Построить фуникулер в Киеве планировали еще во второй половине XIX века. Даже был утвержден проект инженера из Австрии фуникулера на паровой тяге, который должен был соединять Почтовую и Европейскую площади (на Александровском спуске – сейчас Владимирский спуск). Но этот фуникулер так и не был построен, а вместо него здесь пустили первый в Российской империи и второй в Европе электрический трамвай (1892г.). Электрический трамвай Киева [VI/10031]
Идея нынешнего фуникулера, соединяющего Михайловскую (Верхний город) и Почтовую площадь (Подол), принадлежала инженеру путей сообщения, директору правления Московско-Казанской железной дороги Артуру Адольфовичу Абрагамсону, а конструкторскую документацию разработали инженер Николай Пятницкий и архитектор Александр Барышников. Проектные работы проводились на протяжении 1902 – 1904 гг., а строительство было завершено в мае 1905-го. Виадук сооружался по передовой для того времени технологии – с использованием железобетона. Он практически без перестроек служит и сегодня!
До начала ХХ века с Подола в Верхний город можно было добраться по узким извилистым тропинкам, а позже по проложенным деревянным лестницам или пешком по крутому Андреевскому спуску, что было не так то просто. Нужен был быстрый и удобный способ сообщения между двумя частями Киева. Выдвигалось несколько проектов подъемников и фуникулеров различных типов в разных местах (в том числе и на Андреевском спуске), но все они не имели никакого продолжения, кроме одного – проекта инженера Артура Абрагамсона. Фуникулер начали строить в местности, которую раньше называли урочище Чертово Беремище. Возможно, этим путем был протащен Перун и сброшен в воды Днепра. Средневековые хроники повествуют о ведьмах, слетавшихся сюда в середине XVII столетия, к стенам доминиканского монастыря. В начале XIX века местность была застроена, и о былых страхах никто не вспоминал. Длина маршрута тогда составляла около 200 метров, и фуникулер не доходил до Почтовой площади как сейчас, а только до улицы Боричев Ток, откуда до Контрактовой площади ходил трамвай. Первоначально планировалось провести фуникулер до Почтовой площади, но на пути была частная усадьба, владелица которой потребовала слишком большую сумму в качестве компенсации за снос имения и разрешение провести фуникулер по ее территории, поэтому фуникулер тогда не довели до Почтовой площади.
Строительство фуникулера обошлось владельцам киевского трамвая – Бельгийскому акционерному обществу (владельцу трамвайных линий во многих городах Российской империи) в сумму около 200 тысяч рублей, но благодаря огромному интересу киевлян и гостей города к необычному транспортному средству, вложенные в строительство средства быстро окупились, и фуникулер принес довольно существенную прибыль.
Все механическое оборудование и тележки вагонов были сделаны в Швейцарии, имевшей богатый опыт в создании фуникулеров и канатных дорог. Вагоны приводились в движение с помощью двух электродвигателей (один из них – запасной) напряжением постоянного тока 500 В и мощностью каждого в 65 лошадиных сил (прибл. 50 кВт). Вагоны вмещали в себя по 65-70 человек и двигались со скоростью 2 метра в секунду.
В 1928 году проводили ремонт фуникулера, во время которого, при замене каната, верхний вагон сорвался вниз и столкнулся со вторым вагоном. Обошлось без человеческих жертв, но вагоны были разрушены полностью. Рабочие КЗЭТ им. Дзержинского (тогда – завод имени Домбаля) сделали новые вагоны практически с нуля, постаравшись не изменить заложенного принципа механики. В это же время фуникулер продлили на 38 метров до Почтовой площади (а точнее до нынешней улицы Петра Сагайдачного). В нынешнее время через улицу напротив нижней станции находиться Церковь Рождества Христова на Почтовой площади. [VI/9863]. Это продление стало возможным после революции, когда хозяев усадеб на Боричевом току выгнали из своих домов. В доме, который находился на пути фуникулера, устроили вестибюль нижней станции и проделали выход-коридор в сторону Днепра вместо одного подъезда здания. В таком необычном виде фуникулер просуществовал около 50 лет.
В конце 30х годов, после обратного переноса столицы Украины из Харькова в Киев, фуникулер чуть было не разрушили. Тогда коммунисты-чиновники хотели обосноваться в Верхнем городе, для чего разрушили Михайловский монастырь Трагедии и блеск Михайловского золотоверхого монастыря [VI/9304] и Трехсвятительскую церковь, на месте которой в 1939 году построили здание ЦК КП(б)У (сейчас – МИД Украины). На месте Михайловского Златоверхого монастыря также планировалась постройка подобных сооружений. Вместо фуникулера хотели сделать помпезную парадную лестницу с огромной статуей Ленина. К счастью, эти бредовые идеи не были воплощены в жизнь до конца, и фуникулер остался на своем месте. Правда причина отмены столь грандиозных градостроительных планов была ужасной – война.
В 1958 году была произведена еще одна реконструкция подъемника, во время которой полностью поменяли оборудование машинного зала и были реконструированы вагоны.
После визита областной инспекции в начале 70-х институт «Киевпроект» приступил к разработке возможных вариантов решения проблем фуникулёра. К 1976 году институтом были разработаны три проекта – реконструкция существующего фуникулёра, замена фуникулёра на эскалаторный подъём, и сооружение скоростных лифтов. Предпочтение, как известно, отдали всё же фуникулёру.
Реконструкция была проведена в 1984 - 1986 гг., во время которой на 5 метров была удлинена верхняя станция, полностью перестроена нижняя, заменён канатовёдущий шкив, прослуживший верой и правдой почти 80 лет. И после третьей реконструкции вагончики фуникулёра до сих пор радуют глаза киевлян и туристов. Сейчас фуникулер опять подвергается опасности, но на этот раз со стороны «бизнесменов-строителей», которые ведут строительство возле фуникулера, а также со стороны чиновников городской администрации, которые выдали разрешения на эти стройки. На Почтовой площади, слева и справа от фуникулера ведется строительство гостинично-офисных комплексов с подземными паркингами, несмотря на то, что стройка здесь запрещена (склоны Владимирской горки входят в охранную зону заповедника «Древний Киев» Парк Владимирская горка. [VI/9864] ). Скоро эти гостиницы полностью закроют собой фуникулер, и станет невозможным, как раньше, любоваться панорамой Подола. К тому же, что самое ужасное, из-за стройки, склоны стали оседать (местные горы имеют слабые, склонные к оползням грунты), и фуникулер, который и без того нуждается в серьезной реконструкции, вообще может быть разрушен. Фуникулер не смогли уничтожить ни коммунисты, ни фашисты, но, возможно, его смогут разрушить наши с вами современники – ничтожные люди, которых интересует только быстрая прибыль, а последствия их не волнуют.
Киевский фуникулёр является одной из известных достопримечательностей Киева, но используется в основном для повседневных поездок. Поездка в одном направлении длится 2,5-3 минуты, интервал движения в дневное время – не более 7 минут, стоимость проезда аналогично стоимости проезда в трамвае.Ежедневно перевозится от 10 до 15 тысяч пассажиров.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: