Эта серия рассказывает об известных и неизвестных ростовских достопримечательностях, людях, событиях, происходивших в этом городе за всю его историю. Этот рассказ – о самом старинном здании современного Ростова-на-Дону. О церкви армянского монастыря Сурб-Хач.
Предыстория
14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было, якобы, для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Однако же ни один политический шаг (а особенно переселение тридцати тысяч человек за тридевять земель) не делается из доброты душевной. А делается он, как правило, из холодного расчёта, над которым усердствуют лучшие государственные умы. А расчёт был таков. Общество Крымского ханства было расслоено. Крестьянами и ремесленниками были в основном армяне, а крымские татары составляли другие классы, гораздо менее «трудящиеся». Лишив, по сути, презренное ханство рабочей силы, основы экономики, Екатерина II стремилась его ослабить, чтобы в дальнейшем ликвидировать турецкого вассала и аннексировать Крым. Что через три с половиной года и произошло.
Но вернёмся к нашим армянам. В 1779 году, забрав с собой всё ценное и дорогое, погрузившись на подводы, 30000 человек армянского населения полуострова снялось с насиженных мест и устремилось из солнечного плодородного Крыма, где растёт сладкий виноград, в промозглое Приазовье Российской Империи… Из-за неразворотливости и халатности имперской бюрократии их путь продолжался более полутора лет. На своём долгом, нелёгком пути анийской ветви армян пришлось оставить тысячи могил. В пункт назначения пришло менее 13 тысяч…
В 1781 году, измученные долгим переходом, армяне осели на донской земле, основав город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сёл (сейчас в составе Мясниковского района РО). И началась у этих людей совсем другая жизнь. Но памятуя о родном Крыме, об оставленных городах и сёлах, армяне увековечили крымский период своей истории в названиях вновь образованных населённых пунктов и новых церквей.
Монастырь Святого Креста
Ростов-на-Дону был основан более чем на тридцать лет ранее прихода сюда армян из Крыма. Однако самым старинным сохранившимся зданием современного города является именно армянская постройка – это церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Монастырь основал архиепископ Иосиф Аргутинский (в миру князь Аргутинский-Долгорукий) ещё в 1783 году, возведение церкви начали в 1786-м. Дело происходило в семи километрах к северу от тогдашнего Нахичевана. Почему так далеко и почему именно здесь? Монахи, как известно, любят уединение. Видимо, поэтому монастырь решено было основать вдали от мирской суеты. Выбор места был обусловлен редкой для данной равнинной местности высотой. Ведь главный храм донских армян долженствует господствовать над окрестностью. А ещё (и это главное!) здесь бьёт родник, чистота и вкус воды которого в здешних местах столь же редки, как и возвышенность монастырского кургана. Строительство завершилось через 6 лет, в 1792-м. На территории монастырского комплекса были учреждены школа, библиотека, с 1790 по 1796 годы работала первая на Юге России типография.
В каком стиле было построено здание храма сегодня нам не известно, так как в 1862 году оно было основательно перестроено. В настоящем здании нет ни крупицы армянской архитектуры. Стиль его более всего походит на византийский, но не соблюдается полностью. К Сурб-Хачу ведёт каменная лестница с лавочками для отдыха пожилых прихожан. Спустившись по ней от церкви вниз, можно попасть к святому источнику Салых-Су. На роднике сооружено строение, подобное часовне. В нём были установлены картины, перед которыми паломники зажигали свечу и молились. Сам родник образует купель и небольшой водоём, который здесь принято называть «маленьким морем». Но две сотни лет тому назад здесь не было никакого водоёма: с южной стороны от храма было ущелье, через которое был переброшен деревянный мост, ведущий в красивейший монастырский сад. Само святилище было удивительно богатым на святыни. Самой великой из них (которая и послужила основой строительства и нарекания) считался большой хачкар, который, как предполагается, был с анийцами ещё со времён исхода из Армении.
Ночи длинных ножей Сурб-Хача
У стен Сурб-Хача захоронены знаменитости ушедшего времени. Это поэт, публицист и философ-материалист Микаэл Налбандян; классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэл Патканян и многие другие. Здесь же похоронены двое из настоятелей монастыря, архимандриты Арутюн Аламдарян и Адам Тер-Никохосян, убитые разбойниками в монастыре.
Нужно отметить, что монастырь Сурб-Хач в XIX веке представлял собой великолепное место для нападения. Во-первых, своим уединённым положением (семь вёрст до города!), во-вторых, совершеннейшей непроглядностью местности из-за обилия зелени, в-третьих, множеством путей отхода. Но монастырь привлекал к себе внимание грабителей в первую очередь тем, что по расхожим предвзятым убеждениям располагал несметными богатствами. Да и монахи тогда пренебрегали средствами защиты, всё больше уповая на защиту Святого Креста.
Первой жертвой стал архимандрит Аламдарян в майскую субботу 1834 года. Выбив двери, запертые на одни лишь слабые засовы, семеро разбойников вошли в монастырские покои и приветствовали спящих выстрелом из пистолета. Потом всех связали и начали искать деньги. Всех, да не всех. Архимандрит Аламдарян вступил с разбойниками в неравный бой и одного даже «вырубил», но был смертельно ранен и через 15 дней скончался, проповедуя людям любовь и мир.
Разбойники же, не найдя денег, взяли шубы и ещё какие-то монашеские тряпки. Но тут же всё в ужасе побросали и дали оттуда дёру на трёх каретах. Почему? Потому что среди ночующихся в монастыре пребывал некто столяр Аветик. И перепугался он разбойников до такой степени, что спрятался в печи. Когда разбойники зашли в его комнату и не увидели хозяина сапог и одежды, подумали, что тот уже рванул за помощью. И обделались пуще столяра! Некоторых из этих персонажей полиция позже разыскала.
Архимандрит Тер-Никохосян также погиб от рук грабителей и тоже ночью, но на полвека позже – во вторник 3 апреля 1888 года. Охочие до наживы несознательные граждане перерезали ему горло широким кухонным ножом. Товарищи эти найдены не были, но похищенные окровавленные деньги обнаружились бог знает где, у матушки одного из убийц.
Наши дни
Монастырь до наших дней не сохранился. Остался только цветущий парк с фонтаном, облагороженный родник Салых-Су, длинная каменная лестница, поднимающаяся от этого источника вверх по монастырскому кургану. И, конечно же, храм Сурб-Хач. Но и в этом здании с 1972 по 2000 год существовал Ростовский музей русско-армянской дружбы, насчитывающий более 10000 экземпляров. Здание было возвращено церкви лишь в начале этого столетия. Сегодня церковь монастыря Сурб-Хач является памятником истории и архитектуры федерального значения.
При работе над описанием была перелопачена "Википедия" и изрядно истрёпана книга Ерванда Шахазиза "Новый Нахичеван и новонахичеванцы".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: