Своё знакомство с городом Ленском, я начал с прогулки по набережной и осмотром скульптурных композиций, взирая на Великую русскую реку Лена. Затем, прогулявшись по Бульвару В.М. Ягнышева до фонтана и памятник В.И. Ленину, незаметно я попал к входу в городской парк.
ГПКиО г.Ленск
Городской парк культуры и отдыха расположен в центральной части города Ленска. Это небольшой сосново-лиственный участок естественного леса, который был выделен в парковую зону в конце 70-х.
Городской парк является излюбленным местом отдыха ленчан, а также местом празднования многих национальных праздников, таких как «Масленица» и «Ысыах».
На территории парка имеются скамейки, детские площадки, площадка аттракционов, летняя сцена, в центральной части располагается фонтан.
На окраине парка по ул. Таёжная уютно располагаются городская библиотека, детская музыкальная школа и историко-краеведческий музей, который я непременно посетил и осмотрел все разделы и композиции.
После осмотра поинтересовался бытом местных народов, историей города и историей самого музея…
Ленский историко-краеведческий музей
Историческая справка
Историко-краеведческий музей г.Ленска был открыт 27 августа 1977 года. Его организовала целая группа энтузиастов-подвижников в число которых входили известные в городе люди: П.В. Юдаков, К.И. Усман, П.Н. Кудрявцев, Э.С. Кириллов, О.С. Гаврилова, А.В. Жмыров и А.А. Чуварков.
В день открытия музея, перед его посетителями предстало 180 экспонатов. Первым научным сотрудником музея была Марченко Алла Васильевна.
Музей сегодня
Музей сегодня – хранитель, пропагандист культурных, исторических, национальных ценностей. Экспозиции музея представляют историю города и района. В настоящее время в музее работает 6 разделов: этнографический, раздел флоры и фауны, русская изба, якутский быт, современный раздел и раздел нумизматики. Основной фонд музея на сегодня составляет 1235 единиц хранения. Посетители музея – жители, гости города и района, школьники, воспитанники детских садов и студенты.
В последние года музей работает по программе «Истоки», в рамках которой в разделе «Русская изба» проходят обрядные праздники, «Рождественские встречи», «Проводы зимы», «Масленица», «Кликанье весны» и другие. Каждый год на базе музея проводятся районные и городские научно-практические краеведческие конференции различной тематики: «Мы за здоровый образ жизни», «375 лет Якутии вместе с Россией».
На современном этапе музей – это не просто хранилище исторически ценных экспонатов, это культурный центр города, работающий во взаимодействии с учреждениями культуры, предприятиями, школами и детскими дошкольными заведениями.
Посетив музей, я продолжил свою прогулку.
В центральной части парка, возле фонтана, моё внимание привлекло три интересных столба с каллиграфической резьбой, выполненной в национальном стиле. На вершине столбов вырезаны три фигуры: птица, лошадь и кувшин (чорон). Столбы были увешаны ленточками, которые выдавали о недавнем проходившем здесь празднике «Ысыах», о котором мне так же поведала экскурсовод музея…
Национальный праздник «ЫСЫАХ»
Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа саха – это «Ысыах»». Якутски «Ысыах» связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. Ленский районный Ысыах проводится в селе Беченча (национальная деревня), расположенном на правом берегу р. Нюя, где проживают 762 человека, а также в городском парке г.Ленска и некоторых других местах. Беченчинцы считают своё село, если не райским уголком, то одним из красивейших мест республики.
Ысыах – это типичный культовый праздник возрождения природы. Прародино летнего кумысного праздника является степи Центральной Азии. Когда-то наши предки со своим скотом и скарбом кочевали по бескрайним степным просторам. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и других. Например, кропление праздничной тюсюлгэ (площади) во время торжественного ритуала открытия праздника, устройство тенистого полукруга из молодых берёзок – чэчир для сидячих рядом почётных лиц и гостей праздника, организация спортивных игр, конные скачки и т.д.
Первые сведения о весеннем празднике можно встретить уже в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он, в частности, отмечал, что у якутов в году всего лишь один праздник, который они справляют весной с большой торжественностью: разводят костры и поддерживают их, пока длится праздник, в большом количестве приготавливают кумыс (напиток из кобыльего молока), который используют для возлияний, так же всех гостей праздника угощали этим действительно богатырским напитком.
В старину ритуал открытия праздника совершал Белый Шаман (Айыы Ойуун). Его сопровождали 8 невинных девушек и 9 невинных юношей. Ритуал кропления кумысом с молениями божествам Айыы и духам земли приурочивали к восходу солнца. Обращение к небесным божествам Айыы, от которых зависело благополучие народа, было главным моментом праздника.
Ысыах, как календарный праздник, был неразрывно связан с традиционно-хозяйственной деятельностью якутов. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов, - делить год на две половины: зимняя (осень, зима) и летняя (весна, лето).
Существование своеобразной границы между старым и новым, прошлым и будущим носило своё выражение в якутском Ысыахе. Якуты справляли Ысыах в день летнего солнцестояния с 21 по 22 июня и называли его праздником наступления нового года. Они отмечали его как праздник обновления, рождения природы и человека. Ысыах был связан с добрым, светлым началом и, конечно, надеждами на будущее. После долгой затяжной зимы народ саха мог вместе собраться и повеселиться на празднике от души: кумысопитие, национальные игры, борьба, конные скачки, состязания олонхосутов, а самое главное – круговой танец осуохай, тянущийся до утра. Праздник, по преданиям, мог длиться до 9 дней. После Ысыах все дружно выходили на сенокосные работы.
Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли своё творческое развитие в современном Ысыахе. Указом Президиума Верховного Совета Якутской – Саха ССР от 17 мая 1991 г., день 21 июня объявлен национальным праздником Ысыах.