Любавичи - мировой еврейский центр без единого еврея [MS/12994]

Униатская церковь в Любавичах
Униатская церковь в Любавичах
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Смоленская обл.
Руднянский р-н
Ближайший нас.пункт
Любавичи
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Рейтинг
Нашли: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Дом Любавических ребе
Дом Любавических ребе
Дорога к старому еврейскому кладбищу
Дорога к старому еврейскому кладбищу
могилы жен Любавических ребе
могилы жен Любавических ребе
Автор: -nz-
Создан: 07.12.2012
Опубликован: 10.12.2012
(отредактирован: 06.06.2013)

Описание окружающей местности

Пролог

В мире есть места, всегда служившие местом паломничества людей той или иной веры. Рим, Иерусалим, Мекка, Медина… село Любавичи, затерянное в перелесках между Смоленском, Оршей и Витебском вполне можно поставить в этот ряд. Именно в Любавичах родилось и развилось иудейское религиозное течение Хабад (его до сих пор называют Любавическим хасидизмом). Адептов этого движения можно встретить везде: от Нью-Йорка (где сейчас и находится «штаб-квартира Любавичских ребе») до Токио, от Иерусалима до Хельсинки. Нельзя их встретить только в Любавичах – отдаленном селе Руднянского района Смоленской области.

Начало

Село Любавичи впервые упоминается в 1654 году. Сперва деревня входила в состав Речи Посполитой, потом, после первого передела Польши, вошла в состав Российской империи. С 1784 года – местечко Любавичи  Оршанского уезда Могилевской губернии. Любавичи входили в известную «черту оседлости» - территорию, где евреям в Российской империи дозволялось жить без всяких ограничений. Соответственно и состав населения деревни был очень пестрый: русские, белорусы, евреи. В 1800 году в Любавичах было 99 еврейских дворов.

В центре села в 1725 году была построена униатская церковь, построенная в стиле Виленского барокко (образцов этого архитектурного стиля на территории РФ всего два – один из них до сих пор сохранился в Любавичах). Правда, в конце XVIII церковь подверглась незначительной перестройке, когда, после указа Екатерины II церковь из униатской была превращена в православную. В 1812 году в селе почти две недели стоял французский корпус – больше никаких последствий для деревни война 1812 года не имела.

Расцвет

Расцвет и широкую (всероссийскую) известность село получило с переездом в 1813 году в Любавичи из Ляд рабби (раввина) Дов Бер, сын Шнеура Залмана. С этого времени село больше чем на сто лет стало крупнейшим мировым центром иудаизма. И даже само движение было названо Любавическим, по названию села. А руководителей движения стали именовать не иначе, как Любавическими ребе. По традиции, все Любавические ребе были из одной семьи Шнеерсонов. При этом третий, четвертый, пятый и шестой Любавические ребе родились именно в Любавичах.

В 1860 году в Любавичах насчитвывалось 2500 человек, причем больше половины населения составляли евреи. В центре села находился большой двор Любавичских ребе, в котором находилась одна из лучших библиотек, посвященная иудаизму (библиотека уцелела, сейчас часть библиотеки Любавичских ребе находится в Москве, в Российской государственной библиотеке, а часть в Нью-Йорке, в центре Любавичского хасидизма).

Кроме библиотеки трудами Любавичских ребе в селе действовало пять синагог (столько же, сколько в почти миллионной Москве), было двухклассное высшее еврейское училище первого разряда. В конце XIX века (1897) в селе была образована публичная библиотека.

В 1881 г. евреям принадлежали 238 домов из 382, а евреи составляли почти две трети населения села.

Конец

В 1915 году по причине приближения к Любавичам немецких войск (хотя Любавичи во время первой мировой войны так и не были заняты неприятелем) 6-ой Любавический ребе принимает решение переехать в Ростов-на-Дону. Это стало началом конца для еврейского места Любавичи. Больше Любавичские ребе на свою историческую родину не вернутся. После Октябрьской революции и установления Советской власти, были закрыты все синагоги в селе. Еврейское училище было тоже закрыто в 1918 году. А основанная на его месте начальная еврейская школа была закрыта в 1938.

Но даже после переезда ребе из Любавичей в Ростов-на-Дону, а потом в Ленинград и Нью-Йорк, население села было в значительной части еврейским. По переписи 1939 года в селе проживало 1069 евреев, что составляло более трети населения.

Все кончилось внезапно.

И трагически.

19 июля 1941 года, на 28-ой день войны Любавичи были захвачены фашистами.

В немецкой прессе писали, что Любавичи являются священным городом для евреев: «святым городом Иеговы, раввинов и ритуальных убийств».

В ноябре 1941 года все еврейское население села было собрано вместе, и разделено на две колонны – одну, в которой были молодые мужчины, а также – женщины и дети – вывели в лес и расстреляли. Вторую, состоявшую из стариков, пригнали в Рудню, где старых религиозных людей подвергали пыткам, и потом тоже расстреливали. За ноябрь 1941 года было расстреляно более 800 Любавичских евреев - все еврейское население села.

Из рассказа Марфы Лаврентьевны Давыденковой, жительницы села (рассказ полностью взят ОТСЮДА

«На нашей улице было очень мало русских домов. Все наши соседи были евреи: Брис, Розины, Каганы, Левитины, Шур, Рубины и многие другие.

После замужества я жила в городе Ломоносове Ленинградской области. Летом 1941 ехала на лето домой, в пути в городе Витебске, я узнала о войне. С двумя детьми и братом-десятиклассником я добралась до Рудни, где нас встретил отец с лошадью.

На 27-е сутки после начала войны в Любавичи пришли немцы, и жизнь остановилась. Появились полицаи и постоянный безысходный страх. Жители сидели в домах как тараканы, забившиеся в щели и ждали, что будет.

Мой муж был на Ленинградском фронте, а брат сумел уйти в лес к партизанам.

В начале ноября 1941 года евреев стали собирать в одно место, но они разбегались. Их снова собирали. Сбор был на Шиловской улице, на выгоне, где пасли обычно скот. Но немцы и полицаи с евреями обращались хуже, чем со скотом. Непослушных расстреливали на месте.

Днем 4 ноября колонну евреев погнали к месту расстрела. Старых, ослабленных, а также тела расстрелянных на месте сбора, везли на телегах. Местным жителям запретили в этот день выходить из дома. В тот день расстреляли 483 еврея. Позднее на этом месте расстрелы и захоронения продолжались.

Удалось скрыться нескольким детям, в том числе нашему соседскому восьмилетнему мальчику Мееру Кагану. Его мать готовила мальчику побег. С ним была запасная смена белья, баночка масла и хлеб. Но мать не сказала сыну самого главного, чтобы он бежал не к людям, а подальше от Любавичей, в лес, в поле. Меер бежал, полз и добрался до нашего огорода, где его забрал полицай. То же произошло и с другими детьми. Их собрали в один дом, потом расстреляли, тела бросили на тела расстрелянных матерей и родных.

Оставшиеся в живых русские жители ждали, что после евреев будут расстреливать семьи партизан и коммунистов, которые были во всех семьях. Такие расстрелы были, но всех расстрелять не успели.

В период моего детства разговорным языком в местности вокруг Любавичей был идиш, и я его знала».

Постскриптум. После конца.

Ныне в селе Любавичи руднянского района Смоленской области проживает 460 человек. Состав населения – русские и белорусы. Евреев среди жителей Любавичей нет. Остались только памятники невинным жертвам нацизма. И старые могильные камни на старом еврейском кладбище.

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DarkElf (11.10.2014 16:27:07)
Ну, я там был в марте и брал бамперно.)))
putnik67 (22.09.2014 14:07:39)
Тайник взяли 20.09.2014. Зачем нужен именно "подготовленный внедородник и болотоходы" - непонятно. Все очень доступно и на обычной пузотерке (на 2-х улицах по деревне грунтовая дорога) и до кладбища - пешком по огороженной тропинке.
Посещение тайника оставило непонятное впечатление. Это место - часть нашей великой истории и великих трагедий. Однако все действительно очень закрыто. Двор Любавичских ребе за огромной стеной и огромным забором. Дом ребе закрыт (были в 3 часа дня). Местные на нас смотрели очень подозрительно и с удовольствием рассказывали о церкви, а как только мы начинали расспрашивать о евреях и доме ребе, есть ли в нем музей - сразу закрывались ("не знаем что у них там, видим - ходят и сегодня были"). На кладбище полное ощущение того, что ты тут лишний. Все надписи на иврите и иногда на английском. Выкопаны ямки, видимо под забор. Наверно его тоже будут облагораживать и будет ли оно доступно для свободных посещений - неизвестно. Но возможно, на все есть свои причины... Мавзолей был закрыт, тел.на двери написан, звонить не стали. Тайник на месте, правда пень уже почти совсем развалился. Отметились, поменялись. Ушли...
DarkElf (08.03.2014 23:25:35)
djin-sv (06.06.2013 22:25:54)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.