Кировск – город, который строился и развивался при Советской власти, поэтому многое в нем напоминает о годах пятилетних планов, коммунистического труда и т.д. Одним из «памятников» той эпохи является железнодорожный вокзал, когда-то величественное строение, ныне заброшенное разрушающееся здание…
Немного истории. После открытия на плато Расвумчорр месторождения апатита у подножия Хибинских гор возник рабочий поселок по добыче апатит-нефелиновых руд. С 1929 года происходит стремительное развитие района – строятся одновременно и комбинат, и дороги, и город. Ударными темпами протягивается и железнодорожная ветка. С 1931 года Кировск (на тот момент Хибиногорск) получил статус города. А в 1934 году началось строительство самого примечательного здания Кировска - пассажирского железнодорожного вокзала. Огромное здание в стиле помпезной «сталинской» архитектуры, просторные залы, высокие потолки... Снаружи – гранитная облицовка, изнутри – мраморные колонны и стены, бронзовые люстры, центральный зал украшала репродукция картины Айвазовского «9-й вал». Задуманная по проекту роскошь и новейшее по тому времени оснащение вокзала требовали значительных финансовых вложений, и в процессе строительства отпускались дополнительные средства. Наконец, в 1939 году состоялось открытие вокзала, сразу ставшего украшением и достопримечательностью Кировска. Известно несколько версий появления ТАКОГО вокзала в небольшом городке. По одной из них вокзал был построен к всемирному конгрессу горняков, который предполагалось провести в Хибинах, по другой планировалось связать Кировск железнодорожным сообщением непосредственно с Мурманском, минуя Апатиты, преодолев Хибинские горы через тоннель. Но самая распространенная версия об ошибке чиновников. Якобы проектировался этот вокзал для другого Советского города с созвучным однокоренным названием – возможно, для Кировска Ленинградской области или для Кирова или… Как бы то ни было несколько десятилетий стояло величественное, похожее на дворец здание на тупиковой ветке, на фоне возвышающихся гор. До конца девяностых годов вокзал функционировал, из Апатит ходили электрички. Работали все вокзальные службы: кассы, камеры хранения, гостиница, киоски, ресторан, который пользовался популярностью не только у приезжих, но и у кировчан. Зачастую в натопленном помещении вокзала коротали время в ожидании поезда группы туристов, расположившись на ночь прямо на намытых полах и залив в котлы кипяток из привокзального буфета. Но, наверное, не рентабельным было содержание такого вокзала в современных условиях. В 1996 году прекратилось движение поездов, все более-менее ценное было демонтировано и вывезено, а что-то утрачено. Сейчас вокзал производит удручающее впечатление (особенно на тех, кто помнит его еще «живым» в недавнем прошлом): крыши нет, во всех залах сугробы, видны обгоревшие балки, куски арматуры… Сохранились колонны во внутренних залах, широченные подоконники под арочными окнами, лестницы на второй этаж, окошки касс, даже грузовые весы… Мраморной облицовки нет, кругом «ошметки» краски и штукатурки, в окнах кое-где торчат обломки деревянных рам. И на всю эту разруху взирает левым глазом вождь мирового пролетариата… Для полноты впечатлений можем предложить прогуляться в заброшенный цех комбината АНОФ-1 (см. схему). Первая очередь апатит-нефелиновой обогатительной фабрики работала практически с основания города и закончила свой трудовой путь в середине 90-х в связи с моральным и физическим износом. Осторожно! По железнодорожным путям ходят составы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: