Саратов-Центральный — международный аэропорт города Саратова. Расположен в северной части города (в городской черте) на Соколовой горе.
Преимущественно используется авиакомпанией «Саравиа» для выполнения рейсов по территории России (Москва, Екатеринбург, Сочи, Сургут), странам СНГ (Ереван) и дальнего зарубежья (Анталья, Прага, Стамбул). С июня 2012 года аэропорт обслуживает чартерные авиарейсы греческой авиакомпании Astra Airlines в Салоники.
Первый аэродром в Саратове был создан в 1912 году на месте современной улицы Навашина и южной части Ботанического сада СГУ.
Аэродром на нынешнем месте был основан в 1931 году для проведения авиационных работ в интересах сельского хозяйства. Позднее был построен аэровокзал и Саратов-Центральный стал обслуживать пассажирские авиаперевозки[2].
В 1933 году открыты почтовые линии (на самолётах У-2) Саратов — Марксштадт — Воскресенск — Вольск — Хвалынск, Перелюб — Ивантеевка — Пугачёв — Балаково — Вольск.
В 1934 году Волжским территориальным управлением ГВФ была открыта почтово-пассажирская линия Астрахань — Сталинград — Саратов — Самара — Казань и обратно, общей протяженностью около 1700 км с ежедневными полётами. В каждый рейс загружалось около 500 кг груза или четыре пассажира и 150 кг почты. Билет для пассажира Сталинград — Саратов, Саратов — Самара стоил 95 рублей, а 1 кг багажа — 1 руб. 20 коп. В том же году открыта почтовая авиалиния по Саратовскому краю (Саратов — Петровск — Балтай — Черкасское — Саратов).
С 1935 года и до 1941 года выполнялись пассажирские рейсы на самолётах «Сталь-2», «Сталь-3» и Р-5, в том числе по линии Саратов — Москва — Саратов.
27 апреля 1935 года приказом № 9 ГУ ГВФ в Саратове образован 242-й авиационный отряд (АО) специального применения.
С 1936 года в авиаотряде было создано санитарное авиазвено. На самолётах У-2, оборудованных специальной кабиной, размещался носилочный больной в лежачем положении.
В предвоенные годы 242-й авиационный отряд занимал одно из ведущих мест в Московском Управлении ГВФ[3].
В годы Великой отечественной войны аэродром использовался в том числе и для транспортировки лёгких десантных планёров А-7 конструктора О. К. Антонова к линии фронта. Планёры отцеплялись от буксирующих самолётов и в свободном полёте бесшумно пересекали линию фронта. Успешно миновав зенитные батареи, планёры А-7 сбрасывали груз в заранее условленном месте, либо осуществляли посадку на замаскированные аэродромы в тылу врага[4].
После войны, во второй половине 1940-х, авиарейсы из Москвы (аэропорт «Быково») выполнялись на аэродром «Разбойщина» (ныне аэродром «Сокол»), так как он был лучше оборудован по сравнению с аэропортом «Центральный»[5].
По состоянию на 1949 год выполнялись рейсы (на самолётах Ли-2): Москва (аэропорт «Люберцы») — Пенза — Саратов, Минеральные Воды — Саратов — Куйбышев, Харьков — Саратов[6]. Стоимость авиабилета от Москвы до Саратова составляла в 1949 году 215 рублей (тогда средняя зарплата по СССР составляла 569 рублей)[7].
До 2013 года аэродром принимал также самолёты Ан-12.[9]
Авиационные происшествия в аэропорту Саратов
В 1970 году при заправке самолета Ан-24Б Горьковского ОАО (бортовой номер СССP-46241) произошел пожар. Самолёт полностью сгорел. Пострадавших не было.
1 декабря 1971 года в 13 км от аэропорта при заходе на посадку в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу самолёт Ан-24Б Саратовского авиаотряда. Погибли все 57 человек, находившиеся на борту. Причиной катастрофы стал полёт в условиях обледенения в облаках (при отключенной антиобледенительной системе)[10].
10 марта 1976 года при заходе на посадку в простых метеоусловиях самолет Ан-24РВ Уфимского ОАО грубо приземлился на торец
ВПП с последующим отделением, выкатыванием и разрушением конструкции. Пострадавших не было. Причиной авиационного происшествия явилось предельное отклонение по глиссаде и преждевременное снижение, допущенные экипажем при заходе на посадку, а КВС имел перерыв в летной работе 2 месяца.
Интересные факты Саратовского аэропорта
18 марта 1981 года в аэропорту Саратов совершил посадку самолет ИЛ-18 с бортовым номером СССР-75540. Выполнив свой последний полет самолет был установлен в качестве памятника у торгового центра[11].
13 июля 2014 года перед зданием аэропорта в качестве памятника[12] был установлен самолет Ан-24Б с бортовым номером RA-46331, трудившийся в Саратовском объединённом авиаотряде.
Перенос саратовского аэропорта
С 1980-х обсуждается вопрос о переносе саратовского аэропорта «Центральный» в другое место (относительно короткая ВПП не имеет возможности удлинения ввиду ограниченности территории аэропорта, а расположение аэропорта в черте города, ставшее следствием расширения территории Саратова, является потенциально опасным).
Аэропорт предлагалось перенести на военный аэродром в городе Энгельс и эксплуатировать его совместно с военными, однако обнаружились некоторые проблемы, связанные прежде всего с секретностью (на авиабазе дислоцируются стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95) военной базы, а также с экологическими проблемами («керосиновые кольца»). Было решено от данной идеи отказаться.
Позднее началось рассмотрение вариантов строительства нового аэропорта за чертой города.
По итогам открытого конкурса, проведенного в ноябре 2007, министерство транспортного развития Саратовской области подписало контракт на проведение изыскательских работ по выбору площадки под строительство нового аэропорта Саратова с ООО «Прогресстех». Рассматривались три площадки: Свинцовка(Татищевский район Саратовской области), Сабуровка (Саратовский район), Радищево (Новобурасский район, на развилке автодороги Базарный Карабулак — Вольск в 50 км от Саратова). Весной 2008 года была выбрана площадка в Сабуровке[13]. Расстояние по прямой от нынешнего до проектируемого аэропорта составляет 20 км (на северо-восток).
К середине 2011 года завершён выкуп земельных участков под строительство аэропорта[14]. Строительство начато 10 октября 2012 года. Новый аэропорт может быть построен в течение 3-5 лет; ориентировочная стоимость строительства — 15 млрд рублей. Из федерального бюджета может быть выделено до 2015 года около 4 млрд рублей, из областного бюджета — около 4,8 млрд рублей, остальные средства — около 6,2 млрд рублей — должен привлечь частный инвестор. В ходе корректировки подпрограммы «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (реализация которой продлена до 2019 года), Росавиация предложила предусмотреть в федеральном бюджете субсидии на строительство саратовского аэропорта в размере 7,284 млрд рублей, в том числе в 2012 году — 500 млн рублей, в 2015 году — 700 млн рублей, в 2016 году — 835 млн рублей. Авиакомпания «Саратовские авиалинии» заявила, что после постройки нового аэропорта она по-прежнему намерена базироваться в существующем (старом) аэропорту[15].
Предполагается, что новый аэропорт также будет иметь название «Центральный»[16].
Саратовские экологи подвергли критике проект строительства аэропорта вблизи Сабуровки[17].
В августе 2013 года сообщено о возможной корректировке проекта нового аэропорта с целью включения в его состав аэровокзала (в существующем проекте аэровокзал не предусмотрен, и пассажирам придётся регистрироваться в старом аэропорту, после чего приехать в Сабуровку). Кроме того, будут изменены характеристики покрытия взлётно-посадочной полосы, чтобы она смогла принимать все типы самолетов. На месте строительства аэродрома снят растительный грунт, выполнена планировка взлетно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, начаты работы по установке ограждения аэродрома и строительству командно-диспетчерского пункта[18].
Планируется построить два автодорожных подхода к новому аэропорту: «Северный» будет начинаться от трассы «Саратов — Сызрань», «Южный» — от нового моста через Волгу в районе поселка Дубки. В перспективе предусмотрено соединение с улицей Симбирской города Саратова, что позволит создать новый выезд из города на объездную дорогу между поселком Юбилейный и микрорайоном «Солнечный-2»[19].
В сентябре 2013 года СМИ сообщили, что основным претендентом на выполнение работ по строительству нового саратовского аэропорта является компания «Ренова»[20].
Транспорт
До Саратовского аэропорта можно добраться автобусным маршрутом 90 и маршрутными такси № 13, 31, 45, 65, 89, 115.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: