Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета (НГАТОиБ) - театр федерального подчинения. Первый спектакль состоялся 12.05.1945 года (опера "Иван Сусанин" М.И. Глинки).
Сегодня здание Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета (НГАТОиБ) — символ нашего города, опознавательный знак, эмблема его архитектуры и культуры. Оно находится в центре исторического ядра Новосибирска, на его главной площади — площади имени В. И. Ленина, являясь одновременно главным зданием Центрального района города и самой площади. В самом расположении здания театра сказалась историко-культурная традиция русского градостроительства размещать театральные здания как храмы искусства в самом видном месте города с приданием сооружению ведущей градостроительной роли в планировочной структуре его центральной части. Театр в Новосибирске занял центральное место, замыкая своими контурами ряд улиц города, выделяясь в его панораме своим характерным силуэтом и крупным масштабом.
При выборе места для здания театра в Новосибирске не возникало сомнений о необходимости его расположения только в центре города, в его историческом районе. Театральные работники были убеждены, что только в этом случае театр будет успешно участвовать в культурной жизни города.
Здание театра оперы и балета в Новосибирске имеет сложную объемную структуру и силуэт, большую массу и крупный градостроительный масштаб. Необычен его архитектурный образ, как и необычны его проектирование, строительство и реконструкция. И все это было обусловлено в значительной степени необычностью социального заказа на сооружение этого здания и хода культурной революции в стране, в Сибири, в самом Новосибирске...
Строительство здания началось в 1931 (закладка первого камня 22.05.1931). По первоначальному. проекту художника Большого театра СССР М.И. Курилко, архитектора-художника Т.Я. Бардта, архитектора А.З. Гринберга - Дом науки и культуры, грандиозное сооружение с уникальными размерами зрительного зала и параметрами сцены, с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа. Предполагалось монументальное сооружение, где должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Большая сцена театра предназначалась также для проведения революционных праздников: колонны демонстрантов трудящихся страны Советов, проходя по площади, со знаменами в руках должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене. На этой гигантской сцене могла помещаться и техника - машины, трактора. По данному проекту зрительный зал должен был иметь 3000 мест.
К 1933 г. сооружение в основных конструкциях поднялось над городом в самом его центре. Архитектура театра была выполнена в стиле конструктивизма ("авангарда"), занимающего в те годы основные творческие позиции в среде зодчих. Но изменилась формальная направленность архитектуры в стране. Лозунг декоративного обогащения и следования классическим образцам в архитектуре был императивно указан зодчим. В результате этого проект был изменен во 2-й Московской архитектурной мастерской академика А. Щусева, и с 1936 строился театр оперы и балета. Окончательно проект театра был разработан под руководством В.С. Биркенберга и инженера-конструктора Л.М. Гохмана. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже (1937).
В 1941 году здание театра было практически готово, но с началом войны, строительство законсервировали. Во время войны в здании хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда (Третьяковской галереи, Павловского дворца и др.). Изредка использовалась и сцена для проведения концертов - здесь выступал в годы войны Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (Ленинградская филармония находилась в эвакуации в Новосибирске).
В 1942 году правительство СССР принимает решение о срочной достройке театра. В феврале 1944 года приезжает правительственная комиссия, и здание сдается в эксплуатацию. Сразу же начинается формирование труппы.
14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М. И. Глинки "Иван Сусанин". Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о "Большом театре Сибири".
Здание театра является памятником истории и архитектуры. Общая площадь здания - 11837,8 кв. м., объем - 294 3400 куб. м - превышающий объем здания Большого театра России.
С точки зрения инженерного искусства театр является исключительно сложным сооружением. Самая уникальная часть здания - конструкция купола диаметром 60 м, высотой 35 м. Купольное перекрытие без контрфорсов и ферм впервые было применено в строительной практике Европы. Кровля купола - тысячи железных чешуек серебристого цвета.
Пространственная композиция здания объединена ритмом мощных пилястр, переходящих в монументальный двенадцатиколонный портик главного фасада.
Размеры сцены соответствуют общим масштабам здания. Глубина сцены 30 м, высота до колосников - 29,5 м. Предусмотрен пожарный занавес. Первоначально этот занавес состоял из пемзобетона, весом 72,5 т. Во время реконструкции (2003 г.), он был заменен на новый, облегченный, весом 32 тонны.
До реконструкции большой зал театра насчитывал 2000 мест, концертный зал - 450 мест, малый зал - (верхняя сцена) 150 мест. Большой и концертный залы связаны центральным кольцевым фойе.
С 14 апреля 2004 года по 14 декабря 2005 года Большой зал, фойе 2 го этажа и сценическая коробка театра были закрыты на ремонт, реставрацию и реконструкцию.
После ремонта и реконструкции число мест в большом зале стало 1774 (вместе с местами для инвалидов-колясочников), в концертном - 375.
Особый архитектурный прием использован в решении верхней части интерьера большого зрительного зала - мощная галерея над амфитеатром, которая обрамляет площадь живописного плафона с хрустальной люстрой диаметром 6 метров и весом около 2-х тонн.
Оригинален потолок зрительного зала - своеобразный акустический экран из прессованного картона. Пространство между колоннами верхней галереи заполнено 16 скульптурами - копиями произведений античных мастеров.
Здание театра является памятником архитектуры и охраняется государством». (Здание признано памятником архитектуры федерального значения - Пост. СМ РСФСР От 04.12.74 №624).
Источник информации:
Книга «Новосибирск: что остаётся в наследство…» посвящена истории строительства и архитектуре здания Новосибирского театра оперы и балета, которое сегодня является памятником истории и культуры. Адресована всем, кто интересуется историей нашего города. Авторы: Сергей Николаевич Баландин, Владимир Сергеевич Баландин. 1990 год.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: