Город Советск, что расположен в Кировской области, имеет богатую и интересную историю. Поселение было основано в давние времена местными марийцами-черемисами как крепость Кука́рка. Согласно местной легенде поселение было столицей князя Чумбылата (XII век), национального героя марийцев. В ходе русской колонизации марийского края в 1594 году на месте поселения была образована русская слобода Кукарка. Она состояла из нескольких дворов вокруг деревянной церкви, окруженных высоким частоколом и глубоким рвом.
В течение нескольких веков Кукарка была большим торговым и ремесленным селом. Богатые лесные угодья способствовали развитию плотничества и различных кустарных промыслов. Искусные кукарские плотники и столяры славились по всей России: они участвовали в строительстве Петербурга и Архангельска, работали на судостроительных верфях, в Перми и сибирских городах. Большим спросом пользовались изготовлявшиеся здесь телеги, сани, плетеные корзины.
Но главным богатством и достопримечательностью Кукарки всегда были разработки камня - песчаника и известняка - «опоки», который очень удобен в строительстве в качестве бута и в виде тесаных, хорошо поддающихся обработке плит. «Опочный камень из Жерновогорских каменоломен, что в Ильинской волости» был хорошо известен с XVI в. Село Жерновые горы в окрестностях Кукарки, лежащее на левом берегу Пижмы вблизи устья, уже тогда было центром добычи камня, который шел вначале преимущественно на изготовление жерновов.
В XVI в. у Жерновых гор стоял небольшой Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, основанный в 1594 неким Макарием. По грамоте 1609 монастырь был пожалован пашенной землёй, перелогом и зарослями вниз по Вятке, по обе её стороны рыбными ловлями и сенными покосами до Пижемского устья, и переправой через Вятку. Этот факт стал причиной разорения и разрушения монастыря черемисами (1609), которые отобрали грамоту у старцев. После 1609 г. монастырь был переведён в слободу Кукарку под защиту острога на высокую гору за речкой Кукаркой и стал основой для Кукарского Покровского монастыря. В советские годы на месте церкви построили городскую баню, которая уже давно не действует. Сохранились лишь старые фотографии Жерновогородской церкви.
Около 1700 г. была выстроена первая в Кукарке каменная церковь Покрова Богородицы. С 1765 г., после упразднения монастыря, церковь стала кладбищенской. Она стоит и сегодня на высокой Монастырской горе, откуда открывается замечательный вид на почти весь одноэтажный, тонущий в садах городок и на заливные пойменные луга, среди которых вьется лента реки. Вдали по зеленому склону рассыпаны кубики домов Жерновогорья. Где-то на горизонте угадывается место Пижемского городища - древнейшего поселения в этих местах, существовавшего еще в VII-III вв. до н. э.
Покровская церковь - единственный в городе памятник древнерусского зодчества. Этот небольшой, скромный храм с обобщенными, как бы изглаженными временем деталями органически вписывается в окружающий пейзаж. Основной материал, из которого выстроен храм, - «опочный» камень, определил характер его архитектуры. Но вне зависимости от происхождения форм Покровская церковь - один из самых идиллических храмов Вятского края. Особой поэтической настроенности у её стен способствует и окружающее церковь старинное кладбище. Под кронами деревьев, словно под сводами музейных помещений, хранится множество могильных памятников - единственная в своем роде коллекция «каменносечной хитрости» местных умельцев. Наиболее ранняя из известных намогильных плит была установлена здесь еще в 1616 г.: «Лета 7124 июня 3 дня преставился раб божий схимонах Николай Кошкиных». Сбоку на ней читалась несложная криптограмма, составленная путем замены одних букв другими: «Камень резал и сие писал сын его черный поп Елисей Кошкиных». Эта древняя плита наводит на мысль о том, что кладбище и церковь при нем существовали здесь еще задолго до перевода монастыря из Жерновых гор. Особенно много сохранилось на кладбище надгробий первой половины XIX в., среди них целая серия плит с орнаментом, включающим декоративный круг, - традиционный в народном искусстве мотив «солнца», широко распространенный в деревянной резьбе. Его можно встретить не раз и сегодня на воротах и в наличниках окон домов на улицах Советска.
Мягкий, хорошо поддающийся обработке местный известняк широко применялся не только для изготовления намогильных памятников. В Кукарке издавна был развит сравнительно редкий камнерезный промысел. Каменные львы работы местных мастеров украшают ворота домов в Вятке и Слободоком, куда наряду с Казанью сбывался не только «опочный камень», но и изделия из него. В самой Кукарке вплоть до XX в. дожила традиция камнерезного искусства: на одном из домов на ул. Ленина, которому не более семидесяти лет, красуются каменные львиные маски в замках над окнами. Многочисленные очень выразительные львы, выполненные в условных, обобщенных формах, хранятся в местном музее.
Не отставали от каменотесов и резчики по дереву. Поздние отголоски этого широко распространенного здесь традиционного искусства то и дело проглядывают на фасадах домов, выстроенных даже в наше время. Они придают определенное единство облику всего города, будь то дорога, ведущая к кладбищенской церкви, или улицы, примыкающие к центру.
Был в Кукарке и женский Кукарский Успенский монастырь, впервые упоминается в 1678 г., но в 1740-х годах упразнён. От монастыря осталась Успенская церковь, теперь приходская.
Середина XIX в. была временем расцвета древней торговой слободы Кукарки, купечество которой разбогатело на торговле хлебом, лесных промыслах, камнеразработках. В центре слободы выросло несколько больших церквей, в одну из которых в 1869-1870 гг. писал иконы ученик К. Брюллова, известный впоследствии польский художник Андриолли, живший тогда в вятской ссылке (сейчас иконы хранятся в музее). «В слободе имеется пять каменных церквей, 65 каменных лавок, 75 - деревянных. В слободе много тротуаров, сделанных из камня серяка и опоки, и даже дворы у многих зажиточных обывателей выстланы камнем. Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которые наполняют уездные города, а многие дома города по величине и архитектуре могли бы служить украшением губернскому городу», - так писали о Кукарке в 1870 г.
Издавна славилась Кукарка еще одним художественным промыслом - плетением искусных кружев. Существует легенда о том, что плетению кружев из льняной пряжи научила кукарских женщин еще в XVIII в. голландка, жена плотника, посланного Петром I на обучение в Голландию и вернувшегося в Россию с женой-иноземкой, поселившегося с нею в Кукарке после того, как он бежал с воронежских верфей. Кукарские кружева, вязавшиеся из очень тонких льняных нитей, всегда отличались особой тонкостью и изяществом рисунков. Словно сама природа выткала эти фантастические переплетения, складывающиеся в бесконечно разнообразные орнаменты и особенно четко рисующиеся на очень редком ажурном фоне крупноплетеной «решетки». Земская школа кружевниц была организована здесь в 1893 г., и ее изделия с самого начала пользовались постоянным признанием на всех отечественных и международных выставках. Не раз скромные кукарские кружева завоевывали международные золотые медали и дипломы. Древние традиции и сейчас продолжают развивать мастера художественной школы кружевниц и артели «Кружево».
Познакомиться с природой, историей, важными людьми города и района, их культурой, бытом и ремеслом можно в замечательном районном краеведческом музее, он в прошлом году отпраздновал 100-летний юбилей. Открыт 16 июня 1910 г. по инициативе любителя-краеведа А. С. Лебедева. Музей располагается в бывшем здании Спасо-Преображенской церкви 1752 года постройки, в 1930-е оно было частично разрушено, пристроены дополнительные площади. До музея в здании находился районный дом Культуры.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: