В феврале 1996 года в районе деревни Петушки поисковиками был обнаружен разбитый советский истребитель Як-1 и останки погибшего летчика. Был найден парашют, личные вещи пилота, обрывки обмундирования с петлицами капитана ВВС, планшет и награды. С глубины около четырех метров с помощью лебедки были извлечены двигатель самолета и его погнутый винт, найдены два ордена Боевого Красного Знамени, деформированные при ударе о землю, раскрывшие тайну гибели советского летчика-истребителя. С помощью боевых донесений 1-ой воздушной армии и по номерам наград удалось установить, что найдены останки капитана Ивана Порфирьевича Немятого, 1913 года рождения, штурмана 519-го ИАП 201-й истребительной дивизии 1-ой воздушной армии. По сведениям архива, 7 августа 1942 года Иван Порфирьевич не вернулся с боевого задания, т.е. пропал без вести. В планшете капитана Немятого были обнаружены топографические карты района боевых действий, различные документы, памятки и приказы, талоны на питание в столовой, личный блокнот. На одной из страниц блокнота летчика простым карандашом было отмечено: «Из боя не выходить даже при отказе оружия…»
Родился Иван Порфирьевич 20 марта 1913 года в селе Котовка Магдалиновского района Днепропетровской области. Детство Иван провел в деревне, а после окончания семилетки поступил учиться в агрономический техникум в селе Ждановка того же Магдалиновского района. В 1933 году техникум был успешно окончен и Иван начал работать агрономом в одном из хозяйств Одесской области. Оттуда он был призван на службу в армию, а по окончании поступил учиться в Харьковское авиационное училище. Окончив училище, Иван Немятый жил и работал в Москве. В 1939 году Немятый женился, а через год у него родился сын Анатолий. Потом началась война… В июле 1941 года он освоил один из самых скоростных самолетов того времени – МиГ-3. С 8 октября 1941 года до дня своей гибели Иван Порфирьевич совершил 131 боевой вылет. Его подвиги описаны не только в наградных листах военных архивов, но и в нескольких литературных произведениях: «Летчики на защите Москвы» А.Г. Федорова; «Нам дороги эти позабыть нельзя», раздел «Соколы Украины»; «На главных направлениях» П.М. Бойкова. Каким отважным человеком был летчик-истребитель Иван Немятый, рассказывают некоторые боевые эпизоды, описанные в этих книгах: «17 октября 1941 г. две группы истребителей 47-й авиационной дивизии, которыми командовали капитан Никифоров и старший лейтенант Немятый, штурмовыми действиями уничтожили 2 танка, 4 автомашины, и группу солдат и офицеров противника...».
«18 октября 1941 г., выходя из атаки наземных целей боковым разворотом, на высоте 1200 метров самолет Немятого оказался совсем рядом с вражеским «Мессершмитт Bf-110». Решив не упускать врага, летчик ударил крылом МиГа по хвостовому оперению «Мессершмитта», после чего оба самолета начали падать. Вблизи земли Немятый на некоторое время смог восстановить управление самолетом и произвел вынужденную посадку на своей территории…». 13 ноября 1941 года за успешные боевые действия и воздушный таран Иван Порфирьевич Немятый был награжден орденом Боевого Красного Знамени. 30 ноября 1941 года при встрече с семью самолетами противника (Ме-109) Немятый один вступил в бой. Он сбил двух из них, но и сам был ранен. При возвращении на аэродром горящий самолет преследовали две группы вражеских истребителей. И.П. Немятый сумел оторваться от преследования и посадить самолет на аэродром Химки. Самого летчика, получившего ожоги лица, рук и ног, отправили на лечение в госпиталь.
Второй орден Боевого Красного Знамени Иван Порфирьевич получил уже после выздоровления, 29 июля 1942 года. Через несколько дней началась Погорело-Городищенская операция. Истребители выполняли множество различных боевых задач – прикрытие наших штурмовиков и бомбардировщиков, поддержка наступающих наземных подразделений, уничтожение наземных целей врага и его самолетов, разведка территории, занятой противником. Жаркие солнечные дни сменяла мрачная пасмурная погода. Летчики совершали по 2–3 боевых вылета в этих трудных условиях и, как и противник, несли тяжелые потери. 7 августа 1942 года группа самолетов из шести истребителей Як-1, под командованием капитана Немятого, прикрывала район Крутицы, Косилово, Спас-Вилки и встретила 25 бомбардировщиков «Юнкерс-88» в сопровождении истребителей. Воздушный бой пилоты завязали за линией фронта, чтобы не допустить вражеские бомбардировщики к советским позициям. Наши летчики закончили бой полной победой. Бомбардировщики противника не выдержали дружных и стремительных атак советских пилотов. Патрульная группа в этом тяжелом бою уничтожила семь самолетов врага. Три сбил капитан Немятый... Это был последний бой героического летчика. В оперативной сводке № 80 штаба 201-й истребительной авиадивизии, в состав которой входил 519-й АИП, от 7 августа 1942 года есть такая запись: «С боевого задания не возвратился капитан Немятый И.П., самолет Як-1…».
6 мая 1996 года в торжественной обстановке, со всеми воинскими почестями прах капитана И.П. Немятого был похоронен на воинском мемориале «Защитникам Москвы» в поселке Снегири Истринского района Московской области.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: