Парензана [MS/12379]

Тоннель
Тоннель
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Техноген
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Хорватия
Истрия р-н
Ближайший нас.пункт
Завершье
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Рейтинг
Нашли: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Виадук
Виадук
Завершье
Завершье
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Seriy Volk
Создан: 27.07.2012
Опубликован: 10.08.2012
(отредактирован: 24.12.2020)
Компаньоны: Kesha&Ko

Описание окружающей местности

Начало 20 века. Мировая индустриализация начинает проникать в более отдаленные от столиц уголки. Таково веление времени: Европа, пусть еще неявно, но готовится к мировой войне.

... Дз-ынь!!! Это колокольчик отправляющий поезд со станции. Гудок паровоза, и небольшой U-37, начинает разгоняться, уходя в туннель со станции Грожнян. Здесь у Грожняна один из самых длинных туннелей на дороге, около 200 метров. Но сильно составу не разогнаться - мощность локомотива где-то 200 лошадок, а скорость более 30 км/ч развить поезду не удается. На подъемах же скорость не бывает больше 10 км/ч. Можно выйти и пробежаться до ветру, ибо в вагонах туалетов нет. Главное не увлечься и не отстать от поезда...

Это Парензана ( по-итальянски ) или Поречанка (по-славянски), романтическая, как нам сейчас кажется, узкоколейная железная дорога из Триеста в Пореч. Тогда, 100 лет назад, никакой романтики не было. В материковой Истрии вообще не было никаких путей сообщений. Только горные тропы и грунтовки, размываемые в дождь. Для развития региона просто необходима была железная дорога. Пусть даже узкоколейная (из соображений экономии), она способствовала развитию торговли между сельскохозяйственными городками на холмах и портами на Адриатическом море.
Дорогу построило правительство Австро-Венгрии. Ее протяженность 123 километра. Насыпь с узкой колеей петляет среди холмов, стараясь добраться до городков на их вершинах: Грожняна, Завершье, Мотовуна и других. Для этого построено 9 туннелей, 6 виадуков, 11 мостов. Общая протяженность туннелей - полтора километра. В каждом вагоне было по 30 сидячих мест, они освещались масляными лампами, в вагонах были балконы, а туалетов, как я уже сказал, на было.
Но не только до ветру выпрыгивали пассажиры во время следования. Летом вдоль полотна росли фруктовые сады, якобы ничейные. А еще, особенно в первые годы существования ветки, мощности локомотива не хватало на подъемах, и народ, кто посильнее, выходил толкать состав. На ранних же этапах трагически выяснились другие просчеты проектирования, например климатические. При движении вдоль побережья известный ветер Бора (Борей), который с огоромной силой дует с вершин вниз, несколько раз просто сдувал вагоны с рельс, иногда с человеческими жертвами.
Затем появились паровозы, так называемой, Р-серии, помощнее. Но, все равно, по нашим меркам это игрушки: в 60-е года они оставались только на детских железных дорогах, да и то не везде.
ХХ век - век скоростей, и их явно не хватало Парензане. Этим активно пользовались безбилетники, заскакивая и соскакивая на ходу.
Около 30 станций было на ветке, в 30-е годы к некоторым из них уже подходила дорога с твердым покрытием. Необходимость в узкоколейке уменьшалась с каждым годом.

...Туннель, арка, мостик. Отъехали из Грожняна - самой высокой точке пути - 293 метра. Слева крутой склон вверх, укрепленный каменной кладкой от осыпания. В одном месте кладка неплотная - хорошее место для тайника. Справа крутой склон вниз, к долине Мирны.
Очередная остановка - село Констанжика - ничего особенного, только Мотовун показался на другом берегу Мирны. Приближается следующая остановка. Башенка показалась на холме и городок. Ух! А башенка-то наклонена, может это уже итальянская Пиза? Да нет, на здании вокзала написано "Завершье"...

Когда-то здесь стоял форт Римской империи, археологи нашли могилы с надписью на Латыни, остатки римской дороги. Письменное упоминание городка относится к 1102 году как о собственности Аквилейского патриархата (ветвь католической церкви), а в 1348 году Завершье (Završje) переходит к Венецианской республике, на целых 500 лет.
В 16 веке эти земли на аукционе покупает семья Контарини и будет владеть им 300 лет, до прихода Наполеоновских войск.
Городок превращается в замок, в неприступную крепость с двумя рядами стен, которые частично сохранились. Доминанта замка - это храм девы Марии Розарио с наклоненной на 40 см к северу колокольней, постороенный в конце 18 века на месте старого храма. Внутрь храма свободно не пройти, но по информации там есть древние статуи и сосуды.
Над вратами городка есть барельефы с оружием Кантарини, говорящие о том, что мирной жизнь эти триста лет не была.
Из-за ухода отсюда итальянцев в 1945 году, городок опустел и пока не восстановился ни как жилой, ни как туристический. Из людей мы видели только реставраторов более нового костела, который стоит на краю, там где парковка.

... Поезд ждать не будет, мы снова трогаемся. Вокзал остается позади, это здание доживет до наших дней. Опять входим в туннель, потом еще один, и вот вперели большой каньон. Над ним проложен акведук в несколько высоких арок, пожалуй здесь мы спрыгнем с поезда. Где-то в арке спрятан ларец с сокровищами. Дождемся когда последний вагон скроется и пойдем искать.
Поезд стучит колесами вдали. Следующая остановка Опрталь - еще один симпатичный городок, который ждет своего тайника. А затем паровозик начнет спуск - ему надо пересечь пойму реки Мирны, чтобы опять начать набирать высоту в сторону Мотовуна. А там уже и до Пореча недалеко...

В 1935 году по Парензане поезд прошел последний раз. Истрия была под властью Италии во главе с Муссолини. На это раз подготовка шла ко Второй Мировой войне. Рельсы разобрали и повезли а Африку для какой-то тактической железной дороги. Но, по иронии судьбы, военный транспорт затонул в Средиземном море, не захотели рельсы служить войне.
Построена дорога была на совесть. Все туннели в рабочем состоянии, каменная кладка крепкая - коробочку не спрячешь. Арки виадука - монолит, мы с трудом нашли место для тайника.
Но надо сказать Парензана не забыта. Туристическая страна Хорватия огранизовала на бывшей насыпи большой велосипедный маршрут, который стал очень популярен у байкеров всей Европы. Из Буйе до Ливады, а то и дальше можно проехать по указателям на велике или скутере. На 4-х колесах въезд на многие участки запрещен. В-общем, правильно, развернуться на насыпи крайне трудно.
Приезжайте, чудесные ландшафты на фото Вам обеспечены!!

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

lega4 (23.12.2018 11:49:16)
Прошло пять лет... тут не то что туризмом, тут вообще жизнью-то особо не пахнет. Если бы не машины со свежим номерами и не дым из пары труб, легко можно было сказать, что это деревня-призрак. Курятник из кузова легковушки, одинокие коты, здания с пустыми оконными и дверными проемами...
Интересно, как автор вообще это (и соседние) место нашел - нормальные люди сюда в свою первую (да и вторую) поездку по Европе явно не поедут.
Туннели и виадук на месте, однако, капсулы нет. Спуск к арке уж очень опасный, особенно в дождливую погоду.
Слово из четырёх букв нынче напечатано на баннере прямо у парковки, однако прогуляться по этому месту вне времени все равно рекомендуется.
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.