Идея открытия в Чебоксарах Научно-технического музея истории трактора принадлежит Президенту «Концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину. Экспозиция музея, которая разместилась на площади более 1,5 тысяч кв. м, даёт полное представление об истории становления и развития российского и мирового тракторостроения. Фонды музея формируются не только из документов, макетов тракторов, фотографий, что само по себе уже ценно, но и подлинных образцов тракторной техники отечественного и зарубежного производства, эксплуатировавшихся как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Экспонаты разместились на двух площадках: открытой и закрытой. Здесь представлены колесные, гусеничные, промышленные, трелевочные тракторы. Уже завезены и размещены в музее 18 машин. Это «Фордзон-Путиловец», выпускавшийся с 1924 по 1933 годы на ленинградском заводе «Красный Путиловец». Во второй половине 20-х годов прошлого века это был самый распространенный в стране сельскохозяйственный трактор, заменивший лошадей с сохой. Именно с него началась механизация ручного крестьянского труда в советской России. В 1934 году ему на смену пришел трактор «Универсал» того же завода. С него в отечественном тракторостроении началась эра выпуска пропашных тракторов. Трактор с керосиновым двигателем и металлическими колесами был первой отечественной продукцией, экспортируемой за границу. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных тракторных заводов. Были построены: Сталинградский тракторный завод - в 1930 г. (выпускал тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод - в 1931 г. (тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод - в 1933 г. (гусеничные тракторы С-60). За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40% их мирового производства. В годы Великой Отечественной войны выпускалась не только военная техника, в частности был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы тракторные заводы появились в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре. За сто лет развития отрасли тракторы из громоздких неповоротливых машин, требующих большого количество топлива и немалых человеческих усилий, превращались в мобильные средства, без которых немыслима ни одна отрасль народного хозяйства. Из сельского хозяйства трактор перебрался в промышленность. В конце прошлого века столица Чувашии стала столицей промышленного тракторостроения. В начале 70-х годов началось строительство одного из крупнейших тракторных заводов мира. В 1975 с конвейера Чебоксарского завода промышленных тракторов (ныне ОАО «Промтрактор») сошел первый трактор Т-330. Тяжелая бульдозерно-рыхлительная и трубоукладочная техника Промтрактора, ведущего предприятия Концерна «Тракторные заводы», успешно работает на предприятиях топливно-энергетического комплекса, в золотодобывающей, нефтегазовой, угольной, горнорудной отраслях, строительной индустрии и дорожном хозяйстве. Каждый экспонат музея трактора уникален, в том числе и привезенный из-за океана «Мак-Кормик», выпущенный в 1936 году в Чикаго. Посетители музея могут не только увидеть воочию американский трактор, но и потрогать его руками. Американская техника по праву занимает почетное место в экспозиции музея, потому что именно она дала в свое время толчок развитию российского машиностроения. После победы Октябрьской революции страна остро нуждалась в сельскохозяйственной технике, но о разработке собственного образца из-за отсутствия опыта и недостатка времени не могло быть и речи. В то время самым распространенным, самым простым и самым дешевым в мире считался легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917 года. Его и решили поставить на серийное производство. Для этого шесть новых тракторов разобрали до последнего винтика и тщательно обмерили все детали, а затем перенесли на чертежи. Испытав детали на твердость и проведя металлографический и химический анализы, подобрали соответствующие материалы и установили технологию изготовления. Работу провели настолько качественно, что когда завод стал получать из Америки некоторые детали, они были полностью взаимозаменяемыми с нашими. Более того, технология производства на «Путиловце» в некоторых случаях оказалась даже совершеннее американской. Этот факт вовсе не означает, что наши инженеры умели только копировать чужие изобретения. История русского тракторостроения ведет отсчет с 1879 года, когда крестьянин из Саратовской губернии Федор Абрамович Блинов получил патент на "Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам". Эта конструкция стала прародителем современных тракторов с гусеничным ходом. Федеральный исследовательский испытательный центр машинострения передал в дар музею истории трактора 9 уникальных образцов колесных и гусеничных тракторов, являющихся памятниками науки и техники. Специалисты Концерна сейчас реставрируют эти тракторы: «ХТЗ-7» 1950 года выпуска, «Т-28», выпущенный в 1958, известный как «Владимировец», трактор-макет «А-45А», «Универсал-2», «ДТ-20» и др. Первый чебоксарский бульдозер Т-330, современные тракторы Т-75 М, КМЗ 012 уже заняли свои почетные места в экспозиции музея.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: