Если Вы бывали в Крыму то, конечно, имели удовольствие, путешествуя из Севастополя в Ялту, любоваться из окна автомобиля или автобуса очаровательными пейзажами, открывающимися при каждом плавном повороте шоссе. И, наверняка, Вы восторгались не только красотой природных ландшафтов, но и творением рук человеческих - ведь это замечательное горное шоссе построено по нормам железной дороги, с навесом, защищающим от камнепада, уникальными тоннелями, ливнеотводными и дренажными системами… Вот уже 40 лет мы с благодарностью пользуемся этим, фактически последним, «крупным достижением социализма в Крыму». А ведь появилась на Южном берегу Крыма эта прекрасная дорога благодаря замечательному человеку, высококвалифицированному инженеру-строителю, талантливому русскому писателю (помните, "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты"?), Николаю Гарину-Михайловскому. 20 (8) февраля 2012 года исполнилось 160 лет со дня его рождения. В газете «События» была опубликована статья Татьяны Шевченко, посвященная этой дате, мы решили процитировать ее почти без сокращений. Итак,
История одной железнодорожной мечты В конце XIX века Крым, и прежде всего его Южный берег, стал активно развиваться как курорт. И именно в то время появилась идея проложить прямо вдоль Южного берега железную дорогу. В 1902 году была назначена государственная межведомственная комиссия для решения вопроса о дороге, которая постановила, что дорога должна быть электрической, иметь узкую колею и обслуживать по возможности все побережье. Кроме того, предполагалось, что это будет самая лучшая и самая передовая на начало XX века железная дорога на электрической тяге. Проектно-изыскательские работы было поручено возглавить Николаю Гарину-Михайловскому — автору множества проектов железных дорог по всей России. В течение восьми месяцев экспедиция, возглавляемая им, проводила изыскания. Была проделана колоссальная работа: проведена детальная съемка всех древних вьючных дорог, тщательно изучены скальные массивы, каменные хаосы и в итоге составлены 84(!) варианта трассы, а по 22-м из них проведены технико-экономические расчеты. Некоторые богатые хозяева южнобережных имений пытались подкупить изыскателей, чтобы варианты дороги шли подальше от их земель, другие — наоборот, чтобы проходили поближе. Но на все эти предложения Гарин-Михайловский отвечал одно: дорога пройдет там, где проложить ее будет наиболее целесообразно и где строительство потребует наименьших затрат. Такая позиция многим казалась глупостью и чудачеством (коррупция процветала и сто лет назад), однако таким уж Гарин-Михайловский был человеком. В Крыму он прожил не больше года (штаб экспедиции располагался в селении Кастрополь, расположенном к востоку от Фороса), но открыл для детей сотрудников своей экспедиции детский сад и ясли. Впервые в России на изыскательских работах у него трудилась женщина-инженер. В ноябре 1903 г. изыскания закончились. Намечалось уже в 1904-м начать строительство Южнобережной железной дороги. Предполагалось строить вокзалы в генуэзском и греческом стилях, фрески на их стенах должны были изображать прекрасные виды Крыма. Сам Гарин-Михайловский мечтал "украсить путь своей железной дороги гротами, замками, башнями, постройками в мавританском стиле, арками и водопадами". Он часто повторял полушутя-полусерьезно, что эта железная дорога будет для него лучшим памятником и что лишь два дела своей жизни он непременно хотел бы выполнить до конца: электрический путь по Крыму и повесть "Инженеры". Но эти мечты не сбылись. Прокладка дороги была сорвана начавшейся Русско-японской войной, а повесть не закончена из-за смерти писателя — Гарин-Михайловский умер в 1906 году от паралича сердца. В 1913 году правительственная комиссия рассмотрела очередной проект Южнобережной железной дороги, использовавший также и разработки Гарина-Михайловского, и одобрила его. Несмотря на Первую мировую войну, были все надежды на то, что строительство начнется и будет завершено: правительство предполагало использовать Южный берег как санаторий для раненых, а для этого была нужна железная дорога. Но события 1917-го прервали работы. В 1926 году группа советских инженеров провела новые изыскания, и к весне 1927-го был готов проект электрической железной дороги нормальной колеи, однако землетрясение 1927 года заставило отказаться и от этого проекта. Только в 1960-х годах по маршруту, большей частью проложенному Гариным-Михайловским для железной дороги, было построено автомобильное шоссе Севастополь — Ялта, открытое для движения в августе 1972 года.
Нам захотелось привлечь внимание собратьев-геокешеров к одному не очень заметному объекту, связанному со строительством шоссе. Если Вы покинете свое (или общественное) транспортное средство у поворота к “Форосской” даче последнего президента Советского Союза Михаила Горбачева и внимательно посмотрите на скалу Гогерджин-Кая, то заметите маленький каменный домик на вершине. О происхождении этого домика ходят различные слухи. Кто-то говорит, что его построили скалолазы, часто тренирующиеся в этом районе, но, согласитесь, ведь проще, уютнее и дешевле можно было бы что-нибудь и из дерева соорудить. Или вот версия - для наблюдения за объектом «Заря». Но домик появился еще тогда, когда никто и представить себе не мог, что у Советской Страны может быть президент… Нам не удалось найти хоть какую-нибудь официальную информацию. Может быть, Вам что-то известно? А один наш Большой Друг, который бывал в этих краях в то время, когда строилось шоссе, утверждает, что таинственный домик на скале сделали для себя (техники, стройматериалов) рабочие, которые штукатурили эту скалу. «Штукатурили? Что за блажь?» – спросите Вы. Да, наверное, чтобы не сыпались камешки на трассу. Не верится? Мы предлагаем Вам подняться на скалу и самим посмотреть и на домик, и на остатки штукатурки, и на куски арматуры, торчащие из скалы... А потом устремить свой взгляд на причудливый берег, величественные скалы, бескрайнее море, сливающееся с небом, и в очередной раз восхититься совершенством красоты любимого Крыма!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: