3 ноября 2012. Всё готово к отплытию: пайолы установлены на место, лодка заклеена и накачана… Поскорее, пока хозяева лодки не передумали, отчаливаю от берега Урупа… Наконец-то я попаду на этот загадочный островок! Вот уже больше месяца прошло с тех пор, как я впервые его увидел, и захотел там побывать… И теперь окажусь там точно – уже ничто меня не остановит. Дно быстро скрывается в глубине, с каждым взмахом вёсел Близнецы приближаются, а Уруп отдаляется… Как только выхожу из-за прикрытия мыса в пролив, ветер и волна начинают сбивать меня с курса и сносить к востоку. Сильнее налегаю на вёсла, чтобы быстрей пройти продуваемый открытый участок акватории, а волны тем временем сносят меня правее «Арки», ко второму островку, о скалистый берег которого мерно разбивается накат... Но вот я уже захожу под прикрытие «Арки», обхожу её с обратной стороны, и, проплывая рядом, поражаюсь грандиозности и причудливости этого природного сооружения. С Урупа она не кажется такой большой… Здесь, между островами, нет столь сильного ветра, как в проливе, и можно свободно маневрировать. Подплываю к нужному мне острову – «западному», или «большому» Близнецу. Причаливать предстоит совсем не в том месте, где рассчитывал, но теперь выбирать не приходится… Выпрыгиваю из лодки в полосе прибоя между каменистым берегом и торчащей из воды базальтовой скалой-останцем. Лодку пытаюсь вытащить на не очень-то пологий берег – не тут-то было… Волны прибоя – сравнительно небольшие, но на удивление сильные – накрывают лодку, быстро наполняя водой; хаотично плещутся, то толкая её к берегу, то утягивая обратно в море… Упираясь в дно, изо всех сил пытаюсь совладать с лодкой и вытянуть её повыше… Прибой захлёстывает и меня, сбивая с ног в то время, как я пытаюсь удержать лодку и не упустить её… Должно быть, со стороны эта борьба с волнами выглядит весьма драматично, но из зрителей здесь – лишь парочка любопытных каланов. Наверное, смотрят и удивляются – что это делает здесь странное нескладное двуногое существо… Вдруг новая сильная волна поднимает лодку и бросает в меня увесистого мневского «Каймана», полного водой уже до краёв… Всё происходит очень быстро – не успеваю увернуться, лодка всей массой налетает на меня, сильно ударяет в коленный сустав, придавливая левую ногу ко дну… Резкая боль. На какое-то мгновение жалею о своём мероприятии (или, точнее сказать, авантюре?). Если нога сломана, как я вообще отсюда теперь выберусь? Осторожно проверяю ногу – сгибается… Вроде, потихоньку можно наступать – не сломал, только сильно подвернул… Удерживая лодку за чалку, немного отдохнув, всё же ухитряюсь вытянуть её на берег при помощи накатывающихся волн… Открываю сливное отверстие – вода уходит, и лодка вновь обретает нормальный вес. Ну вот, теперь её снова можно передвигать самостоятельно… Конец чалки привязываю к большому камню. Хромая, закусывая от боли зубами воротник куртки при любом неловком шаге, отправляюсь исследовать остров…
* * *
Близнецы – это два небольших островка у северного побережья Урупа, в одноименном проливе, в километре от берега. Расположены они напротив полуострова Кастрикум, и оба представляют собой сдвоенные базальтовые горы, покрытые травой. Их острые вершины возвышаются над ровным тундровым плато Кастрикума, и виднеются из-за полуострова даже с океана. Западный остров в полтора-два раза больше восточного, а также существенно выше – в высоту он достигает порядка 140 метров… Между островами из воды высится каменная арка, известная также, как «пивная кружка» – она напоминает ручку лежащей на боку пивной кружки. Острова прикрывают небольшую бухту, которой активно пользовались японцы в своё время (в наше время там разгружаются угольщик и танкер, привозящие на маяк, соответственно, уголь и солярку, а также ГС, привозящий продукты). С берега на плато поднимается старая японская дорога, действующая и поныне, а рядом на полуострове находится японский же аэродром. Из этого понятно, что данная бухта имела во время войны важное стратегическое значение – именно здесь удобнее всего было бы высаживаться десанту для захвата аэродрома. Поэтому естественно, что японцами была организована хорошая оборона бухты. Огневые точки были устроены не только на берегу Урупа, но и на Близнеце: на его побережье, у подножия горы, примостился пятиугольный железобетонный ДОТ, а на вершине, у самого гребня, был пробит короткий сквозной тоннель – судя по всему, там сидел пулемётчик (а, возможно, стояло какое-то орудие). Они предназначались для ведения огня в спину атакующему десанту – таким образом, тот попадал бы под перекрёстный огонь... Кроме этого, наверху, на ровной площадке, читаются следы то ли укреплений, то ли землянок, в которых жил персонал (а может, и то, и другое).
Самым непонятным для меня остался тоннель с двумя входами в подножии горы. Кто и для чего его пробивал? Брёвна, которыми обложены его стены и потолок, выглядят совершенно свежими – казалось бы, они никак не могли столь хорошо сохраниться за 70 лет, прошедшие со времён войны… Может быть, строили наши? Но зачем? Что-то собирались добывать? Или прятать? Я так и не смог найти этому объяснения… Возможно, кто-то из служивших здесь после освобождения от японцев знает, что это и для чего, но в Интернет данная информация, очевидно, никогда не попадала… А ещё возле входа в тоннель имеются останки непонятно чего с колёсами, предположительно, японского происхождения… Моё воображение теряется в догадках относительно того, что бы это могло быть… Может быть, то самое орудие – когда-то стоявшее в верхнем тоннеле, а потом сброшенное вниз?
От Урупа к Близнецу на приличной глубине тянется подводная перемычка, густо поросшая морской капустой – скорее всего, естественного происхождения… Однако, по слухам, раньше, при японцах, здесь был то ли мост, то ли дамба – то есть, на остров можно было пройти посуху… Что тут говорить, мне и самому было бы интересно найти достоверную информацию, но где ж её теперь найдёшь... Остаётся только гадать. Может быть, тебе, следующий посетитель, удастся приоткрыть тайны Близнеца..? ;-)