Барсук на страже небес [VI/7711]

Ту-16
Ту-16
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калужская обл.
Ближайший нас.пункт
Шайковка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
3.93Нашли: 33
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Ту-16
Ту-16
Ту-16
Ту-16
Ту-16
Ту-16
Автор: vulkan1979
Создан: 04.05.2010
Опубликован: 30.05.2010
(отредактирован: 11.03.2021)
Компаньоны: Инструктор

Описание окружающей местности

     Ту-16 (по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский двухмоторный реактивный дальний ракетоносец-бомбардировщик. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт — заправщик, самолет РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

     Первым советским реактивным бомбардировщиком, предназначенным для решения стратегических задач, стал Ту-16. Работы по его созданию в КБ Н.А. Туполева начались в 1950 году. Конструкторский коллектив к тому времени уже имел определенный технический задел по реактивным бомбардировщикам с большой дальностью полета и быстро справился с аванпроектом. Однако, ход работ тормозило отсутствие надежного и мощного реактивного двигателя.

     В 1951 году в КБ развернулись работы по так называемому проекту <88> - среднего стратегического бомбардировщика с турбореактивными двигателями АМ-3 конструкции А. Никулина. Особенность его компоновки заключалась в том, что два двигателя были прижаты к фюзеляжу.

     В конце 1951 года первый опытный экземпляр бомбардировщика <88>, получивший обозначение Ту-16, был передан на летную базу для испытаний и доводки. 27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Н. Рыбко поднял его в воздух, а в декабре этого же года уже было принято решение о запуске самолета в серийное производство.

     Полученная при испытаниях скорость 1012 км/ч превышала указанную в техническом задании. В то же время машина не достигала нужной дальности и прежде всего по причине перетяжеления конструкции самолета. А.Н. Туполев и ведущий конструктор Ту-16 Д.С. Марков организовали работу по снижению веса. Были облегчены все не силовые элементы конструкции, что в свою очередь вызвало необходимость установить ограничения на максимальную скорость полета на малых и средних высотах.

     Усилия не пропали даром. Второй экземпляр <88> в апреле 1953 года превысил заданную дальность полета. Его масса была снижена по сравнению с первой машиной на 5,5 т.

     Серийное производство Ту-16 наладили в г. Казани в 1953 году, а год спустя и на авиазаводе в Куйбышеве (ныне г. Самара). Оно продолжалось до 1962 года. Тем временем появился двигатель АМ-3М с тягой 9520 кгс, который и был установлен на последующих образцах. Первые серийные самолеты поступили в авиационные полки в начале 1954 года, а 1 мая того же года девятка Ту-16 пролетела над Красной площадью.

     Ту-16 выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. Фюзеляж круглого сечения делился на пять отсеков. Экипаж из шести человек размещался в двух герметических кабинах, защищенных броневыми плитами и стеклами. Шасси трехопорное. Основные стойки убирались в крыльевые гондолы.

     Силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей АМ-3А или РД-3М. Их питание производилось от 27 фюзеляжных и крыльевых баков мягкой конструкции. В них можно было заправить 41400 л керосина.

     Самолет имел один бомбовый осек. В него можно было загружать бомбы до 9000 кг включительно. Прицеливание при бомбометании производилось с использованием оптического или радиолокационного прицела. Оборонительное вооружение состояло из семи пушек АМ-23 калибра 23 мм. Одна из них устанавливалась неподвижно, а остальные - в спаренных огневых установках с дистанционным управлением.

     Вслед за базовой моделью последовали носитель ядерного оружия Ту-16А и ракетоносец Ту-16КС. Последний предназначался для нанесения ударов по объектам без входа в зону действия средств объектовой системы ПВО противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые ракеты КС-1. Радиус действия Ту-16КС составлял 1800 км, дальность пуска ракет - 90 км.

     Однако такой боевой радиус не позволял решать большой круг задач и был явно недостаточен. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки топливом в воздухе. В 1955 году на испытания вышли опытные экземпляры самолета-заправщика и заправляемого самолета. После принятия на вооружение этой системы в заправщики (получили обозначение Ту-16З) переоснащались серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный бак легко снимались, летающие танкеры быстро могли быть переделаны в бомбардировщики.

     В 1955 году на испытания поступил разведчик Ту-16Р. После их успешного завершения этот самолет строился серийно в двух вариантах - для дневной и ночной разведки. В том же году конструкторы приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10С и систему наведения на базе бортовой РЛС для поражения авианосных ударных соединений. Этот комплекс поступил на вооружение в октябре 1961 года.

     С 1959 года на Ту-16 начали отрабатывать новую РЛС, значительно расширявшую боевые возможности самолета. Одновременно в ОКБ А. Микояна и А. Березняка велись работы по созданию новых крылатых ракет класса <воздух-поверхность>. В результате появился воздушный ударный комплекс К-11-16, принятый на вооружение в 1962 году. Самолеты Ту-16К-11-16 (также применялось обозначение Ту-16КСР с добавлением цифры 2, 5 или 11 в зависимости от типа ракеты) переоборудовались из ранее выпущенных машин и могли нести по две ракеты типа КСР-2 или КСР-11 на крыльевых балочных держателях. Эти КР имели дальность пуска 230 км, комбинированную систему наведения и могли оснащаться ядерной или обычной головной частью. В том же году началась разработка нового комплекса - К-26 с крылатой ракетой КСР-5, имевшей дальность полета до 400 км. Со второй половины 60-х годов он стал поступать для оснащения самолетов-ракетоносцев. Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты радиоэлектронной борьбы, также называемые постановщиками помех.

     По своим характеристикам и компоновке детище туполевцев оказалось на столько удачным, что позволило без особых проблем создать на его основе первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе.

     Поставлялся Ту-16 и в ряд зарубежных стран. Летом 1961 года 25 машин в варианте носителя ракет КС-1 были поставлены в Индонезию. К началу <шестидневной войны> Египет имел в боевом составе своих ВВС около 20 самолетов этого типа, но из-за ошибок военного руководства страны уже в первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены на аэродромах. В дальнейшем египтяне приобрели партию Ту-16К-11-16, которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года. Самолеты наносили ракетно-бомбовые удары по израильским РЛС и другим объектам, причем была потеряна всего одна машина. Восемь бомбардировщиков Ту-16 в составе иракских ВВС участвовали в войне с Ираном.

     С 1958 года начались поставки самолета в Китай. Однако после осложнения отношений с Советским Союзом китайцы организовали производство Ту-16 на своих авиазаводах. На то время он был единственным стратегическим средством нанесения ядерного удара в вооруженных силах КНР и с 1968 по 1987 год китайцы построили 120 таких самолетов под обозначением <Хун-6> (H-6D). Последние варианты были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе бортовую ЭВМ и новую обзорную РЛС.

     Ту-16 - долгожитель стратегической авиации. Только американский B-52 и советский Ту-95 могут сравниться с ним по долголетию. Часть этих машин эксплуатировалась в боевых частях до 1994 года, когда было принято решение о снятии Ту-16 с вооружения. Многие элементы его конструкции стали классическими для тяжелых бомбардировщиков. И тем не менее ему не суждено было стать основным стратегическим бомбардировщиком из-за ограниченной дальности полета

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Detroit (26.07.2024 21:28:56)
Химический брат Detroit и Vlad374 посетили тайник 18 июля. Что-то захотелось самолётик посмотреть. Автозачёт!
Автору спасибо за тайник!
Vlad374 (18.07.2024 21:55:55)
Тайник взят 18.07.2024 в компании с Detroit-ом, который решил заехать на этот вирт. Колёса нашли, слегка покрутили. Автозачет
Автору спасибо!
Альберт РокПолёт (21.07.2023 13:45:30)
Пульсар (07.06.2022 18:44:32)
ЖЖ и Chuma (11.05.2022 14:21:35)
Matisa (11.03.2021 08:41:18)
Buhubat (09.03.2021 10:50:25)
Ambush (03.01.2021 18:25:21)
Vampirella (27.02.2020 14:27:54)
КоТтабыч (26.02.2020 15:07:29)
mmm1863 (28.06.2019 13:21:25)
Fess.kl (09.06.2019 23:02:53)
zepr (13.05.2019 11:14:43)
Rogneda (14.09.2017 20:03:47)
rancho_of_joy (18.08.2017 09:16:08)
Юлишна (09.07.2017 13:15:46)
latosha и Ванчо (12.05.2016 21:49:48)
Сундук и Панда (12.05.2016 15:33:02)
Maksimich (05.03.2016 22:30:01)
sergeyvxc (16.09.2015 11:00:47)
Arilent (09.06.2014 22:31:50)
sillvirra (18.04.2014 22:36:38)
Doctor_kesh (10.11.2013 23:18:39)
djin-sv (17.09.2013 07:32:01)
GRAFGPS (03.01.2012 22:41:59)
SerYoga (07.11.2010 12:17:56)
hank (08.07.2010 21:42:18)
carpet (22.06.2010 09:46:18)
Ned Malone (07.06.2010 18:04:19)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.