Кроме всем нам знакомых и таких привычных поездов – электричек, пассажирских, товарных – стучат ещё колёсами по стыкам рельс малоизвестных, скрывшихся в глуши железнодорожных веток необычные поезда. Увы, наш скоростной век беспощадно и планомерно уничтожает всё нестандартное, не вписывающееся в его бешеный ритм, и с каждым годом таких чудо-поездов становится всё меньше. Особенно эта тенденция заметна вблизи столицы – в 2007-м ушёл в небытие чудо-поезд Черусти-Уршельский, в 2009-м закрыты и практически полностью разобраны Шатурская и Радовицкая узкоколейки. Но остался в Подмосковье ещё один примечательный поезд…
На самом востоке Московской области, в самом глухом и нетронутом уголке подмосковной Мещеры, среди живописного соснового леса пролегает необычная железнодорожная ветка Кривандино – Рязановка. Построенная в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны №3599 от 17 июня 1943 года для снабжения Москвы дровами из Радовицкого лесного массива и лесов района Шатура – Радовицы, сейчас эта ветка обеспечивает проезд редких пассажиров из Шатурского района в Егорьевский. По сей день эти 53 километра железнодорожного пути не электрифицированы. Поезд из одного плацкартного вагона по нему тянет «чмуха» - тепловоз ЧМЭ3 (подробнее здесь и здесь) – самый массовый маневровый тепловоз на железных дорогах Советского союза и России. Железная дорога была построена в кратчайшие сроки — за несколько месяцев. При строительстве использовался труд военнопленных, вблизи железнодорожной линии находятся их кладбища. О том, насколько важной была эта стройка, говорит следующий факт: для скорейшего осуществления строительства линии Кривандино — Рязановка было решено разобрать железнодорожную линию Вербилки — Большая Волга (построенную в 1930-е годы для доставки материалов и оборудования на строившуюся Иваньковскую ГЭС и другие объекты канала Москва — Волга). С линии Вербилки — Большая Волга предусматривалось взять 40 километров рельсов для линии Кривандино — Радовицы, ещё 10 километров — с лесовозных железных дорог широкой колеи. После войны линия Вербилки — Большая Волга была восстановлена.
Поначалу протяжённость ветки была примерно на 5 км больше — действовал участок от нынешней станции Рязановка до села Радовицы. На южной окраине Радовиц по первоначальному проекту предполагалось строительство центрального посёлка крупного торфопредприятия. Строительство посёлка началось, однако затем было принято решение о его переносе на 5 километров севернее. На этом месте был построен центральный посёлок, известный ныне под названием Рязановка (официальное название — Рязановский). Вплоть до 2009 года на участке Рязановка — Радовицы действовала линия узкоколейной железной дороги Радовицкого транспортного управления, пролегавшая западнее существовавшей когда-то широколейной линии. Старый посёлок вблизи Радовиц получил официальное название «Первый посёлок Рязановка». По состоянию на 2009 год, он почти полностью заброшен — от большого когда-то посёлка осталось несколько домов.
В 1976 году была открыта линия от станции Сазоново до станции Пилёво, где новая ширококолейная ветка граничила с узкоколейной Рязано-Владимирской железной дорогой. В настоящее время этот участок пути законсервирован, стрелочные переводы сняты и его дальнейшая судьба довольна туманна.
Основным грузом на железнодорожной линии Кривандино — Рязановка с момента её открытия и до 2009 года был торф. Массовая погрузка торфа велась на станциях Рязановка и Пилево, где находились мощные, полностью механизированные торфоперегрузочные комплексы. Немеханизированная погрузка торфа осуществлялась также на станции Сороковой Бор. До начала 1970-х годов погрузка торфа велась на станции Осаново.
Основным потребителем торфа являлась Шатурская ГРЭС. Подъездной путь широкой колеи на Шатурскую ГРЭС начинается на станции Кривандино, пролегает параллельно перегону Кривандино — Шатура магистральной железнодорожной линии, в 4 километрах от станции Кривандино пересекает магистральную линию по путепроводу, ещё через 3 километра отклоняется от магистральной линии на северо-запад — на территорию ГРЭС. Это позволяло исключить на всём пути следования «торфяных» составов от станций Рязановка и Пилево до Шатурской ГРЭС необходимость выхода на пути загруженной магистральной линии.
С начала 1990-х годов пассажиропоток на линии Кривандино - Рязановка резко возрос благодаря тому, что в окрестностях Рязановки появился гигантский массив садово-огородных участков. Под их размещение была выделена территория торфяного массива между сёлами Радовицы и Алфёрово (добыча торфа на ней прекратилась в 1980-х годах). Число садовых участков участков вскоре достигло нескольких тысяч. Поезд Кривандино — Рязановка, состоявший в то время из трёх вагонов, в дачный сезон нередко был переполнен.
Специально для дачников в 1991 или 1992 году был назначен пригородный поезд сообщением Москва — Рязановка. Поезд состоял из 5-7 плацкартных пассажирских вагонов, билеты продавались по обычному пригородному тарифу. Поезд был в ходу в дачный сезон, отправлялся из Москвы на Рязановку утром по субботам, из Рязановки на Москву — вечером по воскресеньям. До 1995 (по другим данным 1996 года) поезд от Москвы до Рязановки вёл тепловоз ЧМЭ3. Позже на участке Москва – Кривандино для тяги стали использовать электровоз ЧС2. В Кривандино происходила смена локомотива и дальше состав вёл ЧМЭ3. Этот вариант поезда прекратил своё существование в начале 2000-х годов, когда большинство дачников пересело на личные автомобили, да и интерес к садово-огородным делам у людей стал угасать.
В настоящее время перспективы у дороги вырисовываются не совсем понятные. С одной стороны, грузовое движение (вывоз торфа) прекращено полностью. Исключение – завоз угля для котельной и редких грузов на хладокомбинат в Рязановку. Для РЖД ветка убыточна. С другой стороны - ветка и курсирующий по ней пассажирский поезд выполняют социальную роль – только так могут добраться до своих домов не имеющие полноприводных автомобилей жители посёлков Пожога и Сазоново, к которым ведут только грунтовые дороги. В конце 2009 года был проведён ремонт пути, на станциях были установлены таблички "Остановка первого вагона", вывешены расписания. В мае 2010 года, в день закладки тайника, к поезду был прицеплен вагон-дефектоскоп для проверки рельсов пути на наличие трещин. Все эти факты обнадёживают и вселяют некоторую надежду на то, что в ближайшее время закрывать ветку не собираются.
Но не будем зацикливаться на исторических и технических подробностях. Кроме всего вышесказанного, нельзя не упомянуть о том, что поездка на поезде Кривандино-Рязановка не лишена романтики. Кривая быстро уводит от магистрального пути, и поезд, покачиваясь на стыках, входит под полог красивого, мало тронутого человеком мещерского леса, который почти вплотную подступает к рельсам. В 2006 году, когда один из авторов тайника впервые совершил поездку на этом чудо-поезде, лес настолько плотно обступал дорогу, что поездка сопровождалась постоянным шуршанием веток по крыше и бортам вагона. Выйдя из поезда, можно было с удивлением отметить, что многие шпалы сгнили, а для поддержания ширины колеи между рельсами кое-где вставлены берёзовые жерди! Некоторые остановочные пункты угадывались только по одной-двум лежащим в траве бетонным плитам, больше ничего не свидетельствовало о наличии "станции". А как волнующе и необычно среди лесной тишины услышать далёкий-далёкий шум поезда, и после долгих минут ожидания увидеть его, выплывающего из-за стены леса, как маленькое чудо!
Сейчас путь отремонтирован, негодные шпалы заменены, следов кустарного ремонта берёзовыми поленьями уже нет. Полоса вдоль пути расчищена от деревьев, и романтического шуршания веток по крыше вагона уже нет. Станции подновлены, установлены таблички, кое-где даже вывешено расписание. Но всё равно – молодые сосенки нет-нет да и пробиваются между шпал, а летом рельсы буквально тонут в ковре цветущего разнотравья… И ощущение чуда, гармонии единения техники и дикой природы остаётся здесь и по сию пору.
Кроме самой ветки, вдоль неё внимательный путешественник найдёт немало других достопримечательностей, материальных свидетелей былого. Так, например, в районе 30-го километра когда-то стоял смолокуренный завод. Сейчас от него не осталось практически ничего, но в лесу по другую сторону дороги можно найти огромные вековые сосны, чьи стволы испещрены причудливым узором надрезов, с помощью которых когда-то добывали смолу.
На станции Сазоново стоит на боковом пути целый состав из проржавевших вагонов. До 2007 года можно было наблюдать, что некоторые из них уже проросли травой и кустами! Сейчас часть этих вагонов очищена от растительности и непонятно каким образом (тормозов и крышек букс на вагонах нет) отогнана в Кривандино, оставшаяся же часть, превратившаяся, видимо, в недвижимость, по-прежнему "украшает" собой Сазоново.
А немного дальше нам удалось обнаружить два заброшенных лесных хутора, которых нет на картах. Они сохранили множество строений, некоторые из которых выглядят как недавно покинутые – сохранилась кое-какая утварь, мебель, а в одном из домов, в горнице, на почётном месте по-прежнему красуется телевизор. Неподалёку – баня, причём топившаяся по-чёрному, как привет из совсем уж глухих мест и веков. Сколько ещё сюрпризов и неожиданных открытий в этих местах ждут своего исследователя – неизвестно...
Хочется надеяться, что ветка Кривандино-Рязановка сохранит своё существование. Даже если курсирующий по ней единственный из оставшихся в Подмосковье чудо-поездов будет заменён на более экономичный рельсовый автобус РА2, ветка сохранит своё очарование удачного сочетания технических достижений человека и красоты живой природы.
____________________________________ Обновление от июня 2014 года.
Вместо чудо-поезда из тепловоза ЧМЭ3 и плацкартного вагона теперь по ветке Кривандино-Рязановка ходит современный "рельсовый автобус" (автомотриса) РА1, впрочем, всё так же, как и прежний чудо-поезд, плюхающая по стыкам рельс. Сама ветка отремонтирована, расчищены от растительности широкие полосы вдоль путей, местами заменены шпалы и сделана свежая отсыпка балласта, на всех станциях появились таблички и расписания, кое-где освещение, но вот вместо платформ кое-где по прежнему просто лежит пара шпал. На станции Сазоново снят боковой путь, на котором стояли старые вагоны. Сами вагоны отогнаны частично в Рязановку (в т.ч. бывший вагон-магазин), частично в Кривандино. Ветка на Радовицкий-Пилево, увы, разобрана.
В целом – закрытие ветке чудо-поезда явно не грозит, она наоборот, обновляется и ремонтируется, но вот часть былой романтики глухого места безвозвратно утрачена. Впрочем, что не делает наш тайник менее интересным.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: