Есть между Курском и Орлом Вокзал и станция одна. В далеком времени былом Здесь проживала тишина.
И грянул, наконец, июль И пятого в рассветный час Снарядов гром и взвизги пуль И танки ринулись на нас.
Но все ж никто не побежал, Не дрогнули порядки рот. И каждый мертвый здесь лежал Лицом к врагу, лицом вперед.
Стояли пушки на холмах Почти у самых Понырей. Остались на своих местах Лежать расчеты батарей.
Евгений Долматовский.
Во времена велких войн часто случается, что какое-нибудь не примечательное раньше место становится узловым для судеб мира и хода истории. Такой станет маленькая железнодорожная станция Поныри в сражениях Курской битвы. Сегодня эту станцию забыли, а в 1943-м году о ней знал весь мир.
После успешных боев под Москвой и Сталинградом советские войска совершили прорыв на Курском направлении. Образовался гигантский выступ протяженностью 550 км, который впоследствии получил название Курская Дуга.
Немецкой группировке армии «Центр» противостоял центральный фронт под командованием Рокоссовского. На пути армии «Юг» стоял воронежский фронт под командованием Ватутина. Немцы, удерживая оккупированные территории, готовили решающую операцию «Цитадель». Суть ее заключалась в одновременном ударе с севера и юга, получении возможности соединиться в Курске, образовав гигантский котел, стремлениии разбить наши войска и двинуться на Москву. Нашей целью было во что бы то ни стало не допустить прорыва и правильно рассчитать вероятность главного удара немецких армий.
Весна 1943 года. На Курском направлении возникла стратегическая пауза — 100 дней тишины. Сводки Совинформбюро неизменно содержали фразу: «На фронте ничего существенного не произошло». Тщательно работала разведка, готовились наши войска, готовились немцы. Успех будущей операции в эти дни решался обеспечением фронта боеприпасами, техникой и новым пополнением. Основная нагрузка в этом трудном деле легла на плечи железнодорожников. 100 дней тишины для них были 100 днями ожесточенной битвы. 2 июня 1943 года на Курский железнодорожный узел был совершен самый мощный налет фашистской авиации. Он продолжался без перерыва ровно 22 часа. 453 самолета сбросили на станцию Курск 2600 бомб, практически истребив ее. Возможно, на фронте было легче, нежели здесь, в тылу. А люди работали, восстанавливали паровозы, неделями не выходили из депо, чтобы обеспечить воинские грузоперевозки.
5 июля 1943 года на северном фасе началось одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны — Курская битва. Рокоссовский точно рассчитал направление главного удара. Он понял, что немцы начнут наступление в районе станции Поныри через тепловские высоты. Это был кратчайший путь на Курск. Командующий центральным фронтом шел на большой риск, сняв артиллерию с других участков фронта. 92 ствола на километр обороны — такой плотности артиллерии не было ни в одной оборонительной операции за всю историю Великой Отечественной. И если под Прохоровкой было величайшее танковое сражение, где железо воевало с железом, то здесь, в Понырях, примерно такое же количество танков двигалось на Курск, и вот эти танки остановили ЛЮДИ. Противник был силен: 22 дивизии, до 1200 танков и штурмовых орудий, всего 460 тысяч солдат. Это была жестокая битва. «Обе стороны, кажется, догадываются о том значении, которое история в будущем определит ей», - пишет Пауль Каррел в книге «Выжженная земля». В курской битве принимали участие только чистокровные немцы, другим они не доверяли ничего. 17-летних у них не было. 20-22 года — это были опытные и подготовленные кадровики. Ожесточенные бои продолжались под Понырями 6 и 7 июля. В ночь на 11 июля обескровленный враг предпринял последнюю попытку потеснить наши войска и смог продвинуться за 5 дней боев на 12 километров. Но и на этот раз наступление фашистов захлебнулось. Один из немецких генералов позднее сказал, что ключ нашей победы навсегда зарыт под Понырями. 12 июля, когда шла ожесточенная битва под Прохоровкой на южном фасе, где враг продвинулся на 35 километров, на северном фасе линия фронта вернется на свои позиции, и уже 15 июля армия Рокоссовского перейдет в наступление на Орел.
Весь мир знает о танковом сражении под Прохоровкой – самом крупном за всю историю войны. Но мало кто задавался вопросом, как советский войскам удалось оперативно перебросить под Курск такую массу танков. С марта по август только эшелонов с боевой техникой на Курскую Дугу было доставлено 1410. Это в семь раз больше, чем под Москву в 1941-м. Танки прямо с платформ пошли в бой.
Курское сражение закончилось полным разгромом врага, выходом к Днепру и взятием Харькова. Первый поезд туда пришел уже на 5-й день после освобождения города. Главной задачей теперь, обеспечив наступление, не отстать от наступающих частей. Ведь уходя, немцы оставляли за собой выжженную пустыню. За паровозом за одну из шпал зацеплялся тяжелый крюк, он идет и рвет все шпалы пополам. Все, путь разъединился, по пути ехать нельзя. Идет путеразрушитель, рвет шпалы. Стык, звено подрывают. Рельсы в то время лежали 12,5-метровые. На каждом стыке и в середине стыка через 6 метров подкладывалась динамитная шашка, подрывалась и рельсы выходили все из строя. Так что и шпал нет, и рельсов нет. Это все создавало общий фон, когда работать было практически невозможно. Но все делалось.
Делалась победа. Командующий центральным фронтом генерал армии Рокоссовский писал: «Исключительный героизм проявили железнодорожники Курского узла, восстанавливая разрушения под разрывами вражеских бомб. Помни, железнодорожник! Русский солдат пройдет везде, если через каждые 20 минут мы обеспечим доставку фронту 30 вагонов с войсками, боеприпасами, вооружением и продовольствием. Сто тысяч бойцов Красной Армии пройдут там, где не пройдет олень». Наши железнодорожники не оставили оккупантам ни одного паровоза, ни одного вагона, ни одного стрелочного перевода. Взрывалось и уничтожалось все, что не могло быть эвакуировано. На этом участке поезда было очень страшно водить из-за постоянных авиационных бомбежек. Железнодорожники — очень скромные, простые труженики-солдаты Великой Отечественной войны. Без них не было бы победы не только под Сталинградом, не только на Курской дуге, вообще не было бы этой победы.
У каждого старого солдата есть сокровенная мечта еще раз побывать в тех местах, куда забрасывала его война. Что хотят они увидеть, о чем еще вспомнить, что пережить? Они знают, что ни в какой кинохронике мира нет кадров, которые хранит их память. Никто и никогда не сможет измерить их боль. Никто, кроме них, не почувствует запаха пороха, пота, сухой пыли и теплой крови. И поэтому они возвращаются.
Иди вперед, воюй, гори, После войны когда-нибудь Вернись в родные Поныри, Где начинал победный путь.
Гремели в долах и лесах Бои с зари и до зари. Орел и Курск, как на весах, А посредине — Поныри.
Евгений Долматовский.
По мотивам фильмов «Поезда, выигравшие войну» (автор сценария и режиссер Валерий Шатин) и «Курская дуга. Железный рубеж» (автор и режиссер Дарья Романова).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: