Со строительством моста было связано появление нового города, которому суждено было впоследствии стать одним из крупнейших в Сибири. День закладки первого камня в железнодорожный мост через Обь — 20 июля 1893 года — считается датой рождения Новосибирска.
История возникновения Новосибирска была связана с двумя событиями, имевшими место в конце XIX века. Первое из них произошло в конце августа 1891 года, когда в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котором приняли участие три крупных имперских чиновника: начальник Управления по сооружению железных дорог МПС К. Я. Михайловский, действительный статский советник, генерал В. И. Березин (будущий подрядчик) и командира изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецки. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил Роецки, и приняли окончательное решение рекомендовать линию пересечения Оби по местному броду для скота. Так было определено место под строительство первого железнодорожного моста через Обь в районе села Кривощековское.
Второе событие произошло в Петербурге 16 февраля 1893 года во время второго заседания Комитета Сибирской железной дороги под председательством Великого князя Николая Александровича. Там было рассмотрено соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь больше не обсуждалось.
30 апреля 1893 года в село Кривощековское прибыла первая партия рабочих-железнодорожников. Свой поселок они построили на свободном правом берегу, там же позднее выросла железнодорожная станция «Обь». 28 декабря 1903 года в рексрипте N 747-47 Государь Император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень (Кривощековская слобода, располагавшаяся на противоположном берегу Оби, не вошла в его состав). Подлинник документа был подписан Исполняющим должность Управляющего Кабинетом Его Величества генерал-майором Рыдзевским.
Мост через Обь у села Кривощеково на 1328-й версте Западно-Сибирской дороги строился по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, выдающегося инженера-строителя и ученого в области строительной механики. Мост имеет девять пролетов. Пролеты лежат на каменных опорах из местного гранита, заложенных на гранитном ложе реки.
Н.А. Белелюбский в верхнем строении моста применил полупараболические фермы с опорной стойкой и одним криволинейным поясом, с двухраскосной системой решётки ферм. Двухраскосная система ферм, обладая высокой жёсткостью, уменьшает длину панели и облегчает вес частей моста, а присутствие опорной стойки в ферме упрощает устройство опорного узла и опорной рамы и облегчает конструирование сопряжений опорной поперечной балки с фермами. Кроме того, Н.А. Белелюбский внёс усовершенствование в конструкцию моста, заключающееся в устройстве «свободной проезжей части». Эта система стала известна в мировой практике мостостроения как «русская система».
Стальные конструкции мостовых ферм общим весом в 270 тыс. пудов были изготовлены на Урале, на Боткинском заводе, под руководством подрядчика инженера В.И. Березина. Фермы возвышаются над меженным (низким) горизонтом Оби на 17м.
Мост строился 4 года и стоил около 2 млн. рублей. 28 марта 1897г. комиссия министерства путей сообщения под председательство профессора Н.А. Бенелюбского проводила испытания моста. На мосту одновременно находилось 4 паровоза, весом 51,5 т каждый. 31 марта было открыто рабочее движение по мосту и 5 апреля 1897г. железнодорожный мост, построенный в рекордно короткие сроки, был сдан в эксплуатацию. А из поселка строителей моста вырос огромный город, нынешняя столица Сибири – Новосибирск.
В 2002 году мост был разобран, один из его пролетов был перенесен на берег и служит теперь памятником этому уникальному сооружению, столь много значившему для Новосибирска.
Парк "Городское начало" возник в связи с установкой одной из старых ферм первого железнодорожного моста через Обь на набережной в качестве памятника. В свое время старые фермы были заменены на новые, и лишь одну было решено сохранить. Долгое время это место набережной очень сложно было даже приблизительно назвать парком. В связи с установкой в 2012 году памятника Александру III это место значительно преобразилось. После установки памятника было выполнено мощение, проложены новые дорожки, проведена работа по реконструкции газонов. Был сделан пандус для инвалидов, установлены скамейки и разбиты газоны.
Раньше на месте этой аллеи была тропа, протоптанная теми, кто стремился попасть на набережную с Красного проспекта. Теперь тропа "узаконена": выполнено мощение, расставлены фонари и лавочки с урнами, разбиты цветники. Главный плюс установленных лавочек - это то, что сиденья деревянные.
Была сделана "река" - мощение тротуара голубой плиткой. Дорожки, пересекающие "реку", оформлены "мостами". Раньше был один "мост", теперь их стало несколько.
Перед старой фермой железнодорожного моста в 2012 году установлен памятник Александру III. Российский император как бы смотрит в сторону железной дороги, указ о создании которой он подписал, а также в сторону города, который впоследствии родился от строительства этой дороги.
Высота памятника составляет 13 метров - на восьмиметровый гранитный постамент установлена пятиметровая фигура императора, выполненная в бронзе. Автором последней является скульптор Салават Щербаков. На постаменте размещен герб Российской Империи. Ниже находятся табличка с посвящением "Императору Александру III" и цитата из высочайшего рескрипта императора о начале строительства Транссибирской магистрали.
Источник информации: Баландин С. Н., Железнодорожный мост через Обь // Новосибирск. История градостроительства 1893 - 1945 гг. — Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1978. — 136 с.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: