Храм был построен по заказу жителей Лукиной улицы и освящён в 1092 г. Местность тогда называлась Синичьей горой по селившимся там синицам. При храме были кладбище и женский монастырь. Обитель была одним из немногих женских монастырей находившихся за городской чертой и, одновременно, одной из самых бедных в городе. В 15 веке в ней жила святая Харитина Литовская. В церкви до сих пор хранится её надгробье. В 19 веке была создана легенда о том, что она жила за двести лет до этого и была невестой брата Александра Невского Федора Ярославича. Никаких серьезных доказательств эта версия под собой не имеет, что, впрочем, не помешало церкви включить 1287 год в официальный церковный календарь, как год смерти Харитины Литовской и придерживаться этой датировки поныне. В 1611 монастырь подвергся нападению шведов, в 1764 упразднён окончательно. В 19 веке к храму была пристроена колокольня, возле него появилась часовня. В 1925 г. храм закрылся, чуть позже снесли колокольню. Кстати, история постройки этой церкви является первым упоминанием новгородской уличанской активности. Если в других древнерусских центрах мы знаем лишь о городских районах-концах и городских вечевых собраниях, то новгородцы объединялись и в уличанские корпорации, координируемые вечевыми уличанскими старостами. Местом сбора служили специальные широкие площадки на перекрестках. Иногда уличане скидывались и на свои средства строили церковь. Так и жители Лукиной улицы сообща заложили богатый по тем временам каменный храм. Тот факт, что они его создали за городом, хотя и недалеко и строго напротив улицы, говорит о том, что уличане владели не только самой территорией улицы, но и некоторыми пригородными землями по соседству.
Шаг 2. Церковь Воскресения Христова (Уверения Фомы) и церковь святителя Иоанна Милостливого архиепископа Александрийского и на Мячино N58°30.521 E031°16.534
Район, где расположены эти церкви, состоит из частных домиков и называется новгородцами Воскресенской Слободой. Ранее здесь находился Воскресенский женский монастырь – один из древнейших в России, хотя точная дата его основания неизвестна. Считается, что это начало 12 века. Летописи упоминают два деревянных храма – главный, в честь Воскресения Христова (иногда именуемый в старой литературе в честь Уверения апостола Фомы), и надвратный, с довольно редким посвящением во имя святого Иоанна Милостивого. Наличие двух церквей косвенно свидетельствует об особом почитании обители и богатых вкладах. Каменная храм Воскресения был построен в 1196 г. Церковь была самой большой среди всех зданий второй половины XII в. и имела роспись фресками. В XV веке Воскресенский собор был разобран и возведён заново «по старой основе» с приблизительным повторением древних форм. После перестройки он стал похож в декоративном решении на церковь Дмитрия Солунского, перестроенную годом ранее. Вероятно, оба храма возводила одна артель. В середине XVIII в. произошла ещё одна кардинальная перестройка собора в результате которой собор во многом утратил свой выразительный облик. Первая монастырская церковь Иоанна Милостивого упоминается в 1193 г. как деревянная надвратная церковь, первая каменная известна с XIV века. Она поставлена уже не над воротами, а рядом с главным храмом. Судя по всему, церковь была более высокой, чем ныне. Главная особенность памятника – квадратная в плане первоначальная северная пристройка (притвор), которая ныне утрачена, но следы ее примыкания прослежены на стене церкви, а раскопками выявлен ее план. В ее центре располагался опорный столб, то есть это была самая ранняя в Новгороде (вероятно, и в России в целом) одностолпная палата, использовавшаяся, видимо, как трапезная. В XVII веке последовала кардинальная перестройка церкви Иоанна Милостивого, пострадавшей в период шведского разорения. Облик храма изменился до неузнаваемости. В первой половине 18 века монастырь пришел в запустение и был упразднен. Воскресенская церковь стала приходской. Оба памятника серьезно пострадали в годы Великой Отечественной войны. В 1960 г. рухнул свод с барабаном Воскресенского храма и начались реставрационные работы. Воссоздание рухнувшего барабана планом не предусматривалось. Однако автор проекта реставрации предложил показать габариты и контур средневекового барабана в виде легкого металлического каркаса. И теперь эта объемная конструкция (которая, как мы знаем, раздражает многих новгородцев) служит отличительным признаком памятника. Это явилось новым словом в методике реставрации и многими учеными отмечалось как интересная находка. В целом же, реставрация была проведена в минимальных объемах, предельно экономно.
Шаг 3. Вал и ров окольного города. Белая "Алексеевская" башня. N58°30.763 E031°16.170
В XVI веке существовало четыре линии оборонительных сооружений Новгорода: острог (окольный город или Большой земляной город), Малый земляной город, детинец (кремль) и наконец, внутри детинца существовала четвёртая крепость — так называемый Владычный двор, резиденция главы Новгородской феодальной республики — архиепископа, или владыки. Самым большим кольцом укреплений, охватывавших весь город по обе его побережные части — Софийскую сторону и Торговую сторону, были валы и стены так называемого окольного города. Возводиться он стал жителями отдельных концов и улиц в XIV веке. В тех местах, где население было побогаче, возвели каменные стены, а в других, где население было победнее, — земляные валы с бревенчатыми тыновыми стенами. Из-за острых концов тыновой стены окольный город летописи называли острогом. В начале всех улиц на окраинах города были возведены каменные проездные башни. В 1478 году, когда на Новгород шло войско московского великого князя Ивана III, новгородцы соорудили даже деревянную стену поперек Волхова «на судах». С XV века посадские укрепления летописи называют не острогом, а городом. Стены этого города теперь состоят из рубленых «городней» — срубов. Стены-городни охватили очень обширную территорию посада и, видимо, этим объясняется то, что только с XV века летописцы начинают называть Новгород Великим. Алексеевская башня на юге города была построена в XVI веке на стыке береговых и напольных стен. Наружный диаметр башни составляет 17 метров, а внутренний более 8 м, толщина стен в первом ярусе 4,5 м. Нижние части стен сложены из булыжника и облицованы кирпичом. Внутри имелось три яруса которые сообщались лестницами проложенными в самой толще стены. Во время очередной починки Алексеевская башня была побелена, отсюда и второе название башни — Белая. В XVII веке в Большой город на Софийской стороне входили 20 башен, длина его стен составляла 4 км. На Торговой стороне Большой город имел 23 башни, длина стен была около 5 км. В деревянных стенах и башнях вокруг посада насчитывалось 190 пушечных и 2495 пищальных амбразур. Эти цифры достаточно красноречиво говорят о мощности и боевом значении деревянной крепости Окольного города в те годы. Cо временем cистемы оборонительных сооружений приходили в упадок. По приказу Петра I боевое снаряжение со стен вокруг посада сняли и перевезли на хранение в детинец. А чуть позднее все деревянные стены и башни по указу Петра I были разобраны. Так прекратила свое существование одна из самых больших крепостей средневековой Руси. Сейчас о ней напоминают только кручи земляного вала и Белая (Алексеевская) башня. В настоящее время башня отреставрирована и открыта для посещения. В ней есть очень интересная экспозиция. Можно заказать интересную экскурсию. А об окольном городе в настоящее время напоминают сохранившиеся земляные валы, длина которых достигает 6 километров.
Шаг 4. Церковь Троицы в Ямской слободе N58°30.937 E031°16.391
История храма Святой Троицы связана с таким неоднозначным явлением средневековой новгородской жизни как «ушкуйники». Ушкуи – это самые крупные суда, которые знала Русь в XIV-XVвв., а ушкуйниками первоначально называли их команду - первопроходцев-колонизаторов. Но со временем благая цель освоения новых земель заменилась жестоким и алчным пиратством. А своим поведением ватаги ушкуйников стали походить на шайки викингов, причем доставалось от них всем и везде - от Скандинавии до Казани. Одним из ярких представителей ушкуйников был воевода Александр Абакумович, первооткрыватель Западной Сибири и Полярного Урала. В 1364г., на двести лет раньше Ермака, он во главе крупного отряда новгородцев поднялся по р. Уса (правый приток Нижней Печоры), перевалил через Полярный Урал, спустился до Оби и прошёл по ней до самой Обской губы. Поход был тяжелейшим и очень опасным, продвигаясь по новым землям, приходилось непрерывно воевать с ополчением двинян, которое в конечном итоге было разгромлено, несмотря на огромный численный перевес. Ушкуйники во главе с атаманом поклялись, что если уцелеют, то по возвращении построят в Новгороде храм. Зарок сдержали и в 1365г., вернувшись с громадной добычей, заложили церковь во имя Святой Троицы. В дальнейшем, вокруг храма возникла община купцов, называвшаяся Югорщина (Югра – старое название Приуралья). Эта корпорация продавала шкурки соболя, горностая, песца, черной куницы и белого волка на европейские рынки, что по значимости было сопоставимо с восточными пряностями. Летописи упоминают о неоднократных пожарах и реставрациях храма. В 1832 году на месте деревянного сгоревшего придела Луки и колокольни возвели каменные. Церковь Троицы в Ямской слободе имеет несомненную историческую ценность, она находится как бы на пересечении новгородских архитектурных течений. В 2013 году церковь передана Новгородской митрополии.
Культурный слой занимает территорию около 347 га в пределах вала Окольного города, мощность культурного слоя Новгорода составляет 8 м. Культурный слой Новгорода - явление совершенно исключительное, благодаря сочетанию нескольких благоприятных факторов. Новгород возник на плотной глинистой почве, исключающей естественный дренаж осадков. Повышенная влажность слоя препятствовала жизнедеятельности бактерий, вызывающих процессы гниения, поэтому в нем сохраняются органические остатки. Вплоть до ХVIII в., когда в Новгороде была сооружена разветвленная дренажная сеть, культурный слой на всю мощность был насыщен влагой. Система стоков ХVIII в., опущенная в слой, подсушила прослойки ХVI -ХVII вв. и частично напластования ХV в., в результате чего в них выгнили все органические остатки. Нижележащие слои доныне насыщены влагой и идеально сохраняют древности. Сохранность органических веществ способствовала быстрому увеличению мощности культурного слоя, что в свою очередь определяло исключительную традиционность основных планировочных элементов города. Характеристика новгородского культурного слоя включает в себя возможности не только сбора в нем многочисленных древних предметов, не сохраняющихся в условиях других русских средневековых городов, но и выявления ненарушенной системы взаимосвязи между ними. Идеальная сохранность остатков монументальных деревянных сооружений позволяет датировать эти комплексы в пределах одного десятилетия. Указанная возможность ведет к постановке таких научных целей, которые ранее для археологии средневекового города вообще не были достижимы. Первые регулярные раскопки в Новгороде начаты в 1932 году. А в 1951 году в Великом Новгороде, в слоях Неревского археологического раскопа была обнаружена первая берестяная грамота средневековой Руси. И на сегодняшний день в Великом Новгороде найдено уже свыше тысячи берестяных грамот (число же всех берестяных грамот найденных в других городах России и Украины - менее сотни). Всего, по расчетам специалистов, культурные слои Великого Новгорода хранят еще примерно 20 тыс. берестяных грамот. Троицкий раскоп расположен близ Новгородского кремля. В средневековье это место называлось Людиным концом. Археологические исследования здесь начались в 1973 году и ведутся до сих пор. Площадь раскопа превысила 6300 квадратных метров и позволила полностью или частично изучить историю шестнадцати древних городских усадеб на протяжении длительного времени (от X до XV столетия).
Шаг 6. Церковь Власия
N58°31.064 E031°16.182
Под 1111 годом клировые ведомости впервые упоминают о деревянной церкви св. Власия Севастийского. Существующая каменная церковь Власия была построена в начале XV века жителями Людина (Гончарского) конца. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. Среди специалистов существуют разные точки зрения на происхождение названия церкви. По мнению одних, в устойчивом наименовании Волосовой улицы сохранилась «память о языческом Волосе». Согласно другой версии, улица названа по церкви св. Власия, поскольку Волос — это народная восточнославянская форма имени Власий. Есть версия, что, как и в случае с другими языческими капищами древнего Новгорода, церковь Власия была построена на месте славянского капища Велеса, от которого христианский Власий унаследовал основные черты. Однако, наличие здесь языческого капища археологически до сих пор не прослежено. Во время Великой Отечественной войны памятник значительно пострадал от пожара. В конце 1940-х был разобран церковный притвор и колокольня. Угроза сноса нависла и над самой церковью. Городские власти считали, что пострадавшие во время войны старинные здания мешали работе общественного транспорта и угнетающе действовали на психику горожан. Планы по разрушению церкви Власия вызвали активный протест со стороны научной общественности Москвы и Ленинграда и в 1960-х годах церковь Власия была отреставрирована. Восстановлена она была в формах XV века.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: