Островецкий район: край исторических и культурных достопримечательностей, живописных природных ландшафтов — регион, где столетиями переплеталось искусство белорусского и литовского народов. Во второй половине XVIII века в Ворнянах был создан уникальный историко-архитектурный ансамбль, занимающий важное место в истории белорусского градостроительства. Это яркий пример удачной реализации большого архитектурно-планировочного построения, определившего решение центральной части поселения на многие десятилетия.
Ворняны впервые упоминаются в 1492 году. С XVI века поселение принадлежало старому шляхетскому роду Абрамовичей, из которого вышли многие государственные и военные деятели, участники общественно-политического движения в Беларуси, Литве и Польше.
Большое строительство развернулось в Ворнянах в середине XVIII века. На территории около 5 гектаров был создан обширный ансамбль главной площади на основе идей регулярности в планировке и застройке. Площадь примыкает к основной улице деревни, являясь отрезком шоссе на Островец, и ориентирована своей главной осью на парк с водоемом. Её протяженность по главной оси более 300 м. Площадь имеет форму трапеции, расширяющейся к парку. Такие внушительные размеры открытого пространства в центре поселения не имеют аналога в практике белорусского градостроительства XVIII—XIX веков. Здесь же в большом масштабе нашло применение местное "образцовое" строительство с использованием экономичной жилой секции.
Протяженные стороны площади были отведены под жилую застройку. Каждая сторона получила по 8 одинаковых, симметрично расположенных, типовых одноэтажных жилых домов, объединенных между собой каменными стенками с арками проездов во дворы. План дома представлял собой прямоугольник со сторонами 7,5х16 метров. Заканчивая строй застройки, на углу площади и улицы были поставлены двухэтажные объемы гостиницы и корчмы. У них первый этаж был каменный, второй — деревянный.
Жилые дома создали цельный и единообразный фронт застройки обеих сторон площади. Фасад домов был выполнен из камня, остальные части дома – из дерева. Здания были расположены фронтально, что обусловило характер их внутренней планировки. Средняя часть с входом была отведена под сени и кухню, а жилые комнаты сгруппированы по сторонам. Возможно, одна из частей дома отводилась под жилье, а другая под производственное помещение ремесленника. Продольная стена, как и стена главного фасада каждого дома, была выложена из кирпича: в ней проходили дымоходы.
До нашего времени хорошо сохранились плебания, дом аптекаря, здания северной части застройки: дома № 3-17 и бывшая корчма. К сожалению, утеряны некоторые угловые постройки, разобраны некоторые стены с арками между домами. Всё это, конечно, снизило эстетическое восприятие застройки. Плебания и дом аптекаря были построены в 1770 году из кирпича. Они представляют собой двухэтажные прямоугольные в плане строения с высокими крышами. Фасады ритмично расчленены широкими лопатками и прямоугольными оконными проёмами. Планировка зданий анфиладная.
В 1767-1769 годах архитектором Казаковским на деньги владелицы местечка Марии Абрамович был построен Георгиевский костёл. Святыня была задумана как композиционная доминанта уникального ансамбля застройки центра Ворнян.
Храм расположен на продолженной планировочной оси трапецеподобной площади и замыкает её стереоскопическую перспективу, усиленную диагональным разворотом поставленных по бокам костёла симметричных зданий плебании и аптеки. Фасад костёла очень похож на германовичский. Утончённый пропорциональный строй композиционно-независимых от общей тектоники храма главных фасадов был характерен для многих святынь завершающей фазы барокко.
Основной акцент в ансамбле сделан на художественное оформление главного двухбашенного фасада костёла, которое отличается пластичностью и ажурностью силуэта. Его углубленная центральная часть завершена двухъярусным фронтоном. Трёхъярусные четвериковые башни имеют вогнутую поверхность простенков между связками угловых пилястров, что создаёт впечатление тонких падающих теней. Башни сильно вытянуты, что придаёт динамичность их композиции.
Архитектурный декор костела представлен слоистыми пилястрами, профилированными карнизами. Стремление вертикальных линий успокаивает мягкий рисунок текущих абрисов.
Неф святыни разделён системой пилястров и спаренных подпружных арок на две части. Над нартексом расположены органные хоры с пластичным волнообразным абрисом ограждения.
Костёл дважды подвергался реконструкции: в 1880 и 1908 годах; отлично сохранился и открыт для верующих.
К противоположной, западной, стороне площади примыкает парковый массив, разбитый на берегу водоема. Дворцово-парковый комплекс Абрамовичей был создан во второй половине XVIII века. Двухэтажный каменный дворец и два симметричных деревянных флигеля образовывали полуоткрытый парадный двор. Территория парка отделялась от площади каменной оградой с воротами, от которой к костёлу вела липовая аллея. Комплекс был почти полностью разрушен в годы Первой мировой войны. Сейчас от него остались лишь несколько хозяйственных построек и трёхэтажная кирпичная псевдоготическая башня начала XIX века. Башня расположена на острове, попасть на который можно лишь по подъёмному мостику. Нечасто увидишь в Беларуси такое конструктивное решение моста.
Заслуживают вашего внимания отлично сохранившееся здание водяной мельницы (N 54⁰ 43.814 E 26⁰ 01.137), а вот памятник Василию Ивановичу Чапаеву, много лет "украшавший" площадь перед костелом, летом 2005 года был убран.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: