КБЖД: Хабартуй [TR/13982]

Хабартуйские тоннели
Хабартуйские тоннели
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Прогулка
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Иркутская обл.
Слюдянский р-н
Ближайший нас.пункт
Ангосолка, Шарыжалагай
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 11
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Призраки Хабартуя
Призраки Хабартуя
Без подписи
Без подписи
Жители Хабартуя
Жители Хабартуя
Мыс Хабартуй
Мыс Хабартуй
Автор: -nz-
Создан: 27.07.2013
Опубликован: 07.08.2013
(отредактирован: 30.06.2022)

Описание окружающей местности

При строительстве Транссибирской железной дороги вся территория строительства была разделена на 7 строительных участков. Самым коротким из которых был Кругобайкальсикй – всего 292 версты (чуть менее 310 километров) – этот участок от Иркутска до пристани Мысовой и был назван Кругобайкальской железной дорогой. При строительстве этот участок был разделен еще на два участка – западный (от Иркутска до Слюдянки) и восточный (от Слюдянки до Мысовой).

Проектирование западного участка началось после официального выбора трассировки будущей железной дороги (вдоль Ангары и далее – по берегу Байкала) в апреле 1901 года.

При постройке первого пути КБЖД было построено 39 тоннелей под различными скальными препятствиями. Из них - 38 тоннелей на западном участке (от Прот-Байкала до Слюдянки), и только один - на восточном участке (от Слюдянки до Мысовой). Все тоннели уже на первом этапе строительства строились двупутными.

Во время второго этапа строительства было достроено еще 2 тоннеля. Общая протяженность тоннелей на КБЖД составила 7,3 километра. В среднем на каждый километр железнодорожного пути от Порт-Байкала до Култука приходится по одному тоннелю или галерее. Так что, как говорится, комментарии излишни :)

Одним из мест, где строителям тоннелей пришлось основательно потрудиться – был мыс Хабартуй – пятидесятиметровая скала, почти отвесно обрывающаяся в озеро Байкал. В ней при строительстве дороги было прорублено три тоннеля и построено две галереи, одна из которых – железобетонная, построенная во время строительства II главного пути – уникальная для КБЖД постройка, таких на дороге было построено всего три (они находятся на 128-ом и 131 километрах, подробнее о них в тайниках Шабартуй-Столбы и Бакланий).

Трагическую славу Хабартуйские тоннели получили уже позже, в конце 1940-х годов, когда в тоннеле «Хабартуй-3» (именно к нему, кстати, пристроена та самая железобетонная галерея) произошла самая, пожалуй, большая на КБЖД авария, приведшая к тому же к человеческим жертвам.

По данным Википедии

Вечером 6 марта 1946 года в тоннеле № 36 Кругобайкальской железной дороги произошло крушение с участием двух поездов. Пассажирский поезд № 51 подъезжал к тоннелю № 36, когда в одном из его вагонов неизвестным был сорван стоп-кран. После некоторой стоянки в 21:15 поезд продолжил движение и на скорости 10 км/ч въехал в тоннель. Тем временем, следом за ним ехал грузовой поезд № 961, ведомый паровозом ЕА-3344 (в СССР поступил по ленд-лизу в 1945 году). Из-за невнимательности (наиболее вероятно, в связи с высокой усталостью), машинист не увидел запрещающий сигнал, поэтому на большой скорости грузовой поезд въехал в тоннель, где нагнал пассажирский поезд и столкнулся с его хвостом. Последним вагоном поезда № 51 оказался вагон-лавка, в котором от стоящей в нём печи возник пожар, который стал распространяться на другие вагоны. В связи с неисправностью противопожарной системы на паровозе ЕА-3344, потушить пожар не удавалось, поэтому кондукторы быстро расцепили состав и вывели уцелевшую часть пассажирского поезда из тоннеля. В результате крушения погибло 20 пассажиров, ещё 29 было ранено.

С тех пор, говорят, в Хабартуйских тоннелях можно увидеть призраков той страшной катастрофы.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

A&Y (08.09.2023 19:26:27)
Каскады тоннелей оставили неизгладимое впечатление! Как-то жутко в них делается. Тем более там есть памятные таблички, посвященные ж/д катастрофе и разбившимся скалолазкам.
Тайник действительно расположен интересно. Атмосфера места уникальная! А сколько птиц в воздухе и на воде! Хорошо разглядели бакланов. Мы уже устали и с трудом заставили себя подняться и уйти оттуда. Но нам нужно было спешить на ужин на турбазу Шарыжалгай.
Автору спасибо!
delia и shimp (14.06.2023 13:42:40)
Продолжили прогулку по КБЖД от Ангасолки. В отличие от Парусов, здесь карабкаться не надо. Место определили быстро. Контейнер на месте. В блокноте много записей групп, путешествующих по окрестностям. Записей шесть точно. Пока все убирали в контейнер, полюбоваться на Байкал пришла еще одна пара. Но они быстро ушли. Все убрали на место. Теперь осталось дойти по Шарыжалгая где мы забронировали номер.
Николаю спасибо! Саше и Ирине (Aleslav) спасибо за восстановление! Всем успехов!
Aleslav (29.09.2021 15:30:10)
Сусанинъ (23.07.2019 23:16:09)
Святланка (13.09.2018 17:02:45)
Lenukka (26.01.2018 14:05:08)
aekuzn (23.07.2017 18:20:02)
romeos_88 (16.07.2017 20:28:16)
Romeo (17.08.2016 20:36:40)
Кочевники (19.07.2016 16:01:37)
AnSoMi (05.10.2014 13:27:38)
Noapte (19.08.2014 09:49:35)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.