транспортировки, комплексной отработки ПО, электро-радиотехнические испытания систем и оборудования. До 2012 года находился в корпусе контрольно-испытательной станции РКК «Энергия», город Королёв. Был переремещен на прилегающую к корпусу центра территорию, где сейчас проходит консервацию. После консервации будет установлен на специально подготовленной площадке территории РКК «Энергия».
  • ОК-МЛ1 (изделие 0.04) применялся для габаритных и весовых примерочных испытаний.
  • ОК-ТВА (изделие 0.05) применялся для тепло-вибро-прочностных испытаний. Находится в ЦАГИ.
    * ОК-ТВИ (изделие 0.06) являлся моделью для тепло-вакуумных испытаний. Располагается в НИИХимМаш, г. Пересвет Московской области.
  • ОК-МТ (изделие 0.15) использовался для отработки предстартовых операций (заправка корабля, примерочно-стыковочных работ и др.). В настоящее время находится на площадке Байконура 112А, в сооружении 80. Является собственностью Казахстана.
  • 8М (изделие 0.08) — макет представляет собой только модель кабины с аппаратной начинкой. Использовался для отработки надежности катапультируемых кресел. После окончания работ находился на территории 29-й клинической больницы в Москве, затем был перевезён в подмосковный Центр подготовки космонавтов. В настоящее время находится на территории 83-й клинической больницы ФМБА (с 2011 — Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА).

В подготовке описания использовались след.  Материалы:
wikipedia.org
www.buran.ru

Описание тайника

Содержимое тайника

Прогулка по ВВЦ

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Примус (23.04.2019 14:58:14)
Посетили ВДНХ в воскресенье. Погуляли с удовольствием, в том числе посетили два музея космонавтики. Автору спасибо, хотя грустно что "в шхуне сделали кафе..."
annii (10.03.2019 20:18:12)
Посетили во время прогулки по ВДНХ. Зачёт. Автору спасибо.
lmi (26.02.2019 00:29:03)
VeloFoxes (01.01.2019 14:08:29)
Serg&El (17.11.2018 19:02:52)
bigben0 (15.11.2018 16:14:01)
Das Boot (26.08.2018 15:29:43)
venture (04.07.2018 09:24:40)
Lencheva (16.06.2018 23:35:18)
Евгений125 (03.06.2018 17:05:52)
DЖексон (24.05.2018 08:49:53)
mckann (28.04.2018 07:58:00)
Vladsc (23.04.2018 16:17:21)
КАА178 (16.02.2018 20:34:47)
zavar (17.10.2017 18:45:39)
Йети (19.09.2017 14:08:34)
Вера (12.09.2017 21:20:54)
DenSol (26.07.2017 22:23:29)
Беспокойная семейка (03.05.2017 17:39:12)
Anavrin (02.05.2017 21:46:18)
Maribella (31.03.2017 20:42:50)
mmm1863 (29.03.2017 16:21:41)
VeStAlKa (26.03.2017 00:07:54)
Емеля (25.03.2017 23:40:38)
bereza.yalta (13.03.2017 23:52:06)
lega4 (12.03.2017 21:45:19)
Hurrier9000 (28.02.2017 22:42:42)
druper911 (21.02.2017 19:18:11)
Solo (13.02.2017 21:52:07)
Q&Q (29.01.2017 23:44:40)
Vladdy&Lanka (25.12.2016 22:04:15)
MarSa (02.11.2016 18:57:02)
хрущёв (09.10.2016 22:16:33)
mr_bo (26.09.2016 23:45:07)
Кепа (26.09.2016 21:12:35)
Feodor (26.09.2016 20:44:36)
Dionis57 (15.09.2016 23:06:11)
blue_horse (26.08.2016 23:09:20)
Зажигалочка (26.08.2016 02:12:50)
putnik67 (08.08.2016 16:36:08)
Steelrat (31.07.2016 14:46:17)
Aleslav (03.07.2016 19:10:14)
brodaga (01.06.2016 21:57:07)
isilgan (14.05.2016 00:03:22)
Байдерины (12.05.2016 08:48:19)
Синяя Птица (04.05.2016 13:39:33)
.kkursor (03.05.2016 14:01:12)
Simba (24.04.2016 23:30:36)
Alexandr_U (02.04.2016 12:26:30)
volchisa (31.03.2016 22:52:55)
Cossacks (27.03.2016 10:04:17)
pupanoid (14.03.2016 08:13:54)
Звезда (14.02.2016 09:20:58)
Decreed (02.02.2016 16:50:38)
GeorgA1971 (25.11.2015 15:48:00)
1kon (06.11.2015 14:55:00)
Vlad374 (06.11.2015 11:12:59)
NatIn (04.11.2015 23:22:57)
set-square (14.10.2015 19:53:40)
CExplorer&Fyafka (06.10.2015 20:50:25)
Упорный (17.09.2015 00:07:15)
tsepoff&anastasia (11.09.2015 13:05:15)
SanSanchoz (06.09.2015 21:14:56)
Newages (14.08.2015 12:52:32)
Araiguma (10.08.2015 19:57:18)
mantis (27.05.2015 16:22:03)
Пончик и Лимончик (21.04.2015 15:21:34)
daycon (20.04.2015 19:14:44)
Инструктор (14.04.2015 20:47:59)
-nz- (17.03.2015 17:50:25)
hank (03.03.2015 00:24:32)
гюльчатай (02.03.2015 14:08:16)
Юлишна (23.02.2015 20:49:53)
Сергей Б. (01.02.2015 21:20:18)
gremling (01.02.2015 10:51:58)
latosha и Ванчо (17.01.2015 21:45:53)
Sergio79 (20.12.2014 11:37:40)
gh (15.12.2014 16:20:55)
JerseyDevil (03.12.2014 07:54:40)
GAB (25.11.2014 00:34:57)
SHARICK (10.11.2014 12:35:50)
rw3dee (09.11.2014 20:37:59)
Dionisiy (04.11.2014 23:12:10)
Gars (04.11.2014 22:32:57)
ЖЖ и Chuma (31.10.2014 17:16:05)
delia и shimp (27.10.2014 22:45:33)
Natiс (27.10.2014 18:18:15)
макс и сцветка (27.10.2014 11:46:26)
Traveller4x4 (20.10.2014 06:30:44)
N-i-k-s-o-n (25.09.2014 18:20:28)
uralochka (23.09.2014 10:01:32)
MCrow (21.09.2014 14:21:36)
alan-k (19.09.2014 21:44:01)
higvy (07.09.2014 21:15:54)
mlan (07.09.2014 19:56:45)
Hen (07.09.2014 17:23:50)
DeXN (05.09.2014 21:01:32)
long (05.09.2014 09:33:10)
Жена Медведя (28.08.2014 20:21:48)
SVER (13.08.2014 01:16:55)
Sovadlo (09.08.2014 23:43:09)
Missing (08.08.2014 12:00:02)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.