Рядом со столицей Тувы Кызылом возвышается гора Догээ. Она расположена на правом берегу Енисея и входит в систему Уюкского хребта Западного Саяна. Гора имеет высоту 1002 м
В старину тувинцы считали Догээ священной и поклонялись ей. Кардинальные хозяйственные и духовные перемены, произошедшие в Туве в XX в. повлияли на эту традицию. При Советской власти в период гонений на религию прекратилось проведение обрядов освящения Догээ. Отчасти преобразился облик вершины. На склоне горы появилась выложенная из камня надпись ТАР (Тувинская Аратская Республика). Позднее ее заменила другая - Ленин.
Череда таких перемен не могла не затронуть отношения местного населения к горе Догээ. Между тем, гора по-прежнему остается значимым объектом для жителей республики, хотя ее восприятие сильно изменилось.
Наиболее распространенным стало представление о Догээ как туристической достопримечательности. Именно сюда в течение всего года (особенно в теплое время) устремляются многочисленные гости республики, приезжие из других районов Тувы и сопровождающие их кызылчане. Действительно, с вершины открывается живописный вид на слияние Бий-Хема и Каа-Хема, горные хребты, степную террасу Догээ-Баары, острова Вавилинского затона, панораму Кызыла. Посещение туристами вершины не проходит бесследно. Скальные выходы, особенно в верхней части горы, густо покрыты автографами, инициалами, изречениями, картинками, символами, процарапанными или нанесенными краской.
Помимо туристов, Догээ активно посещают паломники. Их восхождения бывают трудно отличить от туристических походов, поскольку религиозная подоплека зачастую слабо выражена. Однако в целом отношение к горе как сакральному месту широко распространено среди простых тувинцев, считающих вершину центром общения с духами, а подъем на нее - средством очищения от грехов. Благодаря паломникам на Догээ появились многочисленные оваа (культовые пирамидки, сложенные из камня, со столбом или жердью в центре), увешанные чалама (полоски ткани) и кадаками (шелковые «шарфы» и ленты), а также остатки сан (священный костер).
С возрождением буддизма в Туве Догээ начала приобретать значение одной из главных буддистских святынь. Этому значительно способствовала деятельность Камбы-ламы, храма Цеченлинг, тибетского монастыря Гьюдмед и общественного фонда "Энерел". В результате их усилий на одном из юго-западных склонов была выложена из камней, окрашенных в белый цвет, мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ длиной 120 м. и шириной 20 м. Кроме того, монахи провели ритуал освещения надписи и развешивания лунгта (флажки с изображением "коня-ветра" и мантрами), предназначенный сделать гармоничной жизненную энергию верующих. Проведение ритуала привлекло тысячи жителей Тувы.
Позднее буддисты выдвинули предложение о возведении на горе часовни и 30-метровой статуи Будды Шакьямуни, установленной на пьедестале высотой 25 м. К монументу должна была вести лестница длиной около 600 м. Проект благословил Далай-лама и поддержало правительство республики. В настоящее время на вершине сооружен только пьедестал. Существует благотворительный фонд «Золотая статуя Будды Шакьямуни на Священной горе Догээ» и открыт счет для пожертвований. Нельзя не отметить роль вершины как памятного и общественно-политического символа. Подъем на гору часто рассматривается как спортивное мероприятие или социальная акция. Так, с недавних пор организуются скоростные забеги на Догээ, связанные с различными событиями, например, «безалкогольными субботами», объявленными в русле последней антиалкогольной кампании.
В последнее время Догээ превращается в республиканский символ. В 2009 г. члены правительства Тувы (согласно обычаю, исключительно мужчины) встретили Шагаа (Новый год по лунному календарю) на вершине возле священного костра. Более того, официальный сайт тувинской столицы одно время размещался по адресу www.doge.ru.
Такое разнообразие восприятий Догээ сложилось совсем недавно. Остается до сих пор невыясненным, насколько глубоко в историю уходит наиболее архаичное представление - сакрализация горы. Для решения этого вопроса сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и Государственного Эрмитажа обследовали склоны Догээ. В результате были обнаружены две курганные группы и несколько скоплений петроглифов.
У подножья горы с восточной стороны, обращенной к Бий-Хему, слева от ущелья в восточном направлении тянется цепочка средневековых курганов. 5 каменных насыпей диаметром 5-7 ми высотой 30-40 смслабо задернованы.
На пологом северном склоне расположено еще одно каменное сооружение диаметром2 ми высотой50 см. Оно, скорее всего, было возведено сравнительно недавно - 2-4 века назад - и представляет собой погребение или разрушенное оваа.
Петроглифы на склонах Догээ, как и курганы, расположены преимущественно с восточной стороны горы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: