7 сентября 2011 года в авиакатастрофе погибли 37 игроков и тренеров одной из лучших хоккейных команд России – Ярославского «Локомотива». Также погибло 7 членов экипажа самолета.
Эта страшная трагедия произошла при взлете международного чартерного рейса AKY-9633, перевозившего весь основной состав клуба «Локомотив» из Ярославля (Туношна) в Минск, где 8 сентября должен был состояться первый матч сезона с местной хоккейной командой "Динамо".
Чартерный рейс выполнялся авиакомпанией «Як Сервис» на самолёте Як-42Д, с регистрационным номером RA-42434.
Около 16 часов, в простых метеоусловиях, самолёт начал разбег на взлётно-посадочной полосе ярославского аэропорта «Туношна». Во время разбега самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, и произвёл взлёт с грунта в 400 метрах за её торцом. Полёт длился несколько секунд. Самолёт набрал высоту не более 5—6 метров, затем столкнулся с препятствиями, ударился о землю на берегу реки Туношонки, недалеко от её впадения в Волгу,и разрушился. Это произошло в 16 часов 05 минут.
Во время катастрофы осталось в живых только два человека: нападающий «Локомотива» Александр Галимов, который 12 сентября скончался в больнице г. Москвы, и инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов.
Привожу только официальную версию причин трагедии с сайта www.ru.wikipedia.org
2 ноября 2011 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал итоги расследования катастрофы самолёта Як-42Д RA-42434 под Ярославлем, а также провел пресс-конференцию с разъяснением и комментариями деталей авиапроисшествия. Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота (доподлинно установить не удалось), непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега. Это привело к возникновению пикирующего момента, не позволившего самолёту в нужное время поднять носовое колесо и начать отрыв от ВПП. Несмотря на нештатную ситуацию, экипаж не предпринял попытку прекратить взлёт, а продолжил набирать скорость, установив взлётный режим работы двигателя, и увеличивать угол руля высоты, пытаясь поднять судно в воздух. В результате самолёт выкатился за пределы ВПП на 450 метров и оторвался от земли только после того, как угол отклонения руля высоты составил около 13 градусов (в два раза больше, чем при штатном взлёте), а стабилизатор был переведён в положение 10 градусов. Из отчета по результатам летных экспериментов следует, что в момент отрыва усилие, прилагаемое к штурвальной колонке, могло доходить до 70 кгс, и для создания такого усилия пилотам требовалось ещё сильнее упираться ногами в педали тормозов. После отрыва от земли пикирующий момент исчез, самолёт вышел на закритические углы атаки (увеличение угла тангажа с 7 до 19 градусов за 2 с.), поднялся на высоту 5-6 метров и начал сваливаться влево. Столкновение с землёй произошло через 120 метров, практически на продолжении оси ВПП.
Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему. Пилоты, принимающие данный препарат, к лётной работе не допускаются. Кроме того, из медицинской документации следует, что у второго пилота развивался полинейропатический синдром, который проявляется в нарушении координации ног и контроля их пространственного положения. Выполнение полётов при этом заболевании также запрещено.
МАК выделяет следующие факторы, способствовавшие катастрофе:
Серьёзные недостатки в переучивании членов экипажа на самолёт Як-42, которое было выполнено не в полном объёме и с большими перерывами. Это привело к негативному опыту переноса навыков при пилотировании самолётов Як-40 на Як-42, выразившемуся в ошибочном расположении ног на педалях.
Отсутствие контроля со стороны командно-лётного состава авиакомпании за фактическим уровнем подготовки экипажа.
Ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега. В частности было неправильно названо значение скорости принятия решения (190 км/ч вместо 210 км/ч). Также не были рассчитаны взлётный вес, центровка, потребная дистанция взлёта.
Несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега. В момент схода самолёта с ВПП и перекладки стабилизатора в положение ~10 градусов КВС (командира воздушного судна), вероятно попытался прекратить взлёт, отклонив колонку штурвала «от себя», но после фразы второго пилота: «Чё ты делаешь-то?» вернул штурвал в прежнее положение. Почти в это же время бортмеханик, вероятно отреагировав на действия КВС, но без его команды убрал все РУДы (рукоятки управления двигателями) на «малый газ», но тут же одновременно последовала реакция второго пилота: «На (нцзр) ты!» и команда КВС: «Взлётный», и РУДы были возвращены в прежнее положение. Однако из-за приемистости двигателей взлётные обороты восстановились только через 6 секунд. Всё это привело к снижению скорости. МАК отмечает, что действия второго пилота не соответствовали его фактически должностным обязанностям. По сути, в экипаже присутствовало два лидера, при этом авторитет второго пилота был выше.
Ярославский "Локомотив" - один из ведущих хоккейных клубов страны. Основан в 1959 году. Чемпион России 1997, 2002 и 2003 годов. Серебряный призер 2008 и 2009 годов. Бронзовый призер 1998, 1999, 2005. Третье место "Локомотив" занял и в сезоне-2010/2011. В сезоне 2011/2012 годов "Локо", в составе которого много звезд российского и европейского хоккея, являлся одним из фаворитов Континентальной хоккейной лиги.
Летом 2011 команду возглавил канадский тренер Брэд МакКримон. Капитан "Локомотива" - игрок сборной Чехии Карел Рахунек, чемпион мира 2010 года. Трое нападающих команды - Александр Галимов, Геннадий Чурилов и Александр Калянин - считались самыми перспективными игроками на предстоящих Олимпийских играх в Сочи.
Мы не сможем найти слов для передачи всей горести потери.
Осиротели семьи, осиротел город, осиротела страна, осиротел весь хоккейный мир…
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ…
Вот список, летевших в самолете:
Хоккеисты
Виталий Аникеенко 24 года Защитник Россия/Украина
Михаил Баландин 31 год Защитник Россия
Александр Васюнов 23 года Нападающий Россия
Йозеф Вашичек 30 лет Нападающий Чехия
Александр Вьюхин 38 лет Вратарь Россия/Украина
Александр Галимов 26 лет Нападающий Россия Скончался в больнице
Павол Демитра 36 лет Нападающий Словакия
Роберт Дитрих 25 лет Защитник Германия / Россия
Марат Калимулин 23 года Защитник Россия
Александр Калянин 23 года Нападающий Россия
Андрей Кирюхин 24 года Нападающий Россия
Никита Клюкин 21 год Нападающий Россия
Стефан Лив 30 лет Вратарь Швеция
Ян Марек 31 год Нападающий Чехия
Сергей Остапчук 21 год Нападающий Россия / Белоруссия
Карел Рахунек 32 года Защитник Чехия
Руслан Салей 36 лет Защитник Белоруссия
Карлис Скрастиньш 37 лет Защитник Латвия
Павел Снурницын 19 лет НападающийРоссия
Даниил Собченко 20 лет Нападающий Россия / Украина
Иван Ткаченко 31 год Нападающий Россия
Павел Траханов 33 года Защитник Россия
Юрий Урычев 20 лет Защитник Россия
Геннадий Чурилов 24 года Нападающий Россия
Максим Шувалов 18 лет Защитник Россия
Артём Ярчук 21 год Нападающий Россия
Тренерский штаб
Александр Карповцев 41 год тренер Россия
Игорь Королёв 41 год тренер Россия / Канада
Николай Кривоносов 31 год тренер по физ.подготовке Белоруссия / Россия
Брэд МакКриммон 52 года главный тренер Канада
Персонал
Юрий Бахвалов 47 лет массажист Россия
Александр Беляев 48 лет массажист Россия
Андрей Зимин 49 лет врач Россия
Евгений Куннов 31 год массажист Россия
Вячеслав Кузнецов 27 лет массажист Россия
Владимир Пискунов 52 года администратор Россия
Евгений Сидоров 43 года методист Россия
Экипаж самолёта
Соломенцев Андрей Анатольевич - КВС
Жевелов Игорь Константинович - Второй пилот
Журавлёв Сергей Валерьевич - Бортмеханик
Сарматова Елена Александровна - Бортпроводник
Максумова Надежда Музафаровна - Бортпроводник
Шалина Елена Михайловна - Бортпроводник
Матюшкин Владимир Юрьевич - Инженер по наземному обслуживанию планера и двигателей. Находился в пассажирском салоне
Сизов Александр Борисович - Инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования. Находился в пассажирском салоне - Выжил
В Ярославле, и не только в нем, много мест, связанных с увековечением памяти нашей хоккейной команды.
Стена скорби и монумент хоккейному клубу «Локомотив» у спортивного комплекса – «домашнего» стадиона команды - АРЕНА-2000 (Гагарина, 15 – N57o35.298’ E39o50.889’).
Сад памяти и памятник (СТРИЖИ) хоккеистам - выпускникам и студентам Ярославского педагогического университета имени Ушинского (Республиканская, 108 - N57o37.24’ E39o52.536’). Сад заложен 17.10.2011, высажено 17 разных деревьев, по числу хоккеистов – выпускников и студентов ЯГПУ.
Место захоронения членов команды «Локомотива» на Леонтьевском городском кладбище Ярославля (ул. Чехова - N57o37.691’ E39o50.192’).
Мемориал на месте гибели трагического авиарейса (с. Туношна, Ярославской области - N57o33.001’ E40o07.307’ – координаты заголовка).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: