Территория в районе современного города Арциз и его окрестности были заселены давно. Об этом свидетельствуют имеющиеся на берегу реки Чаги, западнее Арциза, четыре скифских кургана. В одном из них раскопано погребение воина IV в. до н. з., где найдены золотая чаша и воинские доспехи (шлем и панцирь, железный меч, стрелы, наконечники копья и др.). К югу и западу от города обнаружены три гетских поселения I—III вв. и III—IV вв. нашей эры{История и археология юго-западных областей СССР начала нашей эры. М., 1967, с. 199.}. Жители села Червона Глинка близ Арциза до сих пор находят на своих огородах греческую керамику, курительные трубки и старинные монеты.
Причерноморские земли от Истра-Дуная до Борисфена-Днепра именовалась Землей Ахилла, а от Истра до Тираса-Днестра - Гетской пустынью. Геты, или как их именовали римляне даки, были прежде всего скотоводами, занимались они и земледелием, охотой, виноградарством и виноделием. Вино очень любили и, подобно скифам, употребляли его в неразбавленном виде. С приморскими греческими городами геты то воевали (хотя не владели искусством осады и штурма крепостей), то торговали, но скорее война была их привычной стихией.
В первом тысячелетии до новой эры и в начале эры новой на земли этих реальных автохтонов вал за валом накатываются волны кочевников. Ираноязычные племена скифов задержались в регионе дольше всех, так что некоторые научились хлебопашеству и стали «Скифами-пекарями», а у самых южных сложилось даже государство. Они известны как «царские скифы». Общение с ними наложило отпечаток на язык местных племен, да, видимо, и на генофонд.
Проход между изгибом Карпатского венца (горная система Вранча) и Понтом Эвксинским тысячелетиями был «Воротами народов» (а еще воротами всех бед). Некоторые из стремившихся к этим «воротам» народы стремительно проходили через них огненно кровавым вихрем, чтоб тут же кануть в лету, некоторые, как гунны, на какое-то время задерживались в придунайских степях, потом уходили на запад. А иные, как пришедшие с Волги болгары, смешавшись со славянами, основали своё государство на Балканах.
Памятью от этого тысячелетия длившегося движения народов является несметное число захоронений над царями, князьями, вождями насыпали высокие курганы,- несметные сокровища их по большей части давно разграблены. Простых воинов, пастухов в мир предков отправляли лишь с боевым конем, точнее - с его копытами (мясо съедали на тризне), горшком простой пищи, луком и несколькими стрелами. В большинстве случаев время, плуг хлебопашца, бульдозер строителя сравняли курганы эти со степью.
В XIX веке газеты часто рассказывали, как крестьяне причерноморских губерний иногда забрасывали земледелие и целыми селами уходили копать курганы. Это напоминало золотую лихорадку в Калифорнии и на Аляске. Стоило одному найти золотую бляшку, как мужики окрестных деревень сколачивали артель и уходили к ближайшим курганам.
Чаще всего поиски заканчивались безуспешно — оборванный глава семьи возвращался к голодным детям, но еще долго глаза его блестели горячечным блеском. Специальных законов, охраняющих исторические ценности в земле, до конца XIX века не было; власти смотрели на подобные промыслы снисходительно, тем более, если находки и случались, они быстро проедались и пропивались в ближайших шинках, а потом неизменно поступали к власть имущим в виде взяток.
Потом золотые находки перекупались настоящими ценителями древностей. Даже Шлиман, обнаруживший знаменитую Трою, не устоял перед искушением покопаться в приднепровских курганах. В шестидесятые годы он обратился к российскому императору Александру II с просьбой о въезде в Россию, чтобы раскопать скифские курганы. На прошении император написал кратко: «Пусть приезжает, повесим!»... Нужно отметить, что в эпоху Александра II отечественная археология добилась значительных успехов и скифские курганы раскапывали уже настоящие профессионалы.
Больше всего скифские захоронения пострадали с приходом «железных коней» — тракторов. Лихие колхозники не очень церемонились с курганами, их часто распахивали, а если находили что-либо ценное, то все находки переплавлялись и выдавались, в лучшем случае, за «бабушкино наследство». Самое страшное, что отношение к археологическим памятникам мало изменилось с тех пор; наступила какая-то вседозволенность, некий современный вандализм при молчаливом игнорировании законов.
Грабители часто не только не скрываются от археологов, но, напротив, приходят поговорить и похвастаться новыми находками. В 1997 г. во время раскопок кургана у с. Прибрежное Белгород-Днестровского района Одесской области местные «предприниматели» предлагали археологам купить античные монеты, амфоры и черно-лаковую посуду. После отъезда поисковой экспедиции Одесского археологического музея они еще раз исследовали места раскопов и в одном из них заметили еле заметный угол выступающей прямоугольной плиты, которую подкопали и нашли несколько золотых бляшек.