Глеб (в крещении Давид), младший сын киевского великого князя Владимира Святославича (Красное Солнышко). Был убит в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, своим старшим братом Святополком Окаянным. Глеб и его брат Борис стали первыми русскими святыми, канонизированными в лике мучеников-страстотерпцев.
Предыстория Междоустобицы между братьями-Рюриковичами начались с самого начала, насколько это было возможно. Разве только сам Рюрик не враждовал со своими братьями Синеусом и Трувором (если это вообще были его братья - что далеко не факт). Сын у Рюрика был один - Игорь (Старый) и ему воевать было не с кем. Хотя, есть версии, что к смерти Олега Вещего, который был фактически великим князем при Игоре, тот приложил свою руку. У Игоря так же был один сын - Святослав. И вот уже в следующем поколении князей начинаются братские междоусобицы. Владимир Святославич, фактически не имея прав на киевский престол (он был рожден не в браке) убивает Ярополка, родного брата по отцу. Да, Владимир совершил много великих деяний. Да, он сделал главное - крестил Русь. Да, его по праву канонизировали. Но именно с него начались междоусобные драки за власть. Именно он посеял зерно будущих войн за киевский престол. Войн, которые после него были в каждом поколении. Сначала между братьями, затем между линиями, затем между представителями разных поколений княжеского дома.
Накануне 1015 год. Святополк. Старший сын. По многим версиям даже не родной, а принятый - его настоящий отец Ярополк, убитый Владимиром в первой междоусобице. В 1013 году, Святополк, будучи наместником Владимира в Турове, пытался восстать против Владимира, но тот узнает об этом и сажает Святополка в погреб.
Ярослав. Княжит в Великом Новгороде - второй стол после Киева. Будучи уговорен новгородскими боярами, решается на неподчинение Владимиру и не отсылает в Киев новгородскую дань.
Мстислав. Княжит в далеком Тмутараканском княжестве.
Святослав. Древлянский князь.
Борис. Князь Ростовский. Накануне смерти Владимира был послан с войсками защищать землю от набега печенегов.
Глеб. Младший сын. Князь Муромский.
Ситуация складывается следующим образом. Святополк, как старший после Владимира Рюрикович, по лествиничному праву должен занять киевский стол. Но Святополк находится в опале. Ярослав, занимает второй по значимости стол - Новгородский - откуда прямая дорога в Киев. Но и Ярослав уже в опале и, возможно, не подведи Владимира здоровье, через год началась бы киево-новгородская война. Борис и Глеб, младшие дети Владимира, прав на киевский стол в ближайшем будущем не имеют. Но являются любимейшими детьми Владимира. И именно Борису, Владимир и желает передать великое княжение.
1015 год Умирает князь Владимир. И в дело вступают киевские бояре. Они, не оповещая никого о смерти Владимира, вытаскивают из острога Святополка и делают его великим князем киевским. Но Святополк и его подручники понимают, что его рейтинг (выражаясь современным языком) ниже плинтуса. Что он в опале не только у Владимира, но и у большинства населения. И первым своим шагом он избавляется от Бориса и Глеба - именно от них, поскольку они имеют самую высокую поддержку среди киевских бояр. Следующий шаг - убийство Святослава, как ближайшего из братьев и война с Ярославом, за которым стоял Новгород, а значит и весь север страны.
Убийство Глеба Глеб, в отличие от Бориса, жил в то время в своем городе - в Муроме. И чтобы избавиться от него, его надо было выманить. Для этого, Глебу был послан гонец, известивший его о смерти княза Владимира. Путь из Мурома в Киев в то время был возможен только по рекам. То есть для того, что бы поехать из Мурома на юг, необходимо было сначала плыть на север. Под Смоленском в то время была "пересадка" из волжского бассейна в "днепровский" бассейн. Именно там ждало Глеба известие от Ярослава о намерениях Святополка. Но Глеб то ли не поверил Ярославу, то ли не придал большого значения его словам, но возвращаться в Муром не стал, а продолжил путь. И в паре киллометров от Смоленска, на речке (тогда еще речке) Смядынь был зарезан собственным поваром. Тело Глеба бросили на берегу, там же, где было совершено убийство: «И положили его в дубраве, между двумя колодами, и прикрыли, и рассекли кораблец его, и отошли убийцы злые». Здесь тело Глеба пребывало в течение долгого времени, пока Ярослав не повелел перенести его в Вышгород и похоронить с честью возле церкви Святого Василия, рядом с телом его брата Бориса.
Канонизация Точное время канонизации святых Бориса и Глеба остается неизвестным. С уверенностью можно говорить об их официальном церковном прославлении с 1072 г.: 20 мая этого года князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи совместно с митрополитом Георгием, русскими епископами, киевскими игуменами и священниками и в присутствии множества народа перенесли мощи святых братьев в новую вышгородскую церковь, построенную Изяславом. Новое перенесение мощей состоялось 2 мая 1115 г.
При этом можно говорить о том, что почитание Глеба началось ранее, чем почитание его брата Бориса, чему, вероятно, способствовало перенесение его мощей при Ярославе со Смядыни в Вышгород. Так, ко времени торжественного перенесения мощей в мае 1072 г. тело святого Глеба уже находилось в каменном саркофаге, в то время как тело его брата Бориса оставалось в деревянной гробнице и только во время самих торжеств было переложено в каменную. Не менее показателен и тот факт, что когда в 1095 г. частицы мощей святых братьев были перенесены в чешский Сазавский монастырь, местная хроника отметила факт перенесения останков «святого Глеба и его товарища», даже не назвав по имени Бориса.
Святые Борис и Глеб стали первыми канонизированными русскими святыми. Очень скоро их почитание стало общерусским. Более того, почитание братьев быстро перешагнуло границы Руси: известно о том, что их память уже в XII—XIII вв. почитали в Византии, Сербии, Чехии, Армении и других странах.
Ныне церковная память святого Глеба празднуется 2 мая и 24 июля (вместе с братом Борисом), 5 сентября (отдельно), а также в Соборах Владимирских, Рязанских, Смоленских, Тульских святых.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: